К списку статей

 

 

Иллюстрации к статье

 

       

АШКЕНАЗЫ В ЛАБИРИНТЕ ЭПОХ  (Статья третья)

                                                                                          Александр Вишневецкий

Опубликовано в газете лНовости недели╗ 5 мая 2011 года в приложении лВремя НН╗

Вскоре после смерти  рава Гершома, организатора внутренней жизни общин ашкеназского субэтноса, на свет поянвился еще один гений еврейского наронда - РАШИ    (Рабби Шломо Бен-Ицхах, 1040-1105). РАШИ наполнил жизнь ашкеназов духовным содержанием, сделал доступными для них содержание ТАНАХа и Талмуда, снабдив святые книги соотвентствующими комментариями. Как комнментатор он стал общепризнанным  всем еврейским народом толкователем, его комментарии с тех пор стали неотъемленмой  частью этих священных книг.

Помимо комментариев, РАШИ являнется автором около 350 респонсов - отнветов на вопросы по Галахе и законам еврейской жизни. Им также создан ценлый ряд религиозных поэтических пронизведений - от хвалебных гимнов до эпинтафий и Песен плача. Песни плача были связаны с трагическими событиями того времени. Хотя РАШИ родился во Франнции в Труа и большую часть жизни пронжил в этом городе (и там же умер), его жизнь тесно переплетена с территорией Ашкеназ (так в еврейских источниках IX- X веков именовали германские земли). Свое воспитание и образование он полунчил в важнейших ашкеназских центрах того времени - Вормсе и Майнце. В ешивах этих городов РАШИ и приобрел свои знания.

После смерти РАШИ осталась целая плеяда его учеников, которые продолжинли писать комментарии, связанные с толкованием Талмуда. Среди них были мужья дочерей РАШИ - раби Йеуда Бен - Натан и Меир Бен - Шмуэль, их сыновья. Важнейшую роль в дальнейшем становнлении и укреплении ашкеназского евнрейства сыграл  рабби Яаков Бен-Меир (1100-1171), его называли также Рабейну ТАМ (аббревиатура, обозначающая "наш праведный учитель"). Именно он унаследовал качества рава Гершома как разработчика установок по организации еврейской жизни и РАШИ как толковатенля священных еврейских книг. В ешиве рабби ТАМа учились раввины из общин, расположенных на реке Рейн (Германия) и в Северной Франции.

После Первого крестового похода, принесшего страшные беды основным центрам ашкеназского еврейства (Шпрее, Вормс, Майнц), занятия провондились в ешиве "Рамеру" в провинции Шампань во Франции, где жил рабби ТАМ. Его многочисленные ученики стали затем продолжателями дела их учителя в организации еврейской жизни, еврейснком самоуправлении, проведении встреч руководителей еврейских общин.

Рабейну ТАМ стал свидетелем страшных преступлений против евреев в период Второго крестового похода и сам едва не погиб от рук погромщиков. В 1147 году на его дом напали крестоноснцы. Они разграбили жилище и намереванлись убить ТАМа, мстя ему как еврейсконму руководителю за "муки Христа". ТАМа спас рыцарь, которому он в свое время подарил лошадь. Испытания Первого и Второго креснтовых походов показали необходимость более тесной связи между еврейскими общинами, в том числе находящимися  за пределами  германских земель. Да и внутри самих общин  понадобилась  бонлее четкая организованность, связанная с созданием служб главы общины. В центре всей этой работы стоял ТАМ, она опиралась на его установки. Согласно исследованиям знаменитого еврейского историка Шимона Дубнова, были три оснновные причины новых организационных мер, которые устанавливались повсеменстно благодаря созывам еврейских сънездов ВААДов (комитетов) еврейских обнщин. Это, прежде всего, необходимость восстановления еврейской жизни после погромов, связанных с крестовыми понходами; затем - установление еврейсконго самоуправления в общинах по единым для всех порядкам, с определением прав раввинов и судей при вынесении ими реншений; и последнее - важно было приснпособить еврейские ритуалы к новым изнменившимся условиям пребывания в странах с преимущественно христианснким населением.

Именно в Труа (Северная Франция), где тогда проживал ТАМ, между 1150 и 1170 годами проходили первые съезды общин с целью выработки новых устанонвок. Среди важнейших решений этих фонрумов - постановление о том, что споры между евреями могут рассматриваться только в еврейском суде. Если же еврей обратится со своей жалобой в христианнский суд, его исключат из общины, поснкольку он своими действиями нарушит основные принципы еврейской автононмии. И только в том случае, когда обе противостоящие еврейские стороны обнратились в христианский суд, это не бундет рассматриваться как нарушение, еснли свидетелями по делу выступают евнреи.

