АХ, ЭТА СВАДЬБА...

Брачные обряды у евреев в средние века

Расширенный вариант статьи опубликованной в газете "Новости недели" от 25 марта 2010 года в приложении "Время НН"

          Книга Израиля Абрахамса « Евреи в средние века» на языке идиш была издана в 1923 году в Варшаве в издательстве « Централ». Несмотря на небольшой объем книги (116 страниц), она весьма содержательна. Приведенный ниже перевод на русский язык коснулся только двух глав книги: «Любовь и сватовство» и « Свадебные обычаи». Мне, Александру Вишневецкому, автору перевода пришлось несколько сократить и в ряде случаев переделать текст  заново, не нарушая хода мыслей автора книги. Надеюсь, что современный читатель найдет что-то интересное для себя.

 

 

 

 

 

Слишком сложным и горьким было положение  евреев в средневековье  из-за погромов и гонений. Итогом была незначительная численность еврейского населения в  средневековых городах Европы. В Праге, например, в одной из самых крупных еврейских общин, было в 1546 году  976 евреев. В Майнце были в конце 13 столетия  только 54 человека. Евреи были разбросаны по многим городам и селам. Тяжелое положение евреев было одной из причин ранних браков в детском возрасте у евреев в то время. В одном из еврейских источников 12 столетия читаем: “Мы теперь готовы совершить сватовство наших дочерей, даже маленьких, т.к. изгнание усиливается с каждым днем, и если кто-то  теперь в состоянии дать дочери приданное, то, возможно, что через какое-то время он не сможет этого сделать, и его дочь останется  сидеть до седых волос”. В материалах 14 столетия имеется такая запись: “ Сейчас после крестовых походов нас осталось мало, и мы готовы сосватать даже маленьких, лишь бы упредить события”. Но, такой подход не оставлял достаточных возможностей для любви в еврейской жизни.

Между тем, мы находим в Гемаре и в средневековых хрониках много рассказов о любви в современном смысле. Великие еврейские поэты, как Моше Бен Эзра  и Иегуда Галеви, поэзия которых занимает большое место в

еврейских книгах и рукописях того времени,   писали пламенные любовные стихи.

Попытки девушки искать себе жениха в каждом случае были чужды еврейской морали средневековья. Один из гаонов (гениев) писал: ”Обычай каждой еврейской дочери, даже если она взрослая и уже двадцатилетняя, полагаться на отца, если он жив, и нет  большей наглости  для нее, как высказать  свое мнение, что того или иного жениха она хочет. Она должна полагаться на своего отца ”. Это высказывание  подтверждает, сколь велика была пропасть между талмудическими  и средневековыми установками. Видение талмуда было близко  к современным европейским нормам. В талмуде сказано: «Никто не вправе выдать замуж свою дочь в детстве, надо ждать пока она вырастет и скажет - этого и этого я хочу”.

Раннее замужество имело  моральную основу. Скромность  была одним из значимых качеств у евреев, и браки происходили  в столь раннем возрасте, чтобы отдалить их от греха. В конце 17 столетия жених был в возрасте 10-11 лет, а невеста была еще моложе.

 Жизненные условия того времени  также способствовали  появлению “шадханим » (брачные посредники, сваты), из-за того, что еврейские поселения распространились и были разбросаны на огромной территории, вследствие гонений времен крестоносцев. Евреи  были вынуждены иметь умелых и опытных маклеров, которые бы соединяли через сватовство изгнанных из своих мест проживания людей. Вначале этим занимались раввины и знатоки торы. Магарал из Праги жил на деньги от сватовства (все свое состояние  он потратил на своих учеников) и славился во всех Рейнских провинциях, как честный и практический сват. И в средневековье, когда родители больше гнались за ученостью и родословной, чем за деньгами, такие люди лучше подходили на должности сватов. Только позднее уже люди  взялись за эту работу, думая просто о заработках, и не более. Сватовством занимались  кочевые торговцы, которые торговали любыми товарами, и они сводили пары, как говорят  стену со стеной. Из-за этого, естественно, случались большие несчастья, и не один раз сведенные пары проклинали сватов и свою жизнь. У европейских евреев занимались сватовством только мужчины, в то время  как в восточных странах у евреев этим занимались только женщины. В еврейских книгах в Европе  иногда упоминаются и брачные сваты-женщины.

