Домой К списку статей

фотографии к статье

Ашкеназы в лабиринте эпох-5

Цикл статей [1     2     3  4]

                 Польша: становление еврейского ишува (14-15 столетия)

Опубликовано в газете «Новости недели» 17 ноября 2011 года в приложении «Время НН»

 

                                                                            Александр Вишневецкий

Четырнадцатое и пятнадцатое столетие знаменовалось массовым исходом евреев из Западной и Центральной Европы в Восточную Европу.

Ряд документов тех времен рассказывает о том, откуда прибыли еврейские жители в   Восточную Европу, когда и как ашкеназийцы покинули немецкие земли, и возродилась  жизнь евреев  в новых местах обитания. Нелегким был их путь на Восток. Изгнанные и вырванные из немецкой среды, они должны были строить  свое новое жилье в славянском окружении.  Потомки  тех, кто заложил основу ашкеназийства в общинах Вормса, Шпейера и Майнца на территории Германии, сохранили память о  своих предках и продолжали соблюдать их установки, находясь в Восточной Европе. Несмотря на свое бедственное  положение из-за гонений, грабежей и преследований они  взяли с собой в дорогу богатое духовное наследие - из столетий развития ашкеназийства. Это был опыт  их жизни, и они хотели его применить в условиях нового местопребывания для сохранения своего национального существования и воссоздания здесь, на новом месте, своей еврейской автономии, своего национального самоуправления. В итоге массовых переселений Польша становилась главной новой Родиной для ашкеназийцев.

Также как их предки столетиями назад, когда те прибыли к берегам Рейна в Германии, нынешние переселенцы встретили  совершенно иное экономическое и политическое положение, совершенно другой образ жизни и юридическую администрацию. Вопреки изменившимся условиям, они попытались дальше плести ту нить существования, которая была прервана на германской земле. Учитывая  трагический опыт проживания в Германии, они стремились также получить гарантии, исключающие повторение страшных погромов и преследований, имевших место там. Даты получения таких   привилегий от польских правителей, которые выдавались евреям, совпадают  со временем их  больших перемещений  из Запада на Восток.

Первый руководитель, укрепивший положение евреев на основе  особых законов был Болеслав Благочестивый (Калишский), удельный князь города Калиша, утвердивший привилегию, известную как Калишский статус, предоставленный   в сентябре 1264 году евреям Великой Польши. Сам факт  выдачи привилегии – свидетельство того, что численность евреев в стране стала ощутимой. К этому времени близкие по содержанию привилегии были предоставлены евреям  Австрии в 1244 году и евреям Венгрии в 1261 году.  Болеслав исходил из интересов своей страны, опустошенной недавним татарским нашествием и остро  нуждавшейся в деловых и грамотных людях  для развития. Этот статус, призванный защитить евреев от преследований христиан, был затем опять подтвержден в 1334 году королем Польши Казимиром Великим. Привилегии Болеслава указали границы прав евреев, их экономический статус и состояли из 37 параграфов. В первом параграфе  сказано, что обвинение христианина против еврея может быть признано верным только тогда, когда есть еще один свидетель из евреев, который подтвердит его слова. К суду евреев можно привлекать не по общим городским законам и только судьям, назначенным правителем страны. Если христианин убил или ранил еврея, виновный будет судим в королевском (княжеском) суде. Личность и имущество евреев объявлены неприкосновенными. Пленение еврейских детей с целью их крещения строго запрещено. Обвинять евреев во взятии крови для мацы, строго запрещено, т.к. фальшивость таких обвинений уже давно известна. Если такое обвинение всплывет, то нужно шесть свидетелей: трое христиан и три еврея, и если вина еврея будет доказана, то виновному грозит смертное наказание, в противном случае такое наказание грозит доносчику-христианину.

В ряде параграфов этого статуса мы видим отзвуки того времени: параграфы, где говорится о защите новых жителей, чтобы с ними не случилось то, что они пережили в местах, откуда бежали. Наиболее характерные в Калишском статусе  параграфы следующие (здесь приведены дословно):

*9.Если христианин поранит еврея по какой-либо причине, то должен обвиняемый заплатить нам и нашему воеводству - согласно нашему наказанию - штраф, который он должен внести в наше ведомство. И пострадавшему он должен предоставить средства для лечения ран и на расходы, как это указано в наших законах по стране.

