Ашкеназийское еврейство в лабиринте эпох

 

                                                                   Александр Вишневецкий

 

Расширенный вариант статьи опубликованной в газете "Новости недели" от 28 октября 2010 года в приложении ВРЕМЯ ЕВРЕЕВ

Три книги  писателя Мордехая Бернштейна (1905-1966) , изданные в Аргентине в Буэнос-Айресе в 1955- 1960 годах на языке идиш, дают нам возможность детально на основе документальных свидетельств познакомиться с  более чем тысячелетней историей ашкеназийского еврейства. Это книги: « В лабиринтах эпох» 1955 год издания, « Не сгоревшие поленья» 1956 год издания, « Это был ашкеназийский стиль» 1960 год издания.  Особое внимание уделено автором вопросам зарождения ашкеназийства на берегах реки Рейн и ее притоков, становления ашкеназийского образа жизни, всем тем нелегким испытаниям  и трагедиям, начиная с крестовых походов, т.е. всему тому, что происходило с евреями на территории Германии. Огромный объем фактического материала невозможно втиснуть в одну или несколько газетных статей, поэтому здесь представлены некоторые материалы из книг Бернштейна в сокращенном и переработанном виде в переводе с идиш автором данной статьи. Весьма интересным представляется, представленное Бернштейном, сопоставление хода исторического развития ашкеназийского и сефардского еврейства (под сефардами Бернштейн имеет в виду евреев, зарождение субэтноса которых и их дальнейший образ жизни связан с пребыванием в Испании и Португалии). Обе эти этнические группы имели много схожего в ходе своего развития. Автор анализирует причины, почему ашкеназийское еврейство стало доминирующим во всех отношениях в еврейской судьбе, в то время как еще 500 лет тому назад обе этнические группы были примерно равноценными. Одной из причин дальнейшего отставания сефардов в развитии автор видит в том, что попав на территорию Оттоманской империи сефарды не нашли соответствующей среды для своего развития. Чтобы более детально разобраться в вопросе развития еврейских субэтнических групп, автор обращается к истокам формирования ашкеназийского этноса. Важно, что вопросы дальнейшего развития различных субэтнических групп еврейского народа, достижения ими общих вершин развития представляются очень  актуальными для дальнейшей судьбы Израиля в целом.

Вовсе не случайным в этом плане является обращение к истокам ашкеназийства, где проявились те качества, которые затем стали основой в характере и развитии этой этнической группы. Началом еврейской жизни в виде ашкеназийских общин на Рейне считается  960 год новой эры. Это предположительный год рождения раввина Гершома Бен Иегуды, основоположника и организатора еврейской духовной жизни в бассейне реки Рейн.  Еврейские хроники того времени писали раввины и им принадлежит немалая доля заслуг организации этой жизни по Рейну и его притокам: Лан,  Зиг, Мазель, Некар, Майн и у Бодензее (Боденское озеро). Самый старый торговый путь шел по рекам Рейн, затем по Дунаю и далее по Дону. Здесь шла торговля, обмен товарами. Кельн - город на Рейне, важен для нас тем, что уже в 321 году здесь документально подтверждено проживание евреев, в Кельне тогда находился римский гарнизон. Есть свидетельства проживания евреев в городах Регенсбург, Штрасбург, Триер в 6 веке, но они не имеют документального подтверждения. Первые 200 лет сопровождали нахождение евреев в бассейне реки Рейн наветами, грабежами, потоками еврейской крови, преследованиями, изгнаниями, резней. Наиболее страшными временами были периоды 3-х крестовых походов - 1096 , 1146 и 1190 годов. Вот небольшой отрывок из хроники 1096 года, составленной раввином Шломой Бар Шимоном «… И на 3-й день были убиты люди из Нойса… И был там Шмуэль Бен Рав, которого убили у берега Рейна вместе с его двумя сыновьями. Одного из его убитых сыновей повесили на двери его дома, чтобы над его телом поиздеваться…В другом городе (имя города не дано, примечание автора перевода) большинство евреев собрались вместе и бросились в Рейнус (так тогда называли Рейн), чтобы не быть принужденными к крещению». Поселения  на реке Рейн и его притоках в еврейских хрониках того времени, написанных на иврите, предстают как трагическая колыбель, где в еврейских общинах формировался характер ашкеназицев, их упорство в борьбе за свое существование.

