Домой

К списку статей

 

фотографии к статье

 

 

                                 В лабиринте эпох (четвертая часть)

               Польша, начало еврейского ишува (X-X|||столетия)

                                                                          Вишневецкий Александр

 

Опубликовано в газете Новости недели 8 сентября 2011 года в приложении Время НН

 Части [1     2     3]

 

Старая легенда рассказывает: Когда гонимые от резни и погромов на Западе евреи достигли, наконец, спокойных мест и присели отдохнуть, то они услышали голос с неба: по лин яхве! (здесь ночует Б-г!), и это место получило название Полония...

 

Начало еврейского заселения Польши можно отнести к первой половине десятого столетия, когда в Польшу начали прибывать евреи из Германии. Были три основных вида занятий, привлекающие евреев в Польшу, страну значительных территорий и мало заселенную к тому времени - земледелие, ремесла  и торговля. В то время торговля между странами велась преимущественно еврейскими  купцами раданитами. О них писал арабский географ Ибн-Хордадбе (860880) следующее Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-французски, по-андалузски, по-славянски; они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. От 7-го до половины 10 столетия раданиты были практически единственными посредниками торговли между европейским Западом и азиатским Востоком. Они использовали южные города Польши (Краков, Люблин) на пути из Западной Европы через Русь и Венгрию до Хазарии, Византии и дальше на Восток. Такие дальние маршруты были связаны с присутствием  в разных странах евреев со знанием местных языков и иврита на созданных родонитами факториях. Иврит был объединяющим языком для торговцев-евреев по всему пути следования. Есть много свидетельств, об отдельных евреях или группах в Восточно-Европейских странах в эти  ранние времена. В 9-10 веке евреи торговали в Польше путем обмена товарами  из-за наличия в стране натурального хозяйства. Так, например, еврейские торговцы завозили оружие из Западной Европы и меняли на шкуры.  Когда в 11 столетии Хазария погибла, то это сказалось на международной торговле, но к этому времени евреи освоили торговлю внутри стран их проживания, сохранив внешнюю торговлю по доступным и отлаженным маршрутам. Ко второй половине 11 столетия по всей Польше уже были разбросаны еврейские поселения. Дальнейшее переселение евреев в Польшу было связано  со средневековыми преследованиями. Первый крестовый поход (1096 год) сопровождавшийся грабежами и гибелью евреев в Германии, Чехии, Богемии привел к тому, что еврейские массы из этих стран двинулись в поисках спасения на Восток. Польские властители охотно принимали евреев, благодаря которым  быстро развивалась торговля, ремесла. Польша стала первым и важнейшим местом обитания евреев  на пути в Восточную Европу, здесь евреи нашли убежище от преследований. Первые массовые группы эмигрантов стали прибывать в Польшу из Праги, где они начали собираться после погромов 1096 года. В Праге они подверглись ограблению короля Вартислава. Но это только ускорило исход еврейских беженцев, которые шли в Польшу, не принимавшую  участие в крестовых походах. В 1096 году только один поток евреев прибыл из Чехии в Польшу. В то время крестоносцы численностью в 12 тысяч человек из области Рейна, где они расправились с еврейскими общинами, пришли в Чехию и также в Венгрию. Евреи бежали в Польшу, одни со знанием славянского языка из Чехии, другие с немецким языком из Германии. Прибывшие из Германии были без имущества, из Чехии многие даже сумели прибыть с имуществом. Везли в основном деньги и украшения их легче было взять с собой и спрятать. В 1098 году евреи были ограблены и изгнаны из Чехии, что вызвало дополнительный приток евреев в Польшу. Крестовые походы 1147 и 1189 годов обусловили также исход евреев Франции, Германии, Чехии. И опять основная масса гонимых евреев оказалась в Польше. В Польше в то время христианство еще было слабым (Польша приняла христианство по католическому обряду в 966 году), и влияние церкви практически не ощущалось, так что ощутимой вражды на почве религии еще не было, что также способствовало оседанию евреев в Польше. Все 12 столетие продолжался исход евреев в Польшу из-за крестовых походов и вызванных ими погромов, грабежей и преследований евреев, временами  этот процесс перерастал в бегство.