*10.Если христианин убьет еврея, то он должен быть наказан справедливым судом, и все имущество обвиняемого должно перейти в наше распоряжение.

*14. Мы хотим, чтобы в случае, если христианин нанесет ущерб синагоге, разрушая ее или нападая на нее, каким-либо образом, то чтобы он согласно традициям нашей страны и нашим строгим законам, был наказан, и все его вещи, как бы их не называли, должны быть изъяты в наше ведомство.

*15. Мы хотим, чтобы если кто-то будет бросать камни в еврейские синагоги, чтобы он заплатил две меры перца нашему воеводству.

*26.Мы хотим, чтобы если кто-то (мужчина или женщина) похитит еврейского ребенка, то чтобы они были наказаны как воры.

*35.Мы хотим, чтобы если еврей, гонимый большой нуждой кричал ночью из-за насилия, и если христианские соседи  не потрудятся прийти ему на помощь и не придут на его крик, то каждый христианский сосед должен будет  заплатить судье тридцать шиллингов.

Декрет был заявлен на «вечные времена». Однако уже в те времена польское католическое духовенство осудило возможность хоть какого–либо  облегчения участи евреев (1267 год). Тем более что из Ватикана поступило распоряжение унижать и угнетать евреев и оговаривалось требование не иметь никаких контактов с  евреями.  К счастью позиции католиков  в то время были еще слабыми в Польше и польские правители и население не поддались призывам фанатичных католиков.

 Из выборок документа видно, что полученные привилегии должны были стать определенной гарантией для пострадавших еврейских беженцев, которые спасались из мест преследований и прибыли искать защиты в Польше. Не случайно находят много похвальных слов видных евреев того времени на безопасное положение евреев в Польше. Так написал раввин из Кракова в одной из своих респонс (один из жанров галахической литературы, состоящий из бытовых или законодательных вопросов и ответных мнений тех или иных религиозных авторитетов, примечание автора статьи): "Лучше кусочек сухого хлеба со спокойствием в этих (польских) странах, где их вражда не так сильна к нам, чем в немецком государстве. Вспомним еще привилегию  литовского князя Витовта (Литва с Польшей к тому времени объединились в одно государство), данную им евреям Бреста в 1388 году. Эта привилегия  после в 1389 году, была подтверждена для евреев Гродно. В этой привилегии сказано:

"Именем Господа, аминь! Мы Александр или Витовт божественного происхождения, князь Литвы и наследник Гродно, Бреста, Дрогичина, Луцка и других стран ставим в известность: они, евреи Гродно, не несут никаких обязательств и не платят никаких налогов в наши ведомства, ни для настоящих, ни для позднее закупленных мест этого кладбища, как и за места еврейских синагог".

Дальше, эта привилегия разрешает использовать  дома, дарить их, готовить напитки, вести торговлю на рынках, покупать скот, иметь право на доходы с обработки земли и полей. Евреям также разрешено заниматься различными ремеслами.

Во времена Казимира Великого (1333-1370) Польша интенсивно развивалась, он превратил страну из  деревянной в каменную. Он неплохо относился к евреям, сознавая их  значительный вклад в развитие торговли. Король Польши Казимир Великий  не только распространил установки Болеслава  на все области польского государства,  но и прибавил к установкам Болеслава новые привилегии: право жить во всех городах и селах, покупать землю, брать в аренду владения помещиков. В отношении судов над евреями требовалось присутствие раввина и представителей общины. Было положено начало более позднего самоуправления еврейских общин. Он наделил рядом прав еврейскую общину города Лемберга (Львова), главного города Червонной Руси,  присоединенного при нем к Польше. В 1356 году евреям города было дано право «судиться между собой согласно еврейским законам», такими же правами в городе были наделены русские, армяне и татары.