Десятки  общин  и тысячи евреев того времени, погибшие во времена крестовых походов, как и тысячи общин и миллионы евреев Европы, уничтоженные в годы Катастрофы показали самоотверженность и героизм, они не стали на колени, и их общины по праву называют святыми. Впервые массовую готовность в невиданных ранее масштабах жертвовать собой во имя веры, во имя идеи, за право быть и оставаться евреями проявили наши предки - ашкеназийцы на Рейне. Хроники, как еврейских авторов, так и немецкие того времени подтверждают это.

Бернштейн располагает описание событий еврейской жизни в соответствии с временным порядком наличия исходных письменных документов, свидетельствующих о нахождении евреев и их общин в указанных германских городах. В этом списке после Кельна, где документально засвидетельствовано пребывание евреев в 321 году, идет Аахен. Здесь в 797 году при короле Карле Великом была отправлена делегация к арабскому правителю халифу Гаруну аль Рашиду. Руководителем делегации и переводчиком был еврей Ицхак из Аахена. Королевская хроника рассказывает, что посланцы в дороге умерли, в живых остался только Ицхак, который затратил на дорогу туда и обратно около 4-х лет. 20 июля 802 года он вернулся в Аахен с подарками от халифа. В тех же хрониках из Аахена от 828 года упоминается еврей Давид, как чудесный врач. Из этих упоминаний видно, что евреи своей грамотностью и профессиональными знаниями занимали видное место  в немецкой среде того времени. В Майнце согласно хронологическим записям евреи упоминаются в 917 году, а к 982 году уже в виде указаний на наличие целой общины. Следовательно, 10-е столетие уже позволяет утверждать о наличии еврейских поселений на Рейне. Именно Майнц  дает нам имя первого выдающегося еврея – рабби Гершома бен Иегуду. Но, помимо этого, хроники отражают ту волну ненависти, погромов, резни с которыми столкнулись евреи, поселившиеся на этой земле. В 937 году государственный епископ Майнца обращается к папе Лео 7-му за советом – изгнать ему евреев или принудить к крещению. В 1012 году король Генрих 2-й изгоняет евреев из Майнца, в 1048 году после пожара в еврейском квартале опять следует изгнание из Майнца. В 1096 году во время первого крестового похода хроники, как еврейские, так и не еврейские фиксируют большое число жертв, мученическую гибель евреев во имя веры (кидуш- гашем). Погибает ряд уважаемых раввинов. В стихотворных формах на иврите оплакивают уцелевшие свидетели- раввины гибель евреев Майнца. Эти документы дошли до нас.

О евреях Вормса сложены легенды, и хотя они не соответствуют исторической сути, но являются свидетельством того, какое место занимал Вормс в жизни ашкеназийских евреев того времени.  Так, например, говорится, что уже к моменту возвращения в Иерусалим евреев из изгнания в Вавилон, Эзра и Нехамия разослали письма по всей диаспоре с просьбой к евреям вернуться домой, чтобы помочь отстроить второй храм. В легенде говорится, что в ответном письме евреи Вормса сообщили, что они уже построили новый Иерусалим с собственным храмом у берегов Рейна. Документально подтверждается, что еврейская община в середине 10 столетия была в Вормсе. Вормс - это город Раши и многих известных толкователей Торы и Талмуда. Сохранилась стена Раши, окружающая город, улицы и площади города свидетельствуют о многих трагических моментах, пережитых здесь евреями.

У Мозеля- притока Рейна, расположен еще один город Триер, где еврейская кровь была обильно  пролита во времена всех 3-х крестовых походов. В 1901 году была в ходе археологических расследований найдена глиняная лампа, содержащая старинный символ семисвечной меноры. Такие меноры в странах Малой Азии и Северной Африки обнаружены там, где находились римские гарнизоны. Что касается документально установленной даты пребывания еврейской общины в этом городе, то это 1066 год. В не еврейской хронике того времени сообщается, что в этом году местный епископ Эбергард потребовал у евреев креститься, в противном случае они будут изгнаны из города. Далее в хронике говорится, что из-за колдовства евреев епископ умер в этот же день, стоя у алтаря. Евреям города предстояла страшная резня в 1096 году во время первого крестового похода. Об этом и героизме евреев при этом рассказывают документы. Сохранились старинные ворота еврейского гетто города.