Молодые люди-христиане в средневековье пленили сердца женщин через их мужество на поле битвы, а еврейские молодые люди завоевывали сердца женщин – своей ученостью. Такие молодые люди, которые могли показать свое остроумие и осведомленность, не нуждались в обращении к сватам. Они легко получали невест из самых красивых и богатейших семей. Встречи парней и девушек в Йом-Кипур и Теша-Беав, как описано в талмуде, вполне опровергались  установками средневековья. Молодежь в средневековье не имела  возможность  завязать любовные отношения в виноградниках и на танцевальных площадях, каким был обычай в Эрец- Исраэль в далекие времена. Но, место  виноградников заняли другие места, большие ярмарки, на которые  съезжались  еврейские купцы со своими сыновьями-подростками и раввинами. В книге «Йон Мецула» (Голубь бездны, примечание автора перевода) так рассказано об этом: «На каждой ярмарке были сотни глав поселений, тысячи парней, десятки тысяч мальчиков, и тот, кто имел сына или дочь на выданье, ехал на ярмарку, и там заключалось  сватанье, т.к. каждый находил себе равного. На каждой ярмарке заключались сотни и порой тысячи сватаний. Евреи, как с мужской стороны, так и с женской были красиво одеты на ярмарке «.

Поскольку парень вступал в брак к 10, 11 годам, то он естественно не мог  сам  организовать себе жилье, и он был вынужден жить  с женой у тестя, который содержал его несколько лет. Эта система не имела хороших последствий для молодой пары, так как молодой человек из-за этого терял способность создать себе самостоятельную  жизнь и привыкал быть зависимым от других. Жить самостоятельно было тогда  сложной задачей.  В 18 столетии евреи в Центральной Европе придерживались решения, что  только старший сын семьи мог селиться в отдельном  доме. Остальные, вступившие в брак дети,  должны были жить  у своих родителей.

Преждевременные свадьбы  приводили к значительному числу разводов. Если разведенная жена не сразу вступали в брак, то ее бывший  муж продолжал заботиться о жене согласно требованиям Гемары. Часто   сватовство проходило через посредника, и в таком случае все дела свадьбы заключались  просто через родителей пары. Посредством  религиозных авторитетов тогда были установлены специальные варианты религиозного обряда для таких случаев.

Были три важных момента в еврейских свадебных связях: сватание, что означало  переговоры о свадьбе между сторонами жениха и невесты и их согласие на это без какого либо формального подтверждения. Наследство, т. е. посвящение женщины мужчине какой-то ценной вещью лично, что уже позволяло считать их мужем  и женой, и они могли после этого расстаться только через развод. И настоящее супружество  (вступление в брак), т.е.  когда жена переходила к мужу через год после их договоренности.  Но вместо  преждевременных устных переговоров, не имевших законной силы, в средневековье ввели  предварительную договоренность об условиях бракосочетания (тнаим), где обе стороны обязывались связаться в оговоренное или не оговоренное время при определенных условиях. Если одна сторона желала  отказаться от этой договоренности, то она должна была платить другой стороне определенную сумму денег, как штраф, и ради этого штрафа  проводилась  трапеза, названная штрафной. Между договоренностью и свадьбой иногда проходило больше года,  и до свадьбы жених с невестой были обязаны быть отдаленными друг от друга. Иногда женихи должны были    давать письменное обязательство “ не заходить  в дом, где живет невеста, как днем, так и ночью до свадьбы, и если  они это нарушат, то должны быть наказаны разными штрафами, позором и стыдом, без каких-либо возможностей избежать этого ”.

В течение этого длительного времени жених и невеста посылали подарки  один другому на праздники. Также к свадьбе они получали много подарков. Среди  этих подарков были сидуры  и агоды в прекрасном оформлении. Невеста  немедленно после договоренности получала драгоценные украшения и пояса. В Германии отец невесты давал жениху золотое кольцо еще до свадьбы, в то время как невеста получала ее  кольцо только утром в день свадьбы. В Греции и Турции невесте вручали  кольцо сразу после написания  брачного соглашения, и это происходило с большим парадом: уважаемые городские хозяева прибывали к невесте в сопровождении большой толпы и ей передавали кольцо.

В музеях еврейских старинных вещей имеются  искусно выполненные свадебные кольца. Они  в большинстве случаев очень крупные, с  процарапанными рисунками. Величина кольца и украшения показывают, что  кольцо не было сделано, чтобы носить его на пальце. В Гемаре не упоминается о свадебном кольце, и только в 7 или в 8  столетии оно было принято как религиозный обычай. Евреи, судя по всему, переняли этот обычай у римлян. Еще  другие  свадебные обычаи евреи переняли  у римлян, и один из них  был запрет совершать свадьбы между Песахом и Шавуот. В 8 столетии  мудрецы Израиля сами не знали источник этого обычая и его объясняли печалью по ученикам  ребе Акивы, которые умерли в указанное время много лет назад от эпидемии. Но, похоже, что евреи последовали в этом обычае  за римлянами, которые придерживались уговора, что нельзя свадьбу делать в месяце мае. От римлян также происходит также обычай совершать свадьбу в начале месяца или в середине месяца.