Согласно польской летописи Казимир полюбил еврейскую красавицу - Эстерку, дочь портного из Опочно. Он поселил ее в своем дворце в Кракове. Она имела от него двух сыновей, воспитанных христианами, и двух дочерей, которых Эстерка воспитала как иудеек. Эстерка погибла во времена гонений после смерти Казимира против евреев. Это было в годы правления Людвига Венгерского (1370-1382), находившегося под сильным влиянием католической веры. К счастью, его дочь, занявшая затем польский трон, вступила в брак с литовским князем Ягело (Ягайло), что привело к объединению обеих стран в одно государство.

14 столетие ознаменовалось страшной бедой для евреев Европы – эпидемией чумы, названной «черной смертью»  (1347 год). Наибольший ущерб она нанесла бедным слоям населения. До Германии добралась волна ненависти, которая была раздута дикими наветами, что евреи отравляют колодцы, что они виноваты в этой эпидемии,   которая забрала в Европе два десятка миллионов жертв.  Здесь психоз еврейской ненависти зашел так далеко, что евреев  обвинили в отравлении  ядом  колодцев и рек -  Рейна и Дуная со всеми их притоками, чтобы уничтожить христиан.

Повсеместно проходили  манифестации, сопровождаемые религиозным фанатизмом. Феодалы и церковь  опять направили гнев против евреев- «врагов христианства».  Во главе процессий несли священные церковные иконы и картины, толпа  грабила еврейское имущество, в большом количестве еврейских общин проводилось  массовое уничтожение. Самые страшные погромы происходили в 1348 году. Немецкий король Карл Четвертый (1346-1378) не предоставил евреям защиту, а только следил за тем, чтобы ему предоставили его часть награбленного у евреев.

Убийства приняли такие масштабы и были столь чудовищны, что руководители католических  церквей и высокие государственные властители начали издавать призывы, направленные  против антиеврейских наветов и травли. Но ничто не помогало. Насилие взяло власть над толпой. И опять общины погибали, жертвуя собой во имя веры. На этот раз проявила себя еврейская самооборона, противостоявшая с оружием против нападавших. Новый процесс грабежей и убийств в Германии имел  начало  в 3-х общинах на Рейне, где несколько веков ранее зародилось ашкеназийское еврейство - Шпейере, Вормсе и Майнце. В январе 1349 года было осуществлено  уничтожение общины Шпейера, в Вормсе управление города  решило сжечь всех евреев. Но, евреи сами подожгли свой квартал и погибли в огне. Это произошло 1 марта 1349 года. В Майнце  евреи выступили с оружием против разбушевавшейся толпы и убили до 200 человек погромщиков. Но нападавших было многократно больше и в итоге погибло 6000 евреев (24 августа 1349 года). В этот же день погибла  старинная община Кельна. Огнем  стерты общины Эрфурта, Оппенгейма, Франкфурта на Майне. Волна резни  дошла до  Баварии, где были разрушены 80 общин, затем  резня перекинулась на север Германии. Здесь, в Кенигсберге, была сожжена полностью еврейская община, погромы  не обошли также Силезию и Австрию.

В общем, в это ужасное время  погибли свыше 300 общин. Не все погибли непосредственно от рук убийц - христиан. Часть евреев оживила традиции гибели во имя веры времен крестовых походов. Они не желали погибнуть от рук грабителей и убийц, но подвергли себя гибели сами, вместе со своими семьями. Еврейские погромы продолжались в течение 1349-1352 годов. Еврейский ашкеназийский ишув Германии, который уже до этого достаточно пострадал в муках и страданиях, опять был поставлен перед испытаниями и опять выдержал экзамен, испытание огнем и кровью. Вместе с общинами погибли их духовные руководители.

После этих кровавых событий в Германии наступило некоторое успокоение, часть общин пришли в себя и опять славились своими выдающимися личностями. Большая же часть общин покинула Германию. С массами беженцев ушли и их видные  уцелевшие руководители.

