АШКЕНАЗЫ В ЛАБИРИНТЕ ЭПОХ

                                                                           Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

Статья опубликована в газете "Новости недели" от 11 ноября 2010 года в приложении ВРЕМЯ ЕВРЕЕВ

                                                                                                       Статья вторая  [перейти к первой статье]

"Раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима".

Раши, крупнейший средневековый комментатор Талмуда (рабби Шломо бен Ицхак, 1040-1105 годы)

Рождение нового еврейского центра на территории Германии вдоль реки Рейн и его притоков начиналось в IX веке при Карле Великом. К середине десятого столетия новой эры вдоль Рейна в городах Германии уже существовали еврейские общины. Как упоминалось в первой статье этого цикла ('Время НН" от 28 октября с.г.), у этих общин были свои руководители и авторитеты по еврейской традиции и Галахе. Опираясь на их опыт и знания, единые основы духовной жизни нового ашкеназского субэтноса, возникшего на территории Германии, заложил раввин Гершом бен Иехуда, удостоенный прозвища "Светоч Изгнания" ("Меор а-Гола"), родившийся примерно в 960 году.

Каковы причины возникновения и формирования нового еврейского субэтноса? Судя по тем документальным свидетельствам, которые дошли до нас, возникшие при Карле Великом благоприятные условия для еврейского присутствия способствовали прибытию к берегам Рейна евреев из Италии и Франции, других европейских стран. Наибольшее число еврейских поселений по сравнению с предыдущими столетиями возникло в Х-Х1 веках. Появление евреев в новых местах проживания были обусловлены их ранее сложившимися связями с ближними и дальними странами, в первую очередь благодаря разбросанным поселениям еврейской диаспоры по всему миру и единому языку их общения - ивриту. В силу этого они были связаны с мировой торговлей, знали, где можно выгодно купить и продать, владели необходимыми языками.

Благодаря торговле и сложившимся контактам они принесли новые знания и технологии. Документы того времени свидетельствуют о том, что евреи сыграли видную роль в местной хозяйственно-экономической жизни. Так, в "привилегии" для евреев епископа города Шпеер сказано: "Поскольку я хочу маленькое поселение Шпеер поднять до состояния города, я туда пригласил евреев... Я нахожу, что сделаю большим город, когда я в него приглашу евреев".

Старинные еврейские документы того времени позволяют составить практически полную картину занятий евреев на берегах Рейна. Известно, что иудеи тогда торговали солью, мясом, медикаментами, вином, химическими и красящими веществами. Они имели собственные суда, которыми перевозили товары с Запада к морю, осуществляли связь центров торговли Запада с Востоком. Из этих документов нам известны формы их финансовых операций и установленные правила торговли. Правовой статус был гарантирован властителями городов, где они жили, и обеспечивался платой налогов в обмен на защиту их безопасности. Правители крупных городов -епископы, заинтересованные в доходах, способствовали становлению ашкеназского уклада жизни.

Евреям позволялось выбрать благоприятное для них место проживания в городе, где можно было жить компактно, общиной, соблюдая привычный образ жизни и традиции. Еврейские кварталы в немецких городах были формой автономии с самоуправлением. Здесь возникли институции разносторонней помощи, еврейского воспитания, учебы и культуры. Так формировались "еврейские государства в государстве". Заинтересованность епископов доходила до того, что некоторые из них даже позаботились о создании вокруг еврейских кварталов защитной стены для охраны от враждебной христианской черни. Например, так поступил епископ Ридикер из Шпеера.

Прибывающие еврейские эмигранты нуждались в новых установках жизни, изменившиеся условия проживания и возникающие проблемы требовали иных решений, чем те, которыми они руководствовались ранее в других местах. В тот период у всех еврейских общин мира было принято обращаться с вопросами о возникающих проблемах в Вавилон, центр духовной еврейской жизни того времени. Но евреи, поселившиеся на Рейне, не всегда могли долго ждать рекомендаций из дальнего Вавилона, как поступать в том или ином случае. Особенно это касалось вопросов торговли, поездок, проблем семьи, налогов, конкуренции, прав на личное владение и т.д. То, что было верно и принято годами в Вавилоне, имело мало отношения к Шпееру, Вормсу, Майнцу. Нужен был решительный реформатор, создатель новых норм поведения в изменившихся условиях.