Пятница была в средневековье лучшим днем для свадеб. Также среда была днем свадеб для девственников и четверг - для вдов. Но пятница перевешивала все дни из-за того, что этот день был ближайшим к субботе, во время которой жених посвящал себя торе в синагоге. Свадьба с ее веселыми песнями и танцами превращалась  в своеобразный праздник, как со светскими, так и религиозными обычаями. День свадьбы был для жениха и невесты днем поста и раскаяния. В это время сыпали на голову жениха пепел, как признак  траура. Жених и невеста также надевали специальные одежды: он - белый халат, она -  белое платье, как знаки траура. Разбивать стакан под хупой также было напоминанием прошедших еврейских трагедий.

На еврейских свадьбах радовались и гуляли. Радоваться жениху и невесте было важнейшей чертой, но к радости всегда примешивалось чувства траура и напоминание, чтобы не загуляться чрезмерно, и не забывать где мы находимся в этом мире. Знаки траура  на свадьбе находим мы также в геморе, в песне на свадьбе: «… Горе нам, мы умираем! Где Тора и деяния, которые должны нас защитить»? В еврейских свадебных напевах чувствуется чаще трагизм, а в свадебных песнях Иегуда Галеви без конца упоминается Сион и Иерусалим, хотя в позднейших свадебных песнях мы уже это не находим.

Свадебные напевы были двух видов: молитвы и песни для жениха и невесты, которые были созданы разными поэтами - от Иегуды Галеви и далее, в честь их личных друзей, и их обычно пели в доме жениха.

Также были созданы к свадьбам песни морали и иногда целые драмы. Хождение жениха и невесты по улицам в сопровождении большого народа было разным по местам и времени. В Испании они велись  в сопровождении большой толпы, которая ездила верхом на лошадях, и забавлялась бросанием копий. В Египте невеста несла на голове военную шапку с саблей в руке, и она танцевала в первом ряду процессии. Жених  с его друзьями участвовали в танцах, одетые в женские платья и их пальцы были покрашены в красный цвет. В восточных странах носили  перед процессией большие факелы, и в Багдаде процессия была вынуждена останавливаться из-за жителей города, приведших со всех сторон баранов, и их ложили на земле жениху к ногам и он наступал на них, в то время как окружающая толпа выкрикивала: жертва! Во времена Талмуда жених и невеста на этой процессии несли красиво оформленные венки. Часть времени мудрецы и их ученики были заняты плетением венков, чтобы показать как велико для них значение  проведения свадеб. Но позднее отменили венки. В средневековье венки опять были введены как постоянный свадебный обычай, но с учетом памяти  былых трагических событий их нельзя было приукрасить золотом или серебром.

Кроме  свадебных песен, на свадьбах пели различные сатирические и шуточные песни, чтобы радовать жениха и невесту. В 17 столетии давались также представления на свадьбах. При этом были  специальные шуты, которые занимали толпу острыми шутками в отношении жениха и невесты или сватов.

Всю свадебную неделю (время дней пиршеств) музыканты играли и в субботу нанимали музыкантов - гоев для игры. В субботу празднующая публика не хотела обходиться без музыки. В обычный день играли только еврейские музыканты. Музыканты из еврейских гетто славились исполнением, и поэтому  они часто играли  на христианских празднованиях и весельях.

Проповедь раввина  также занимала важное место на свадьбах. В начале ее произносили не во время хупы, а во время  пира, но многие позже выступили против того, чтобы смешивать празднование с полемической проповедью. Это привело к тому, что раввины перенесли проповедь в синагогу. Жених также выступал с комментарием, и когда он его заканчивал, то гости  дарили ему подарки, которые ради этого назывались “подарком к проповеди”.

В 10-м столетии свадебные обряды проходили у жениха в доме или в синагоге. Во многих местах любили проводить эти церемонии во дворе синагоги, т.к. в доме было мало места для многих гостей. Значение слова “хупа” также изменилось со временем. В восточных странах хупой называли особую комнату, где жених и невеста проводили время вместе после церемоний, а в 14 столетии в Европе хупа стала символом - распростертый платок над головой жениха и невесты стал  знаком их    соединения.