Что заставило феодальные христианские  власти Польши  принять в страну убийц Христа? Очевидно, что ни гуманизм, ни сострадание к гонимым евреям значения не имели. Причина заключалась в том, что Польша того времени (11 и 12 столетие) находилась  на пороге интенсивного развития, в стране шло большое строительство. При этом на огромной территории было малочисленное население и каждая новая группа прибывающих, тем более людей опытных в ремеслах, торговле, кредитах способствовала развитию страны. Известно, что краковский герцог Мечислав Старый(1173-1209)  в 1173 году  запретил всякое насилие против евреев. Он, согласно польской хронике, ввел наказания против тех, кто будет совершать насильственные действия в отношении евреев. Штраф выплачивался шкурками белок. Этот факт наказания за насилие против евреев также является своеобразным подтверждением, что число евреев в Польше к этому времени стало значительным.  

 В то время западные страны Франция, Германия испытывали начальную фазу кризиса феодализма. Евреи, способствовавшие в этих странах налаживанию торговых и денежных отношений, развитию ремесел, созданию новых производств, оказались не нужны. В Польше такое развитие только начиналось, еще существовало натуральное хозяйство, что создавало массу неудобств при торговле. До начала проникновения евреев в Польшу- это была страна, не имевшая ощутимых связей с внешним миром. Но без таких связей полноценное развитие стран невозможно. Начали торговлю раданиты и продолжили еврейские купцы, которых называли в ивритовских источниках того времени голхей русия (идущие в Россию). Это движение шло  через ряд стран (Испания, Италия, Германия, Франция,  Венгрия, Чехия, Польша). Из Европы везли оружие, седла, шерсть, изделия из дерева, верхнюю одежду с воротниками. Обратно везли изделия из шелка, рабов, украшения, шкуры. Из Хазарии везли в Европу экзотические предметы и животных. Так, немецкому королю Отто 3 (около 985 года) привезли верблюда, которого здесь увидели в первый раз.

 Что касается Польши, то еврейские купцы  и ремесленники обслуживали феодалов. Для них велся импорт  предметов роскоши и у них купцы покупали местные изделия на экспорт. Имела место и торговля рабами, но в то время это была обычная процедура, принятая в христианском мире. Так, христианская Византия вела большую торговлю рабами, в том числе и рабами - евреями. Что касается мелких торговцев, то они обслуживали более бедные слои населения Польши. Таким образом, имела место, как транзитная торговля, так и торговля на местах. С гибелью Хазарии усложнились торговые пути еврейских купцов на Восток, и Польша становится конечным пунктом для них. Транзитная торговля слабеет. Характерно, что еврейские купцы  уже тогда имели достаточно высокую степень организации торговли. Существовали целые еврейские компании, обладающие большими капиталами и представленные купцами разных стран. Они торговали не только на деньги, но и в кредит. Интересно была организована работа еврейских торговых караванов. При остановке в пути, из-за каких- то причин или накануне субботы, повозки устанавливались в квадрат, чтобы можно было защититься при нападении. Люди находились внутри этого квадрата. Обслуживали караваны евреи и не евреи: носильщики, погонщики лошадей, извозчики. Мелкие торговцы совмещали в себе профессии продавцов и извозчиков. В 12 столетии растет число еврейских торговцев, оседлых на одном месте. Конечно слой торговцев в общем еврейском населении, тем более богатых, был небольшим.

Еврейские торговцы и ремесленники сыграли важную роль в материальном и денежном производстве в Польше. Начиная с 11 века, евреи ввели в стране новое средство оплаты: мелкие украшения из золота- кольца, цепочки и др. Затем феодалы в расчетах с еврейскими купцами начали использовать иностранные монеты. Еврейские купцы были заинтересованы в централизации власти в Польше, что давало им возможность не платить налоги в раздробленных княжеских владениях при переездах с места на место, а иметь дела с единой центральной властью. Польские короли (Мечислав Старый, Казимир Справедливый, Болеслав Справедливый, Лешек Белый), стремясь к централизации власти и объединению страны и заинтересованные  в развитии страны и оживлении торговли, пригласили евреев изготовителей  монет из Чехии, где  в 11 столетии одним из важных занятий тамошних евреев было монетное производство. Эти евреи стали пионерами монетного производства в Польше, и им было передано в аренду  управление производством монет. Они в 12 и 13 столетии чеканили польские  деньги - монеты. Причем надписи на них были на иврите с именами тогдашних польских князей в разных частях  Польши - (Болеслав Справедливый (1177-1194 годы), Лешек Белый (1194-1227), Мешко Калишский (1160- 1193), Казимир Справедливый(1177 -1194). В погоне за деньгами и прибылью польские князья того времени стремились снизить затраты на их производство, ценой снижения веса серебра, выделяемого на их производство.  Из-за незначительной толщины монет печать на них была односторонней. При этом властители стремились сохранить их номинальную цену при торговле. Во второй половине 19 столетия в различных районах Польши были найдены  около 25 видов польских монет с надписями на иврите.