Было установлено, что нельзя полунчить должность главы общины посреднством вмешательства христианской власти. Не допускалось воздействие на руководство посредством запугиваний. Евреи, близкие к христианской власти, должны защищать неприкосновенность автономии общины, даже если им будет грозить наказание со стороны гоев.

Целый ряд решений съездов касался социального положения в общинах, занщиты интересов семьи и женщин. Запнрещалось приобретение каких-либо церковных христианских предметов. Все эти решения сыграли важную роль в дальнейшем развитии общин Шпрее, Вормса и Майнца.

Рабби ТАМ скончался в 1171 году, пенрежив до этого одну из самых кровавых трагедий еврейского населения, проинзошедшую во французском городе Блуа. Вполне возможно, что это событие усконрило его смерть. Речь идет о кровавом навете, которые затем многократно слунчались в европейской диаспоре. Хронинки того времени, как еврейские, так и христианские отразили это событие. В них говорится о том, что однажды веченром у реки столкнулись ехавшие на своних лошадях еврей и слуга одного христинанина. Лошадь слуги с испуга встала на дыбы. Своему хозяину он изложил эту историю так: якобы еврей вез убитого ребенка, которого затем бросил в реку, что испугало и слугу, и его лошадь.

Хозяин слуги враждовал с одной очень энергичной еврейской женщиной, и он воспользовавшись этим наветом, передал его содержание главе города. Все евреи Блуа - около 40 человек, - бынли тут же брошены в тюрьму. Не тронули только эту женщину, но ее попытки освонбодить евреев ничего не дали. Далее местный священнослужитель посоветонвал мэру города проверить правдивость показаний прислужника, бросив его в воду реки в глубоком месте. Если он сканзал правду, то выплывет, в противном случае - утонет. Мэр потребовал у евренев выкупа за их спасение, и они согласинлись дать ему требуемую сумму. Но опять вмешался священнослужитель и потребовал не брать выкупа. После отканза евреев города спасти свою жизнь ценной принятия христианской веры их убинли и затем сожгли.

Героизм евреев Блуа и их мученичеснкая смерть побудил ТАМа установить в этот день (26 мая 1171 года по христианнскому календарю) гражданский пост. Благодаря еврейским хронописцам, данта осталась в нашей памяти. Через неснколько месяцев после этой трагедии рабби ТАМ умер. Его ученики в общинах Франции и Германии, исполняя его устанновки, способствовали укреплению орнганизации жизни ашкеназского еврейнства.

Ж

ем

'Рйев

ШШ

Тяжелые и страшные испытания вынпали на долю ашкеназов в XII столетии - их убивали, пытали, изгоняли, грабили, насиловали, сжигали. Была полностью нарушена жизнь общин. Эти потрясения привели к тому, что все ашкеназские обнщины стояли у края духовной пропасти, евреев охватили отчаяние и глубокий пессимизм. Страх повторения таких иснпытаний породил необходимость в успонкоении путем ухода в мистику, обращенния к потустороннему миру. И все это сончеталось с рациональным мышлением и верой в разум. Оба направления соотвентствовали той эпохе, способствуя укрепнлению духовного состояния народа. Именно в этот период появился новый лидер евреев Йеуда а-Хасид (1150- 1213), родившийся в Вормсе. Его пронисхождение связано с первыми поселенцами-раввинами, прибывшими в Ашкенназ.

Последующая жизнь будущего лиденра, как и его отца Ц рава Шмуэля а-Хасида, - связана с Регенсбургом, куда Йеуда прибыл в 1195 году. Здесь он основал ешиву, которая стала центром обучения для десятков раввинов и организаторов еврейской духовной, общественной жизнни. Ешива Регенсбурга продолжила дело ешив Вавилона, ашкеназских ешив Майнца и Труа. Рабби Йеуда а-Хасид нанписал пятнадцать книг, важнейшей из них стала "Книга хасидов". В ней нашли отражение настроения и духовное соснтояние евреев того времени, она стала любимой у простого народа.

Эта книга сыграла большую роль в развитии ашкеназского еврейства. Хотя авторство книги приписывается одному Йеуде а-Хасиду, на деле это коллективнная работа, включившая в себя произвендения ряда авторов 12-13 столетий, его последователей и учеников. На содернжании книги очень сильно повлияло то обстоятельство, что ее авторы были свиндетелями трагедии народа.

Одним из основных авторов книги понмимо Йеуды был его отец Шмуэль. Назнвание означало, что она создана хасиданми для народа (слово "хасид" на иврите означает "благочестивый"). В книге сондержатся указания по нормам поведенния, законам, обычаям, нравам, этичеснким принципам и морали. Но в ней нашнлось место и для историй о чертях, дунхах, потустороннем мире, изложены факты, граничащие с колдовством. В сонвокупности все это отражало мировознзрение людей того страшного времени.