Еще одно небольшое местечко на берегу Рейна - Боппард, расположенное между Кобленцом и Бингеном также вошло в трагическую историю евреев времен начала ашкеназийства. В 1074 году король Генрих 4-й издал привилегию местным евреям, приравняв их в правах с евреями Вормса в отношении налогов и аренды. В хронике раввина Эфраима Бар Якова из Бонна рассказывается о страшной трагедии, произошедшей в Боппарде в 1180 году. Два судна с евреями (очевидно, торговые корабли, примечание автора данной статьи) прибыли к Боппарду, и матросы обнаружили у берега мертвую христианскую девушку. Гои обвинили в ее гибели евреев города, и их, как и людей с кораблей, утопили в Рейне. Предварительно они обещали сохранить жизнь, если евреи крестятся, но те отказались. Одну из жертв, раввина Егуду Бар Менахема тащили мертвого из одного города в другой, в Кельне его показали всему городу. В 1096 году во время первого крестового похода пишет хронист: «…7 дней после удара в Шпеере враги пришли в Боппард в субботу к ночи. Они убили раввина Шлому Кантора и вместе с ним 7 душ. И Б-г разбудил дух Отто, брата короля, и он наказал двух убийц евреев, им выкололи глаза». О событиях в Боппарде есть записи и других раввинов.

Еще один город на Рейне занимает видное место в еврейских хрониках. Это Шпеер, или Ашпиро по еврейским документам того времени, где упоминания об этом городе имеются с 1084 года. В этом году евреи получили привилегию от правителя города епископа Ридигера. Благодаря тесной связи 3 общин – Майнца, Вормса и Шпеера создается единый  уклад духовной жизни еврейских ашкеназийских общин. Шпеер дал еврейству целый ряд ученных по Галахе. Как и других городах, евреи города погибли мученической смертью во имя веры во время первого крестового похода. Их имена увековечены в еврейских песнях- плачах того времени.

Бонн упоминается в еврейских хрониках в связи с погромами и массовой резней во времена Первого крестового похода. Епископ Кельна Герман 3-й, пытаясь спасти евреев, отправил их в несколько соседних с Бонном городов, но погромщики убили их там.

Бахарах, город на берегу Рейна, известен своими горами и замками на них, резиденциями графов, королей, епископов. В хрониках описана гибель 3 – х семей из Бахараха во время второго крестового похода в 1146 году. Они попытались укрыться в одном из замков, но их оттуда прогнали.   Имена этих погибших увековечены в Нюренбергской книге памяти. Генрих Гейне в своем романе» Бахарахский раввин» дал исторически-литературное описание о гибели евреев в городе в 1283 году.

Евреи Штрасбурга представлены в документах 1146 и 1165 года. Еврейская община города  упомянута знаменитым сефардским путешественником Беньямином из Толедо около 1160 года. В 1183 году по документам в городе имеется еврейский квартал. Город не избежал еврейских преследований и резни.

Франкфурт-на-Майне расположен на водном притоке Рейна. Город упоминается в документах 1152 года в связи с ярмарками в нем, где принимали участие еврейские купцы. Еще одно упоминание примерно через 50 лет связано с пребыванием в городе раввина, стремящегося помочь евреям, сидящим там в тюрьме. К 1241 году в городе уже имеется синагога и две ешивы. К тому же времени относится  запись в хронике о гибели 180 евреев и только 24 спасшихся, благодаря согласию принять крещение.

Город Бинген лежит у Рейна. Упоминается у Беньямина из Толедо в районе 1160 года. В 1198 году после беспорядков в Кельне здесь спаслись евреи, бежавшие оттуда.

 Ланценберг известен тем,  что евреи этого города были обвинены в 1188 году в том, что по их вине погиб христианин, который упал в колодец в месте проживания евреев и утонул. В его гибели обвинили евреев. Благодаря помощи местных властей выступление против евреев не состоялось. Такая поддержка властей привела к тому, что здесь пытались спасти свою жизнь в 1188 году евреи из Майнца,  но их здесь убили. Евреи из Ланцберга участвовали в исторических сессиях Ваада (Совет, с иврита) вместе с евреями Шпеера, Вормса, Майнца.

Город Майн упоминается в хрониках, в связи с поднятым вопросом о разрешении еврейской вдове на вступление в повторный брак после гибели ее мужа. Это происходило в 1199 году и положительное его решение занимает до сих пор видное место в религиозной литературе.

Местечко  Линц уезда Кобленц согласно сообщению  хроники от 1218 года  известно крещением 2-х евреек. В списке преследований евреев и жертв в этом местечке  дата – 1349 год. Такая же примерно история касается Фрайберга, где первое упоминание о евреях датировано 1230 годом, а в 1349 году евреи этого местечка были сожжены. В Лаудерте 8 евреев подверглись страшным пыткам в 1235 году и затем были убиты, а их тела сожжены. Этот факт отражен в нескольких еврейских хрониках.