Надписи на монетах были 3- х типов:

1.     Еврейскими буквами были написаны польские слова, в частности, имена польских королей. Например, Мешко- король польский; король Лешек и др.

2.     Монеты со словами на иврите, но без имен королей. Эти слова для нас не нуждаются в переводе: мазаль тов, браха това, браха ве симха,

или имена городов, столиц княжеств: Краков, Гнезно

3.Монеты с именами евреев- монетчиков, написанных на иврите: Раби   Авраам Бар Ицхак Анагид, Пинхас Акоен, Юсеф Калиш, Авраам Юсеф и др.

С изготовлением монет были связаны также другие финансовые операции евреев, которые использовал король Мечислав Старый в стремлении увеличить доходы государства. Это вызвало недовольство светских и духовных лиц и привело к замене Мечислава на его брата Казимира во власти. Эпископ Кракова Гедеон обвинил Мечислава в защите интересов людей другой веры.

К тому времени евреи уже проживали по всей Польше: в Великой Польше, Малой Польше, Куявие, Силезии. В 12 столетии евреи могли жить по всей Польше, кроме Мазовской провинции, значительно обособленной от остальной Польши, и  уже имелись еврейские поселения в городах-Кракове, Калише, Познани, Люблине.

Наиболее охотно селились евреи в Силезии. Здесь быстро развивалась торговля, ремесла в городах, имелись мельницы, шахты, была налажена добыча золота и серебра. В 12 столетии в Силезии насчитывались 66 городов. Самым развитым и хорошо защищенным городом был Вроцлав, в котором были накоплены значительные богатства, имелись специалисты в разных науках. Общее число жителей города достигло тогда 17 тысяч. По тем временам - это был самый крупный город Польши, где находились резиденции королей и эпископов. Даже в селах Силезии, судя по документам  того времени, уже жили евреи. Силезия находилась на торговых путях Германии, Чехии и Польши. Во Вроцлаве евреи имели свое кладбище. Там уже в наше время была обнаружена могильная плита еврея Давида Бен-Сар Шалома, датированная 1203 годом.

В настоящее время имеется часть историков, которые  полагают, что евреи  попали сюда не с Запада, а имеют отношение к погибшему хазарскому каганату. Но является неопровержимым историческим фактом, что еврейские массовые поселения создавались  в Польше, после волны гонений в Германии и за счет еврейских беженцев оттуда. Мы видим постоянный рост в еврейских населенных пунктах в Польше после каждой новой акции против евреев  в Германии. Так было после первых крестовых походов. Этот поток возрос значительно позднее в результате наветов, кровавых погромов и грабежей. Помимо того, что евреи прибывали в Польшу с высокой квалификацией ремесленников и знаниями в торговле, их также характеризовала высокая мораль, ведь это были люди, которые даже под угрозой смерти, не перешли в христианскую веру.

Социальный статус еврейского населения того времени характеризовала небольшая, богатая прослойка, близкая к князям и феодалам, и основная масса еврейского населения, живущая в нищете и бедности. С одной стороны это были богатые купцы, крупные землевладельцы, ремесленники; с другой стороны слуги, носильщики, погонщики лошадей, мелкие крестьяне, сами обрабатывающие свою землю, подмастерья у ремесленников. О бедности основной массы еврейского населения говорит тот факт, что в качестве кантора, судьи  и учителя общины нанимали одного человека, и даже ему приходилось еще подрабатывать на свадьбах и праздниках, чтобы прокормить своих близких. Отсюда и слабое владение Торой в то время. Несмотря на бедность, в 11 столетии еврейские общины выкупали евреев, попавших в рабство в войнах, у христиан.

