Брачные обряды у евреев в средние века |
Расширенный вариант статьи опубликованной в газете "Новости недели" от 25 марта 2010 года в приложении "Время НН"
Книга Израиля Абрахамса « Евреи в средние века» на языке идиш была издана в 1923 году в Варшаве в издательстве « Централ». Несмотря на небольшой объем книги (116 страниц), она весьма содержательна. Приведенный ниже перевод на русский язык коснулся только двух глав книги: «Любовь и сватовство» и « Свадебные обычаи». Мне, Александру Вишневецкому, автору перевода пришлось несколько сократить и в ряде случаев переделать текст заново, не нарушая хода мыслей автора книги. Надеюсь, что современный читатель найдет что-то интересное для себя. |
Слишком сложным и горьким было положение евреев в средневековье из-за погромов и гонений. Итогом была незначительная численность еврейского населения в средневековых городах Европы. В Праге, например, в одной из самых крупных еврейских общин, было в 1546 году 976 евреев. В Майнце были в конце 13 столетия только 54 человека. Евреи были разбросаны по многим городам и селам. Тяжелое положение евреев было одной из причин ранних браков в детском возрасте у евреев в то время. В одном из еврейских источников 12 столетия читаем: Мы теперь готовы совершить сватовство наших дочерей, даже маленьких, т.к. изгнание усиливается с каждым днем, и если кто-то теперь в состоянии дать дочери приданное, то, возможно, что через какое-то время он не сможет этого сделать, и его дочь останется сидеть до седых волос. В материалах 14 столетия имеется такая запись: Сейчас после крестовых походов нас осталось мало, и мы готовы сосватать даже маленьких, лишь бы упредить события. Но, такой подход не оставлял достаточных возможностей для любви в еврейской жизни. Между тем, мы находим в Гемаре и в средневековых хрониках много рассказов о любви в современном смысле. Великие еврейские поэты, как Моше Бен Эзра и Иегуда Галеви, поэзия которых занимает большое место в еврейских книгах и рукописях того времени, писали пламенные любовные стихи. Попытки девушки искать себе жениха в каждом случае были чужды еврейской морали средневековья. Один из гаонов (гениев) писал: Обычай каждой еврейской дочери, даже если она взрослая и уже двадцатилетняя, полагаться на отца, если он жив, и нет большей наглости для нее, как высказать свое мнение, что того или иного жениха она хочет. Она должна полагаться на своего отца . Это высказывание подтверждает, сколь велика была пропасть между талмудическими и средневековыми установками. Видение талмуда было близко к современным европейским нормам. В талмуде сказано: «Никто не вправе выдать замуж свою дочь в детстве, надо ждать пока она вырастет и скажет - этого и этого я хочу. Раннее замужество имело моральную основу. Скромность была одним из значимых качеств у евреев, и браки происходили в столь раннем возрасте, чтобы отдалить их от греха. В конце 17 столетия жених был в возрасте 10-11 лет, а невеста была еще моложе. Жизненные условия того времени также способствовали появлению шадханим » (брачные посредники, сваты), из-за того, что еврейские поселения распространились и были разбросаны на огромной территории, вследствие гонений времен крестоносцев. Евреи были вынуждены иметь умелых и опытных маклеров, которые бы соединяли через сватовство изгнанных из своих мест проживания людей. Вначале этим занимались раввины и знатоки торы. Магарал из Праги жил на деньги от сватовства (все свое состояние он потратил на своих учеников) и славился во всех Рейнских провинциях, как честный и практический сват. И в средневековье, когда родители больше гнались за ученостью и родословной, чем за деньгами, такие люди лучше подходили на должности сватов. Только позднее уже люди взялись за эту работу, думая просто о заработках, и не более. Сватовством занимались кочевые торговцы, которые торговали любыми товарами, и они сводили пары, как говорят стену со стеной. Из-за этого, естественно, случались большие несчастья, и не один раз сведенные пары проклинали сватов и свою жизнь. У европейских евреев занимались сватовством только мужчины, в то время как в восточных странах у евреев этим занимались только женщины. В еврейских книгах в Европе иногда упоминаются и брачные сваты-женщины. Молодые люди-христиане в средневековье пленили сердца женщин через их мужество на поле битвы, а еврейские молодые люди завоевывали сердца женщин своей ученостью. Такие молодые люди, которые могли показать свое остроумие и осведомленность, не нуждались в обращении к сватам. Они легко получали невест из самых красивых и богатейших семей. Встречи парней и девушек в Йом-Кипур и Теша-Беав, как описано в талмуде, вполне опровергались установками средневековья. Молодежь в средневековье не имела возможность завязать любовные отношения в виноградниках и на танцевальных площадях, каким был обычай в Эрец- Исраэль в далекие времена. Но, место виноградников заняли другие места, большие ярмарки, на которые съезжались еврейские купцы со своими сыновьями-подростками и раввинами. В книге «Йон Мецула» (Голубь бездны, примечание автора перевода) так рассказано об этом: «На каждой ярмарке были сотни глав поселений, тысячи парней, десятки тысяч мальчиков, и тот, кто имел сына или дочь на выданье, ехал на ярмарку, и там заключалось сватанье, т.