Правдивую картину  свадебной церемонии в Майнце, в 14 столетии дал нам ученик  известного гаона   Магарея Исраэлина:

В четверг, до свадьбы, была трапеза у невесты. В летнее время - после обеда, до минхи (дневная молитва), и в зимнее время - после вечерней трапезы. Затем раввин совместно  с уважаемыми людьми города привозили невесте подарки от жениха, со словами: “Красивая и верующая невеста, жених посылает тебе через меня подарки, которые  будут твоей собственностью на долгие годы после свадьбы”.

Услыхав эти слова, невеста стыдливо  опускала глаза, и не брала подарки, но приказывала одной из женщин забрать их. Подарки состояли, как было принято  в средневековье, из пояска, вуали и украшения.

В пятницу, в день свадьбы, была “предигра”, начало ко всему празднованию, в честь близких людей, где наделяли всех гостей вином и фруктами и особенно орехами.

В пятницу утром, во время, когда служака (шамаш) звал публику в синагогу, он их   также приглашал к празднованию “ведения мужа”, в котором участвовали все  члены общины. Раввин с уважаемыми  людьми города вели жениха ко двору синагоги. Перед ними несли плетенные ритуальные свечи, и музыканты играли на различных инструментах, а после них шли члены общины. Затем таким же способом  приводили невесту, и когда невеста приходила во двор синагоги, раввин, жених и уважаемые люди ее встречали. Жених брал ее за руку, и когда они так стояли, взявшись за руки, публика бросала  на них пшеничные зерна со словами: "Пшеничное молоко тебя насытит".

Потом жених и невеста подходили к двери синагоги, где  они немного отдыхали. Несколько позже   вели невесту домой в украшенном шелком пальто, а над ним белая рубашка, как напоминание о смерти. Ее лицо было закрыто вуалью. Нарядно одетого жениха заводили в синагогу, ставили у шкафа, где хранятся свитки Торы (орн - кодеш) и начинали утреннюю молитву. Со временем у невесты  стали  заплетать волосы и ее приукрашивали к хупе, а гости и родственницы дарили ей кольца и браслеты. Потом  ее вели обратно к двери  синагоги, куда раввин  и жених и жители города выходили и выводили жениха и невесту на сцену в середине синагоги, где освящался их брак. Раввин сыпал пепел на голову жениха, на то место, где накладывают тфилим и, взяв невесту за платье, ставил ее с правой стороны от жениха. Парочка стояла лицом  к южной стене, окруженная родственниками. Затем раввин высказывал благословения, обращаясь лицом к восточной стороне. В то время, что он говорил слова: “Рад и мы будем рады,  видя вашу любовь”, он лицом поворачивался к жениху и невесте. Закончив благословения, он давал невесте попить из рюмки, затем  передавал ее жениху, который, повернувшись к северной стене, разбивал рюмку об стену.

Публика поздравляла  невесту с женихом, и затем с музыкой отводили жениха и невесту в общинный свадебный зал (дом общины), куда сразу же вводили невесту, и обеим отдавали особую комнату, где они получали еду состоящую  из яиц и куриного мяса. Потом они садились к свадебной трапезе совместно со всеми гостями. Целую неделю после празднования каждый день  проводили трапезу с вином и песнями и благословляли новую семью после трапезы.

В пятницу пара не шла на молитву  в синагогу, но юноши-друзья жениха, приходили к нему молиться  миньяном. В субботу при утренней молитве после библейских стихов лица города шли, чтобы привести жениха в синагогу, сажали его около шкафа с торами и тут приходили сразу же подводящие и говорили специальные молитвы и стихи в честь жениха и невесты и их близких.

Во все времена  и во всех местах у евреев свадьбы, заключение союза двух человек, были освящены, как самый высокий идеал. Еврейские моралисты средневековья говорят все единогласно, что, беря жену, надо искать не богатство, но доброту и порядочность. Утверждалось, что  когда вступают в брак с человеком, нужно  обращать  внимание на добрый характер родителей и на их порядочное поведение, т.к. от таких родителей и дети порядочные.

Среди  талмудических  евреев временами были сложности со сватанием. В Риме, например, община в 1705 году установила порядок, что нельзя  вступать в брак с людьми, которые прибыли  из чужых стран и неизвестна их родословная, без согласия  раввина или глав общины. Длительное время потребовалось, пока изгнанные сефарды согласились вступать в брак с ашкеназийцами. Во всех свадебных случаях и во все времена родословная  играла большую роль  у евреев. 

 

На главную 
страницу

 К списку статей

 

Hosted by uCoz