Волна нападений монгол на Русь и Польшу  в 1240-1241, и на восточные районы Польши в 1259, 1285-1287 годах привела к большому опустошению  и разрухе. Из цветущих еврейских районов не осталось и следа. Те евреи, которым удалось спастись, убежали в западные районы Польши, куда монголы не дошли. Снизилось и число  еврейских сельскохозяйственных поместий на востоке и юге Польши. К счастью, сопротивление, оказанное монголам в Польше, привело к их отступлению с территории Польши. Евреи приняли участие в отпоре монголам, особенно в Силезии. Они защищали городские стены во Вроцлаве и других городах Силезии. Это входило в их обязанности вплоть до первой половины 14 столетия. Ослабление страны в результате нападения монгол и раздробленность Польши привели к нападениям на нее соседей- прусов и литовцев, что также способствовало разрухе. В ответ на это польские власти и феодалы начали более активно привлекать в страну иностранных колонистов, в первую очередь из соседних стран Германии и Чехии. Так начиналась немецкая колонизация Польши, причем среди прибывающих из Германии было немало евреев. Привлекало переселенцев то, что они получили право  оседать на земле, создавать поселения и строить города, за что они должны были платить налог феодалам в деньгах и натурой. Этот исход из Германии был добровольным, и он был обусловлен в спокойные времена (без погромов, грабежей и гонений)  следующими причинами: большим налоговым бременем в Германии и заинтересованностью в Польше людьми, способными внести свою лепту в возрождение страны за подобающий заработок. К концу 13 столетия шло массовое переселение евреев в Польшу с семьями и с имуществом. Их принимали феодалы с большой охотой и на это были веские причины. Это было связано с тем, что евреи для Польши были  предпочтительнее немцев, т.к. у них в отличие от немцев не было никакой враждебности по отношению к Польше. Скорее, даже имело место  обратное настроение из-за многочисленных трагических преследований и погромов и таких же мрачных перспектив на будущее в Германии. Во - вторых, евреи в Германии в основном жили в городах, и они накопили там большой опыт в торговле, ремеслах, в вопросах кредитования. В Польше не было опыта и специалистов такого плана, а они были крайне необходимы стране. В такой же степени шло и переселение евреев из Чехии. Все эти факторы способствовали быстрому подъему Польши. Важно подчеркнуть, что в это время Польша стала превращаться в новый крупный еврейский центр, и он быстро перерастал в крупнейший, продолженный в течение многих поколений евреев.

Новая волна  кровавых преследований и изгнаний еврейского населения возникла в 1298 году, когда в Германии шла внутренняя борьба за власть. Возникло состояние полного хаоса в экономике и политике, и это  тут же сказалось на положении населения. Феодалы опасались бунтов крестьян и горожан, и некоторые из них попытались выйти из этой угрозы, направленной против них, стравив христиан с евреями. Во главе антиеврейского погромного движения был обедневший немецкий дворянин Риндфлейш, и кровавые погромы того времени получили в еврейской истории название резня Риндфлейша. Весной 1298 года по Германии пошли слухи, что евреи совершают мерзости в отношении святого хлеба из церквей, а также были пущены в ход другие наветы против евреев. Начались грабежи и убийства в городах Баварии, Австрии и других местах. Евреи мужественно защищались, в некоторых местах даже обратили нападающих в бегство. Но на помощь бандитам пришли немецкие рыцари. Так, в течение 3-х дней защищались евреи в крепости Ротенбурга, но крепость подожгли нападавшие,  и евреи погибли, сами бросаясь в огонь. И только вмешательство короля Альберта, из-за боязни перерастания последующей волны погромов в выступления  против феодалов и монарха,  привело к угасанию волны насилия.

Были  уничтожены 140 еврейских общин, в общей сложности около  десяти тысяч евреев, но это было только прелюдией по сравнению со следующими  актами убийств евреев, которые  произошли в Германии  в середине 14 столетия. Естественно, что евреи вынуждены были переселяться в Польшу. Волна преследований и изгнаний имела место и во Франции в течение всего 13 столетия, евреев выталкивали из занятий сельским хозяйством и виноградарством (включая производство вина). В целом, политика феодальных властей стран западной Европы в отношении бедных евреев сводилась к  созданию условий их полного обнищания; а для богатых евреев, обогатившихся за счет кредитования и торговли с христианами, через их изгнание и конфискацию имущества. Эта политика позволяла присвоить себе их капиталы, чтобы пополнить свои кассы и вести войны. По истечении какого-то времени  феодалы опять приглашали к себе изгнанных евреев  и ситуация повторялась. Это привело к тому, что евреи вынуждены были накапливать свои богатства в виде денег, золота и украшений, чтобы в случае изгнания иметь возможность обеспечить  проживание на них в новой стране обитания.

14 столетие стало  временем трагических испытанный для евреев Европы, приведших к полному угасанию ашкеназийства в Германии и его возрождению и дальнейшему развитию в  Польше.

Предыдущие три статьи В лабиринте эпох, опубликованные ранее в Новостях недели представлены по адресу на сайте автора этой статьи

http://alvishnev8391.narod.ru/

 

Hosted by uCoz