"Книга хасидов" давала возможность евреям не бояться смерти, быть готовынми погибнуть во имя своей веры, она убеждала людей в существовании жизни после кончины, в бессмертии души. Эта книга о катастрофе евреев того временни, она содержит хронику страданий и документы о мученической гибели во имя веры. Это свидетельство высокой морали гонимых евреев - целых общин и отдельных личностей. В печатном (не рункописном) варианте книга была впервые издана в Болонье (Италия) в 1538 году. Но в государственной библиотеке Бонлоньи имеется рукопись книги более полного содержания, на ее основе полнное издание было осуществлено в Бернлине в 1983-1985 годах. В России книга была впервые издана также в сокращенном варианте. 

 Последним из раввинов, которые с полным   правом носили титул лсветоч галута╗ и по сути основателем и по сути основателем ашкеназской общины был рабби Меир Бен-Борух из Ротенбурга (1215-1293) известный в еврейской истории как МАХАРАМ иэ Ротенбурга. Он родился в Вормсе, одной из колыбелей ашкеназского еврейства, через два года после смерти Йеуды а-Хасида. И если последний укрепил ашкеназский образ жизни в 12 столетии, то МАХАРАМ доминировал в ашкеназских общинах в следующем веке. Его отец был одним из наиболее почитаемых ученых в вопросах Галахи, МАХАРАМ воспитывался им, в затем учился в ешиве Вирцбурга у раввина Ицхака Бен-Моше из Вены. Потом понехал в Париж, где учился у местных комментаторов Тонры.

В Париже ему довелось присутствовать при сжигании книг Талмуда. В повозках нанходились рукописные книги, отнятые в еврейских домах. Выдвинутое обвинение свондилось к тому, что из-за этих книг страдает христианская вера. Вокруг большого костра в центре Парижа христиане танцевали, видя, как эти книги сжигают. МАХАРАМ вскоре вновь уехал в Германию. Сконро он стал известным руковондителем ашкеназов. Он был раввином и из-за гонений понбывал в этой должности во многих общинах - в Костнице, Аугсбурге, Вирцбурге, Вормнсе, Нюренберге, Майнце и Ронтенбурге. Больше всего он пробыл в Ротенбурге, где стал главой общины, отсюда приставка к его имени. Здесь он построил ешиву, куда приезжанли ученики со всей Германии. Отсюда он посылал ответы на вопросы о социальнной жизни и о еврейских церемониях. Меир Бен-Борух воспитал целую плеяду учеников, которые затем заняли ведунщие места в ашкеназских общинах Германии и за ее пределами. Его ученники - авторы респонсов и многих книг по Галахе. К сожалению, ему - духовному руководителю всего ашкеназского еврейства, - не суждено было прожить долгие годы, отдавая себя подготовке последователей. Его история - это исключительно трагическая страница жизни нашего  народа, высветившая истинную картину положения евреев в Германнии в то время.

К 13 столетию положение евренев было таково, что им уже не хватанло утешительной морали "Книги хансидов" и необычных историй. Были приняты государственные законы в отношении евреев. В десятках городов Германии имелись еврейские общины, установлены государнственные налоги, которые должны платить евреи. Евреи представляли собой "государство в государстве" со своими общественными структунрами К тому же именно в этом столетии начинается распространение  ашкеназов и их образа жизни в Воснточную Европу.

Власть в Германии того времени была раздроблена между феодаланми, религиозными служителями и городским населением. Появилась "конролевская защита" евреев, которая устанновилась после крестовых походов. Эта "защита" рассматривала евреев как собственность короля и обеспечивала их эксплуатацию и угнетение. Евреев можнно было изгонять из страны. Немецкие короли, которые получили власть по наснледству от Карла Великого, считали себя законными хозяевами и защитниками евреев находящихся на их территории Они брали ив себя обязанность "защинты" иудеев от озлобленных христиан.  При этом евреи получили минимум прав и самоуправления в своих общинах. За такие льготы они должны были платить налоги. В раде мест функции сборщиков налогов были переданы местным правинтелям и феодалам, а также епископам. В свою очередь собиратели налогов плантили часть собранных средств королю.

В результате функция "защиты" евренев перешла в руки тех, кто собирал у них налоги. Раздробленность сбора налогов в руках королевской администрации, герцогов, ландсграфов, епископов, гонродских органов власти приводила к стычкам, борьбе интересов, локальным войнам, и евреи всегда были жертвами. Во времена жизни МАХАРАМа властитенлем Германии был король Фридрих Втонрой, отличавшийся двуличностью. То он был сторонником еврейской филосонфии, то проявлял себя как ярый фанатик католической церкви.