К счастью, не всегда все кончалось столь трагично. Бывали и исключения. Так,  в Хагенау в апреле 1235 году по кровавому навету попытались уничтожить евреев, обвинив их в пытках и убийстве трех семилетних христианских детей. Но король не поддержал провокаторов. Церковный служака Рихтер фон Сенонес в хронике от 1250 года полагает, что евреи избежали наказания, дав взятку королю. Тем не менее, мы находим еврейскую общину Гогенау позднее в списке жертв преследований в 1349 году.

Город Юберлинген на берегу озера Боденского озера, куда впадает Рейн, имеется в списке городов, где евреи платили налоги с 1241 года. Как и в других городах, еврейская община страдала от поджогов, издевательств, убийств, резни, грабежей в 1332, 1349 и в последующие годы.

 Оппенгейм имеется в списке городов, где евреи платили королевский налог с 1241 года. Община в списке погибших в преследованиях евреев в 1349 году. Констанц- город у Боденского озера, в списках еврейских общин, платящих налоги королю с 1241 года. Волна еврейских погромов и преследований имеет здесь место в 1312, 1314, 1331, 1333,1349 годах и далее. Последняя из общин по реке Рейн и его притокам в этом списке  Кайзерслаутерн, в старинной еврейской литературе он известен с 1241 года под названием Лутар.  Та же история - погромы и преследования.

Из этого обзора по многим городам и местечкам Германии, у Рейна и его притоков, где формировалось основы будущего и духовный уклад ашкеназийского еврейства, видно сколь нелегким и трагичным было это начало. Каждая из общин внесла свою лепту в их жизнь и у всех у них была общая судьба. Своей жизнью и даже своим поведением перед смертью, перед всеми угрозами и страданиями, эти люди определили новый образ этого этноса.

Попробуем несколько подробней на основе достоверных фактов рассмотреть вопрос мученической гибели евреев во имя веры. Прошло более 1000 лет с начала формирования ашкеназийского еврейства, но в народной памяти остались как живые эти герои, презревшие смерть во имя своих убеждений. К сожалению, этот сценарий преследований и гибели евреев в отличие от других народов сопровождает еврейскую жизнь постоянно, ни одна эпоха, ни одна еврейская диаспора в большей или меньшей мере не обошла это. И даже наша маленькая, прекрасная страна за столь короткий период своего существования пережила немало трагических испытаний. История нашего народа написана горячей еврейской кровью лучших ее сынов и дочерей, начиная от древнего Израиля до нацистов с их газовыми камерами. И именно ашкеназы уже на первых порах свого становления придали особый характер стойкости и мужеству евреев в период страшных испытаний, придали особый характер нашему развитию. Еврейские раввины- летописцы хроник, сумели донести до нас множество сцен реальных трагических событий гибели евреев в Германии в годы крестовых походов, они же и пишут о фантастической самоотверженности и бесстрашии в моменты неизбежной гибели. Даже враги евреев из среды христианских хронистов подтверждают эти факты.

Ниже приведен небольшой отрывок из хроники Шломо Бен Шимона из Майнца, который был свидетелем части событий, связанных с погромами 1-го крестового похода 1096 года: «…Они напали на общину Вирмайзо (Вормс). Одна часть общины осталась в домах, а другая убежала во двор эпископа. На них, что остались в своих домах, напали дикие «волки» и их убили - мужчин, женщин, детей. Они разрушили дома, все ограбили, книги Торы затоптали в грязь, порвали и сожгли.. 7 дней позднее… потрясение испытали и те, которые укрылись  в доме эпископа. Враги сделали с ними то, что сделали раньше с другими. Они держались также как их братья… Некоторые сами покончили с собой». Автор пишет, что некоторые убивали своих близких с их согласия, не давая врагам совершить это убийство. И еще, тот же автор пишет, что погибающие считали лучшим выходом для себя, перед лицом многочисленных врагов, принести в жертву свои жизни с помощью своих близких, чем дать врагам измываться над ними. Дошло до того что, опасаясь гибели от рук врагов, женщины бросали через окна золото и серебро. Это делалось для того, чтобы задержать врагов настолько, чтобы их близкие успели покончить с ними. Люди сжигали свои дома вместе со своими домочадцами, чтобы ни они, ни их близкие, ни их имущество не досталось врагам. Мы находим в еврейских хрониках  и о гибели евреев, утопивших себя в Рейне и его притоках, или же погибающих от перерезания горла, как ими, так и их близкими. Одним из важнейших мотивов принуждения со стороны убийц – христиан было требование отказа от еврейской веры и переход в христианство, либо смерть. Целые общины кончали жизнь самоубийством, отказываясь от принудительного крещения. Такое имело место в Вормсе. В Алпере таким же образом погибло 300 человек. Большая часть хроник о самопожертвовании евреев написана хронописцами - христианами. Приведу только один из многих документальных примеров из книг Бернштейна - составленный в 1349 году церемониал - мастером совета города Констанц: « 2 января 1349 года всех евреев Констанца заперли в 2-х домах, т.к. они отравили колодцы, и держали их там до 3 марта. И в этот день  их всех, 330 человек, выгнали на свободное поле за городом, и там загоняли их в специально построенное для этого строение. Это строение затем подожгли, часть евреев шла в него танцуя,  другие пели молитвы, а часть плакала. Все 330 человек сгорели…».