Поселившиеся в германских землях евреи сталкивались с другими условиями существования, новой для них немецкой христианской средой, иными законами и правилами торговли, налоговой системой, языком. Уже в самом начале формирования этих общин евреи продемонстрировали беспримерную готовность идти на смерть во имя своей веры. В этих условиях, особенно когда еврейское население выросло от одиночных переселенцев до целых общин, понадобились новые установления организации еврейской жизни в соответствии с изменившимися условиями проживания. Они уже были в какой-то степени подготовлены предшественниками рабби Гершома. Но именно ему удалось выработать единую систему постановлений и установок для еврейских общин Германии, которая позволила вначале разрозненные еврейские общины объединить в единое целое как еврейскую автономию внутри немецкого окружения.

Эти правила и установки еврейской общинной жизни затем распространились на Францию и Италию, а позднее, по мере преследований и гонений евреев Западной Европы в XV и XVI столетиях, также на Восточную Европу. И хотя эти нормы поведения обогащались новыми документами для вновь возникающих временных и пространственных перемен, в них чувствовался отзвук первых решений, заложенных раввином Гершомом, и воспринятых как руководство к действию для нового еврейского субэтноса. Чтобы осмыслить то, что было сделано этим гаоном (гением), познакомимся с известными фактами его жизни.

Точные место и дата его рождения нам не известны. Возможно, он родился во Франции или же в Майнце (Германия). Достоверно известно, что он вырос и получил необходимое воспитание в Майнце. О его отце, раввине Иегуде, до нас дошло не много сведений. Учился Гершом у Иегуды Бен Меира, которого звали Хазакен, выходца из Италии (он известен также под именем Сир Леонтин). Младший брат Гершома, знаток Талмуда Махир, оставил после себя четырех сыновей, которые сыграли большую роль в организации ашкеназских общин. У Гершома была жена и сын, который во время крестовых походов принял крещение и к иудаизму уже не вернулся. Одной из важных заслуг рабби Гершома является то, что он создал большую ешиву в Майнце, в которой учились сотни учеников, из нее вышел целый ряд организаторов духовной жизни в ашкеназском еврейском центре на Рейне.

Гершом опирался в своей деятельности на целую группу известных еврейских авторитетов того времени - среди них были толкователи Талмуда, религиозные поэты, специалисты по еврейским законам. Их заключения по различным направлениям духовной и обыденной жизни еврейских общин не уступали ответам гаонов из Вавилона - высших еврейских авторитетов того времени. Рост общин на берегах Рейна, сложности неспокойного и опасного времени, изменения условий проживания, огромная удаленность от Вавилона, а, главное, наличие мудрецов во главе с рабби Гершомом, способных дать немедленный ответ на возникший вопрос и к тому же знающими реальную обстановку на Рейне привели к отказу от использования в качестве арбитров по религиозно-церемониальным и юридическим проблемам гаонов из Вавилона. К XI столетию прекратились обращения по разным вопросам в Вавилон не только от общин Германии, но и соседней Франции. По части таких респонс (письменных ответов с разъяснениями по галахическим и судебным вопросам, которые даются признанными учеными авторитетами как ответ на запросы общин и отдельных лиц) рабби Гершом сыграл выдающую роль.

Так что Майнц и другие города по Рейну и его притокам не были в то время духовной еврейской пустыней. На этом фоне деятельность раввина Гершома ощущается еще более значительной. Именно он преобразовал это новое место в еврейской истории в важнейший духовный центр, охвативший своим влиянием как новые, так и старые общины. Благодаря ему они стали независимыми в вопросах еврейского воспитания и поведения, семьи, взаимоотношений как в еврейских общинах, так и во внешней христианской среде, в вопросах еврейских традиций, религиозного церемониала.

Гершому принадлежит заслуга в оформлении текстов Талмуда. Дело в том, что в то время все тексты были рукописными и в них переписчиками нередко допускались ошибки. Гершом не только устранял эти погрешности, но и написал ряд комментариев к тексту Талмуда. Его исправления и комментарии приняты в еврейском мире. Гершом отличался и поэтическим даром, он был выдающимся религиозным поэтом. Гаон из Майнца - автор ряда молитв к праздникам, траурных песен и молений о прощении перед Рош а-Шана.

Дата смерти рава Гершома также точно не известна. Предположительно он скончался между 1028 и 1040 годами, оставив после себя своих учеников, продолжателей его дела. Одним из них был Раши - ученик раввинов, обучавшихся у Гершома.

На старом кладбище в Майнце сохранилось надгробная плита, предположительно с могилы Гершома. На ней уцелели слова: Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома....