к. каждый находил себе равного. На каждой ярмарке заключались сотни и порой тысячи сватаний. Евреи, как с мужской стороны, так и с женской были красиво одеты на ярмарке «. Поскольку парень вступал в брак к 10, 11 годам, то он естественно не мог сам организовать себе жилье, и он был вынужден жить с женой у тестя, который содержал его несколько лет. Эта система не имела хороших последствий для молодой пары, так как молодой человек из-за этого терял способность создать себе самостоятельную жизнь и привыкал быть зависимым от других. Жить самостоятельно было тогда сложной задачей. В 18 столетии евреи в Центральной Европе придерживались решения, что только старший сын семьи мог селиться в отдельном доме. Остальные, вступившие в брак дети, должны были жить у своих родителей. Преждевременные свадьбы приводили к значительному числу разводов. Если разведенная жена не сразу вступали в брак, то ее бывший муж продолжал заботиться о жене согласно требованиям Гемары. Часто сватовство проходило через посредника, и в таком случае все дела свадьбы заключались просто через родителей пары. Посредством религиозных авторитетов тогда были установлены специальные варианты религиозного обряда для таких случаев. Были три важных момента в еврейских свадебных связях: сватание, что означало переговоры о свадьбе между сторонами жениха и невесты и их согласие на это без какого либо формального подтверждения. Наследство, т. е. посвящение женщины мужчине какой-то ценной вещью лично, что уже позволяло считать их мужем и женой, и они могли после этого расстаться только через развод. И настоящее супружество (вступление в брак), т.е. когда жена переходила к мужу через год после их договоренности. Но вместо преждевременных устных переговоров, не имевших законной силы, в средневековье ввели предварительную договоренность об условиях бракосочетания (тнаим), где обе стороны обязывались связаться в оговоренное или не оговоренное время при определенных условиях. Если одна сторона желала отказаться от этой договоренности, то она должна была платить другой стороне определенную сумму денег, как штраф, и ради этого штрафа проводилась трапеза, названная штрафной. Между договоренностью и свадьбой иногда проходило больше года, и до свадьбы жених с невестой были обязаны быть отдаленными друг от друга. Иногда женихи должны были давать письменное обязательство не заходить в дом, где живет невеста, как днем, так и ночью до свадьбы, и если они это нарушат, то должны быть наказаны разными штрафами, позором и стыдом, без каких-либо возможностей избежать этого . В течение этого длительного времени жених и невеста посылали подарки один другому на праздники. Также к свадьбе они получали много подарков. Среди этих подарков были сидуры и агоды в прекрасном оформлении. Невеста немедленно после договоренности получала драгоценные украшения и пояса. В Германии отец невесты давал жениху золотое кольцо еще до свадьбы, в то время как невеста получала ее кольцо только утром в день свадьбы. В Греции и Турции невесте вручали кольцо сразу после написания брачного соглашения, и это происходило с большим парадом: уважаемые городские хозяева прибывали к невесте в сопровождении большой толпы и ей передавали кольцо. В музеях еврейских старинных вещей имеются искусно выполненные свадебные кольца. Они в большинстве случаев очень крупные, с процарапанными рисунками. Величина кольца и украшения показывают, что кольцо не было сделано, чтобы носить его на пальце. В Гемаре не упоминается о свадебном кольце, и только в 7 или в 8 столетии оно было принято как религиозный обычай. Евреи, судя по всему, переняли этот обычай у римлян. Еще другие свадебные обычаи евреи переняли у римлян, и один из них был запрет совершать свадьбы между Песахом и Шавуот. В 8 столетии мудрецы Израиля сами не знали источник этого обычая и его объясняли печалью по ученикам ребе Акивы, которые умерли в указанное время много лет назад от эпидемии. Но, похоже, что евреи последовали в этом обычае за римлянами, которые придерживались уговора, что нельзя свадьбу делать в месяце мае. От римлян также происходит также обычай совершать свадьбу в начале месяца или в середине месяца. Пятница была в средневековье лучшим днем для свадеб. Также среда была днем свадеб для девственников и четверг - для вдов. Но пятница перевешивала все дни из-за того, что этот день был ближайшим к субботе, во время которой жених посвящал себя торе