Такая гибель, когда люди идут, танцуя на смерть в огонь, или становятся жертвами своих близких, имела место и в других общинах – Вюрцбурга, Ротенберга, Нюренберга, она воспета в еврейских песнях – плачах того времени, и такие тексты дошли до нас  из старинных рукописей. И даже в раввинских респонсах (книгах вопросов и ответов)  того времени звучат вопросы о правомерности таких действий во имя Б – га. Уважаемые раввины признают правомерность таких действий и отсутствие какой-либо вины у тех, кто убивал своих близких с их согласия, чтобы они не попали в руки убийц-врагов, а потом в силу каких- то обстоятельств сами оставались живыми. Жертвенность такого рода известна нам со времен  обороны крепости Масады, но только  в Германии во время крестовых походов она достигла  небывалых масштабов. Были случаи принудительного крещения, но большинство евреев шло на смерть во имя веры и своих идеалов, только небольшая часть пала от рук христиан-фанатиков. Даже из документов той эпохи видно, что таких случаев были сотни. Численность еврейского населения на Рейне тогда исчислялась тысячами, и это были живые люди. Трудно себе представить их готовность уйти из жизни в столь массовом масштабе, предпочитая смерть смене веры.

Если мы перейдем через это тысячелетие от погромов и убийств крестоносцев до нацистских убийств, то мы обнаружим, что деяния ашкеназийцев, их образ жизни и самоотверженность продолжаются и в наши, еще более трагичные времена. Живой пример тому - восстание в Варшавском гетто. На третьей неделе восстания уцелевшие восставшие были потрясены сообщениями о трагической гибели Мордехая Анилевича, одного из лидеров восставших, и его друзей из штаба боевой организации. Штаб находился в бункере, где было около 400 человек, и это была главная база повстанцев. Отсюда шли распоряжения боевым группам, и сюда стекалась вся информация о положении восставших. 18 мая нацисты окружили территорию вокруг бункера. Все 5 возможных путей отступления были отрезаны. Нацисты начали закачивать в бункер удушающие газы. На совете с членами штаба Мордехай Анилевич  и его боевые соратники приняли решение покончить жизнь самоубийством. Часть членов штаба были застрелены своими товарищами по оружию. Когда поступила помощь из соседних бункеров, и один из путей отступления оказался открытым, часть штаба пробилась к партизанам, где они позднее погибли. Среди покончивших с собой, но не сдавшихся врагу, в бункере были Мордехай Анилевич, его подруга Мира Пухнер и многие другие. Только четыре человека из этой группы спаслись и погибли позднее. Такого же типа самоотверженность и гибель проявили жители гетто Картуз – Березы ( ныне Березы, Беларусь) Пружан (Беларусь) и др.

 Конечно, не все были героями и в годы Катастрофы, чтобы спасти жизнь  нашлись евреи в юденратах, в еврейской полиции и капо в концлагерях, которые ради спасения своей жизни повели себя самым подлым и предательским образом.

И все- таки, подвиги народа в целом, яркими примерами которых остается поведение ашкеназ в начале становления этого этноса - это необычайный пример стойкости и самоотверженности для нашей страны и евреев мира. Как было бы здорово, если бы нашему народу никогда больше не было бы суждено проходить через столь страшные испытания!

К списку статей

Hosted by uCoz