 Главным деянием рабби Гершома была совокупность правил и установок для организации жизни еврейских общин - своеобразной Конституции "еврейского государства в государстве" с собственной хозяйственно-экономической структурой и политико-юридическим статусом. Положения и установки Гершома явились продолжением той работы, которую проводили его предшественники-раввины (по тем временам - наиболее просвещенные люди в еврейской среде). Заслуга Гершома в том, что он обновил эти установки, добавил к ним несколько десятков собственных, и, главное, обеспечил их введение в повседневную жизнь евреев, живущих в бассейне Рейна. Эти установки касаются взаимоотношения людей, юридических прав личности, взаимоотношения личности и общества: семейного права; регламента отношения личностей в еврейской среде или личности и еврейской общины; отношения евреев к нееврейскому миру. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Из новых семейных установок наиболее существенными стали запрет иметь больше одной жены (запрет многоженства); не разрешалось разводиться с женой против ее воли, а если это происходило, то муж и лица, способствовавшие этому, подвергаются херему (отлучению от общины); если жена не родила детей в течение десяти лет совместной жизни с мужем или сошла с ума, то развестись они могут только тогда, когда муж получит разрешение от ста раввинов из трех общин в трех странах; муж не должен удаляться от жены больше чем на 10 месяцев; если жена оставлена мужем или муж в силу обстоятельств не может содержать семью, то община должна взять на себя содержание семьи. Кроме того, было определено, что муж не должен поддерживать жену, если ее доходы связаны с запретами или кражами.

Среди постановлений общего характера, касающихся личности и общины, наиболее важными были запрет стыдить покаявшихся, обвинять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, под угрозой смерти, а затем вернувшихся к еврейству. Нельзя молиться в синагоге в случае возникновения там конфликта между молящимися. Каждый, кто потерял какую-либо вещь, может потребовать у суда предать бойкоту всю общину, чтобы ее члены вернули пропажу или хотя бы испугались греха. Того, кто избил другого, наказывать штрафом, а если драка произошла в синагоге - двойным штрафом. Нельзя под угрозой херема читать чужие письма (запрет на чтение чужой переписки). Если община ввела определенный налог для помощи бедным или в других делах большинством голосов, то меньшинство должно подчиниться их решению. Следует помогать деньгами бедным на Пурим.

Постановления об отношениях с христианским окружением были необходимы в связи с тем, что евреи были конфессиональным меньшинством. Запрещалось покупать какую-либо утварь из религиозных нееврейских церемониалов церковные бокалы, одеяние священнослужителей, молитвенные  книги и так далее. Еврей не должен был выкупать у власти право на владение другого еврея. Нельзя было также выку пать у нееврея участок, где жил другой еврей. Категорически запрещалось призывать еврея к нееврейскому суду, кроме случаев, когда речь идет о большом убытке или ущербе. I

В первую очередь бросаются в глаза постановления, касающиеся защиты прав жены против произвола мужа и чрезвычайные ограничения для недопущения развала семьи. Приняты меры, чтобы жена не нищенствовала, если окажется без мужа. Но главное - в отличие от еврейских общин Запада (Испании, Португалии и других) и Востока того времени в ашкеназских общинах вводится статус моногамной семьи. Важны также другие положения, вводимые Гершомом: право задержки начала молитвы, непосягательство на чужую собственность, требование решать проблемы внутри общины, коллективная ответственность за действия отдельной личности.

Особо следует выделить установку о запрете упрекать и стыдить покаявшихся. Эта установка была связана с тем, что под угрозой преследований и насильственной смерти некоторые евреи были вынуждены принимать для вида христианскую веру. Когда опасность миновала, они получали возможность вернуться к еврейству. Что касается взаимоотношений с христианами, то постановления сводились к ограничению контактов и, соответственно, травли со стороны христиан.

Важной стороной деятельности рабби Гершома были респонсы. Сейчас известны около 80 респонс, написанных им. 34 из них касались проблем экономики и хозяйственных дел (торговля, доходы, долги, ведение хозяйства, наследство, управление, нанесение вреда, ограбление, плата за труд); 15 - церемониально-религиозных (молитвы, благословения, суббота, праздники, трубление в шофар, чтение свитков Торы); 13 - семьи (свадьба, развод, отказ от брака); 7 -кашруга (забой скота, гойский хлеб, запретное вино); 4 - быта (обрезание, радости, предки); 4 - отношений с общиной. Из этого далеко не полного перечня видно, что мирские дела и тогда преобладали над религиозными: лидеры общин сосредоточили свое внимание на повседневных нуждах граждан.