После каждой такой вспышки насилия в Германии  возникал новый приток бездомных, которые внедрялись  на польской земле. Еще один поток евреев в Польшу был в 1360 году из Венгрии, откуда изгнали евреев. И только  концом 15 столетия этот трагический список еврейских изгнаний завершается. В целом, 15  столетие характеризуется глобальными перемещениями евреев из-за изгнаний. В первой половине 15 столетия  евреи были изгнаны из области Рейна, позднее из Швабии и Баварии. К концу 15 столетия евреи были практически полностью изгнаны из Германии и Австрии. Преследования евреев в Чехии в 14 столетии были продолжены в 15 столетии, особенно это касалось евреев Праги. В 15 столетии преследуются также евреи Венгрии, а в конце этого столетия происходит полное изгнание евреев из Испании. Практически подвергаются изгнанию в этом столетии евреи Франции. Дороги для исхода евреев закрыты в Италию. И только Польша принимает евреев, спасая их от гибели и принудительного крещения. Таким образом, идет полный закат еврейской жизни в Западной и Центральной Европе  и ее перемещение на Восток. Когда мы говорим здесь о Польше, то не имеем в виду Польшу сегодняшнего дня. Речь идет о старой Польше, исторической Польше, которая охватила территории позднейших поселений ряда стран нынешней Восточной Европы.

 На этом основании можно утверждать, что в то время существование польского государства и его экономический подъем способствовали спасению евреев и их дальнейшему существованию и развитию. Невольно задумываешься об этом, помня о полной ликвидации евреев в Польше в годы Второй мировой войны не без непосредственной помощи в этом со стороны польских коллаборационистов.

 Значительная еврейская эмиграция в Польшу подействовала на духовный мир растущего еврейского расселения Польши. Это формирование определялось тогда немецко-французскими евреями, глубоко впитавшими идеи ашкеназийства, как по образу жизни, так и по религиозным канонам. Только позднее в 16 столетии начинается формирование своеобразного духовного мира польского еврейства.

К  началу 15 столетия население Польши составило около 2,5 миллионов человек, при еврейском населении в 30 тысяч человек. В 14-15 столетии в Польше идет быстрое строительство городов и местечек. Так за период правления Казимира Великого (14 столетие) появилось 65 новых городов. При этом большая часть из них построена с помощью короля, часть с помощью феодалов и церкви. Строились города и при участии прибывших немцев, чехов, итальянцев, армян, евреев. По нынешним меркам население городов было небольшим – от, примерно, 20000 до 1000 человек. Так, в 15 столетии население Вроцлава составило 20 тысяч жителей, Гданьска и Кракова по  15 тысяч, Познани - 4 тысячи. Почти во всех городах еврейское жилье, производство и магазины еврейских ремесленников были сосредоточены вокруг городского рынка и в улочках вокруг него. Это свидетельство того, что еврейское население не было изолировано, а занималось обслуживанием всего населения.

К 15 столетию евреи  начинают интенсивно заселять Силезию и ее главный город Вроцлав. Поселения евреев в сельской местности зависели от согласия феодалов, которым принадлежала земля. В некоторых случаях имело место поощрение еврейских крестьян, отказом от уплаты налогов в течение нескольких лет с тем, чтобы заселить пустующие земли. Так появляются еврейские села и местечки. Богатые евреи покупали землю, селились там со своими семьями и приглашали других беженцев. Особенно быстро шло освоение районов у торговых путей, вблизи больших городов, около рек и лесов. Местечковое население занималось торговлей и ремеслами. Феодалы и королевская власть извлекали  из такой еврейской колонизации большие прибыли в виде налогов.

Рост еврейского населения знаменовался появлением еврейских кварталов в городах. В привилегии от 1367 года Казимира Великого перечислены крупные города Польши, где даны права проживания евреев – Краков, Сандомир, Львов, а в другой привилегии говорится о всей Польше. Хотя  евреи появляются в Варшаве еще в 13 столетии, но первые официальные документы об этом связаны с 1414 годом. В 1356 году жители Львова получили от Казимира Великого Магдебурское право и автономию во всех делах, включая еврейское население. В 14 столетии во Львове уже существовала Жидовская улица. Важнейшие еврейские центры 14 столетия -Краков, Калиш, Познань, Львов, Люблин. Естественно, что эти процессы массового расселения евреев в Польше продолжаются по нарастающей в 15 столетии - появляются собственные еврейские дома, синагоги и еврейские кладбища  в крупных городах.

 

Hosted by uCoz