Ватикан в лице папы Грегора Девятонго обвинил церкви Германию в 1233 году в обеспечении евреев слишком многими свободами. Это привело к разжиганию ненависти и наветов, дальнейшему огранничению прав иудеев. В 1235 году по Германии прокатилась волна кровавых наветов с обвинениями в осквернении евреями "святого хлеба" и убийства христианских детей. К 1273 году отнонсится дальнейшее нарастание волны неннависти к евреям - это связано с прихондом к власти короля Рудольфа из Гамнбурга. Налогообложение растет и следнствием этого становится эмиграция евнреев в Польшу или на юг, в сторону моря. В результате падает число налогоплантельщиков. В ответ на это король Рундольф издает приказ о конфискации всего имущества в царскую казну для тех, кто оставляет страну без разрешения.

В этих условиях МАХАРАМ. будучи уже в возрасте около 60 лет, решает понкинуть Германию и перебраться в Эрец Исраэль Он вместе с семьей и близкими тайно приезжает из Ротенбурга в Ломнбардию, чтобы отплыть на судне. Он ждет еще одну группу своих учеников, которые хотели уехать вместе с ним. К его несчастью, внезапно в Ломбардию прибыл эпископ Базеля, возвращаюнщийся из Рима. Вместе с эпископом нанходился выкрест Книпс. Он узнал МАХАнРАМа и сообщил о нем эпископу, что денло возможность властителю города арестовать мудреца. Это произошло в 1286 году. Пленника передали королю Рудольфу фон Габсбургу, и МАХАРАМ затем умер в тюрьме Энзисхайма в Эльнзасе Только в 1307 году тело умершего праведника было выдано еврейской обнщине и похоронено в Вормсе. Это стало возможным благодаря больншому выкупу, который внес член обнщины, состоятельный еврей Алекнсандр Зискин Вимпен.

После ареста МАХАРАМа еврейснкие общины пытались заплатить за него выкуп, была даже установлена сумма в 20 тысяч серебряных марок, по тем временам очень крупная. Коннечно, МАХАРАМ мечтал выйти из тюрьмы, быть со своей семьей, со своими учениками. Но воспротивилнся, пригрозив проклятьем, если евнреи заплатят за него деньги. Он монтивировал это тем, что такая плата откроет путь преднамеренным ареснтам авторитетных еврейских руковондителей, чтобы брать за них выкуп. В итоге он провел в тюрьме долгих семь лет вплоть до своей смерти в 1293 году. Из тюрьмы он писал письнма, отвечая на посланные ему вопронсы. Даже после его кончины евреи не были уверены, действенно ли еще проклятие, которое издал рабби Менир. Прошло еще 14 лет, прежде чем тело праведника было выкуплено евреем, не побоявшегося проклятия. В благодарнность за это выкупивший его тело Вимнпен был похоронен рядом с могилой МАнХАРАМа

О евреях Германии того времени и организации их жизни можно получить довольно полное представление по респонсам МАХАРАМа, которых было тысянчи. Изданы четыре сборника его ответов на вопросы как от общин ашкеназских, так и от общин вне Германии - из Венгнрии, Польши, России. Один из его учеников Шимшон Бар-Цедек проникал в тюрьму Энзисхейма и выносил ответы МАХАРАМа на письма. По его респонсам мы узнаем о еврейском самоуправленНИИ, автономной организации общин. Мы видим в них как были реализованы идеи раби Гершома и раби ТАМа. узнанем, какие организации и функционируюнщие общественные строения были у евнреев - школы, синагоги, купальни с миквами, дома свадеб, дома ремесленников, госпитали, кладбища. МАХАРАМ ренкомендовал, чтобы в каждом доме и синнагоге была определенная часть стены без побелки как напоминания о трагинческих моментах в жизни народа. Синангоги были не только местом молитв, но и народными домами собраний, где обнсуждались дела по управлению общинанми, здесь произносились клятвы, отчужденния и проклятия, организовывалась понмощь бедным и нуждающимся. В домах свадеб отмечались также общественные и частные праздники. Госпиталями польнзовались как местные евреи, так и сопнлеменники из других мест, где не было таких заведений.

То, что МАХАРАМ принес себя в жертву ради интересов общины, являетнся проявлением высшей степени мученничества. Неудивительно, что этой жизнненной драме был посвящен  целый ряд произведений еврейском литературы, в том числе и рассказ Шолома Аша. МАХАнРАМ по праву считается национальным героем. Его жизнь, деятельность, как и его смерть. укрепили создание ашкеназского еврейства. Он завершил формирование субэтноса, начатое его знаменнитыми предшественниками раввинами Гершомом, РАШИ, Таммом, а-Хасидом в самые страшные годы огромных испытанний и трагедий еврейского народа  на территории Германии.

Предыдущие статьи цикла были опубликованы в газете "Новости недели". Познакомиться с ними можно по электронным адресам:

 

http://alvishnev8391.narod.ru/28october2010.htm

http://alvishnev8391.narod.ru/ashkenazatlabirintepoh.htm

 

 

 

 

Hosted by uCoz