На примере общин Шпеера, Вормса и Майнца рассмотрим, как были реализованы и развивались дальше идеи Герщома не только в документах, но и в практических делах. Общины сыграли в этом процессе решающую роль, действуя совместно. Чтобы такие совместные действия имели силу, понадобились встречи, заложившие основные установки общественной еврейской жизни не только для этих трех крупных общин, но и для всех евреев Германии. Такой организационный союз стал возможным только тогда, когда, наконец, закончились страшные преследования и погромы трех крестовых походов (1096, 1146-1147, 1189-1190 годы), во время которых примерно через каждые полвека лилась кровь иудеев, горели еврейские дома, шло разорение - словом, делалось все, чтобы поселения иудеев на немецкой земле искоренить и уничтожить.

Полтора века крови и насилия подтвердили то, что еврейская жизнь на Рейне выстояла, возмужала и окрепла. В первые десятилетия XIII столетия, когда стало значительно спокойнее, когда пережившие все эти ужасы общины пришли в себя, стало возможным провести первый конгресс общин берегов Рейна. Неслыханные опасности, окруженное ненавидящими евреев фанатиками и кровавыми убийцами еврейское "государство в государстве" выстояло, чтобы не только сохранить существование, но и проложить дорогу в будущее. И, конечно, наследие и практика рабби Гершома и его учеников сыграли в этом значительную роль. Непрерывная линия жизни продолжалась. Появились новые выдающиеся личности: Яков Бен Меир (1110-1171), внук Гершома, известный, как рабби ТАМ, Иегуда а-Хасид (1150-1217), рабби Меир Бен Барух (1220-1293), известный как Магарам из Ротенбурга. Из этой же среды вышел и знаменитый Раши. Каждая из этих выдающихся личностей внесла свой вклад в построение здания ашкеназского еврейства.

Что касается встреч религиозных авторитетов общин Шпеера, Вормса и Майнца, то об их содержимом можно судить по респонсам и принятым установках. В еврейской литературе имеются достаточно подробные старинные материалы о встречах этого Ваада (совета) еврейских общин и их роли в жизни ашкеназов.

Всего было четыре конгресса Ваада, где участвовали три ведущие общины Рейна и других мест. Первая такая встреча происходила между 1208 и 1215 годами (место и точный год встречи установить не удалось). Вторая состоялась в Майнце в 1220-м, третья - в Шпеере в 1223-м. Что касается четвертой, то примерная ее дата 1245 год, а место встречи предположительно Шпеер или Майнц.

На каждой из этих встреч была проделана значительная работа: на первой приняли 26 установок, на второй - 29, на третьей - 40. Четвертая встреча подтвердила предыдущие установки и добавила к ним ограничения на ввод наказания в виде херема. Ввод новых установок в продолжение начатых Гершомом и его предшественниками был обусловлен дальнейшим развитием общественной жизни и потребностями времени. Главным в них были проблемы еврея, его отношение с общиной, права и обязанности личности, семья, развод и брак, дела наследства, производственные связи. Уделялось внимание вопросам религиозной еврейской жизни и связь с внешним нееврейским миром - с государственной и городской администрацией. Имея в виду сохранение добрососедских отношений с неевреями в свете трагедий закончившихся крестовых походов, в документах встреч закреплено требование быть строго порядочными в финансовых отношениях с неевреями. Строго ограничивалось ссуда денег под проценты среди евреев. Херем грозил тем, кто без свободного выбора общин был определен властями как представляющий общину. На сессиях избирались главы общин и канторы, здесь определялись старосты в синагогах и создавались организации благотворительности, решались вопросы ремонта старых общественных зданий или строительства новых (синагог, помещений для свадеб, общественных мастерских). Обсуждались вопросы, связанные с еврейским самоуправлением при наличии нееврейского окружения.

На четвертой встрече было ограничено действие херема из-за злоупотреблений этим наказанием. В этом постановлении было сказано: "Ни один раввин не может наложить херем на члена его общины без согласия самой общины. Также община не может издать решение отчуждения (херема) без согласия раввина. Если херем наложен без выполнения этих условий, то он недействителен".

Деятельность Гершома и его продолжателей из союза городов по Рейну позднее в XIII столетии заложили организационные рамки еврейской автономии, которые сыграли в последующих столетиях решающую роль в формировании восточноевропейского еврейства. В XV-XVI столетиях происходит угасание еврейской жизни на Рейне из-за преследований и гонений. Хлынул поток беженцев на восток. Но опыт жизни и установки ашкеназского очага на Рейне бережно сохраняются и продолжают развиваться. Позже они находят отзвук в установках Ваада четырех земель Польши, в решениях Ваада Литвы.

 

 К списку статей

Hosted by uCoz