в синагоге. Свадьба с ее веселыми песнями и танцами превращалась в своеобразный праздник, как со светскими, так и религиозными обычаями. День свадьбы был для жениха и невесты днем поста и раскаяния. В это время сыпали на голову жениха пепел, как признак траура. Жених и невеста также надевали специальные одежды: он - белый халат, она - белое платье, как знаки траура. Разбивать стакан под хупой также было напоминанием прошедших еврейских трагедий. На еврейских свадьбах радовались и гуляли. Радоваться жениху и невесте было важнейшей чертой, но к радости всегда примешивалось чувства траура и напоминание, чтобы не загуляться чрезмерно, и не забывать где мы находимся в этом мире. Знаки траура на свадьбе находим мы также в геморе, в песне на свадьбе: « Горе нам, мы умираем! Где Тора и деяния, которые должны нас защитить»? В еврейских свадебных напевах чувствуется чаще трагизм, а в свадебных песнях Иегуда Галеви без конца упоминается Сион и Иерусалим, хотя в позднейших свадебных песнях мы уже это не находим. Свадебные напевы были двух видов: молитвы и песни для жениха и невесты, которые были созданы разными поэтами - от Иегуды Галеви и далее, в честь их личных друзей, и их обычно пели в доме жениха. Также были созданы к свадьбам песни морали и иногда целые драмы. Хождение жениха и невесты по улицам в сопровождении большого народа было разным по местам и времени. В Испании они велись в сопровождении большой толпы, которая ездила верхом на лошадях, и забавлялась бросанием копий. В Египте невеста несла на голове военную шапку с саблей в руке, и она танцевала в первом ряду процессии. Жених с его друзьями участвовали в танцах, одетые в женские платья и их пальцы были покрашены в красный цвет. В восточных странах носили перед процессией большие факелы, и в Багдаде процессия была вынуждена останавливаться из-за жителей города, приведших со всех сторон баранов, и их ложили на земле жениху к ногам и он наступал на них, в то время как окружающая толпа выкрикивала: жертва! Во времена Талмуда жених и невеста на этой процессии несли красиво оформленные венки. Часть времени мудрецы и их ученики были заняты плетением венков, чтобы показать как велико для них значение проведения свадеб. Но позднее отменили венки. В средневековье венки опять были введены как постоянный свадебный обычай, но с учетом памяти былых трагических событий их нельзя было приукрасить золотом или серебром. Кроме свадебных песен, на свадьбах пели различные сатирические и шуточные песни, чтобы радовать жениха и невесту. В 17 столетии давались также представления на свадьбах. При этом были специальные шуты, которые занимали толпу острыми шутками в отношении жениха и невесты или сватов. Всю свадебную неделю (время дней пиршеств) музыканты играли и в субботу нанимали музыкантов - гоев для игры. В субботу празднующая публика не хотела обходиться без музыки. В обычный день играли только еврейские музыканты. Музыканты из еврейских гетто славились исполнением, и поэтому они часто играли на христианских празднованиях и весельях. Проповедь раввина также занимала важное место на свадьбах. В начале ее произносили не во время хупы, а во время пира, но многие позже выступили против того, чтобы смешивать празднование с полемической проповедью. Это привело к тому, что раввины перенесли проповедь в синагогу. Жених также выступал с комментарием, и когда он его заканчивал, то гости дарили ему подарки, которые ради этого назывались подарком к проповеди. В 10-м столетии свадебные обряды проходили у жениха в доме или в синагоге. Во многих местах любили проводить эти церемонии во дворе синагоги, т.к. в доме было мало места для многих гостей. Значение слова хупа также изменилось со временем. В восточных странах хупой называли особую комнату, где жених и невеста проводили время вместе после церемоний, а в 14 столетии в Европе хупа стала символом - распростертый платок над головой жениха и невесты стал знаком их соединения. Правдивую картину свадебной церемонии в Майнце, в 14 столетии дал нам ученик известного гаона Магарея Исраэлина: В четверг, до свадьбы, была трапеза у невесты. В летнее время - после обеда, до минхи (дневная молитва), и в зимнее время - после вечерней трапезы. Затем раввин совместно с уважаемыми людьми города привозили невесте подарки от жениха, со словами: Красивая и верующая невеста, жених посылает тебе через меня подарки, которые будут твоей собственностью на долгие годы после свадьбы. Услыхав эти слова, невеста стыдливо опускала глаза, и не брала подарки, но приказывала одной из женщин забрать их. Подарки состояли, как было принято в средневековье, из пояска, вуали и украшения. В пятницу, в день свадьбы, была предигра, начало ко всему празднованию, в честь близких людей, где наделяли всех гостей вином и фруктами и особенно орехами. В пятницу утром, во время, когда служака (шамаш) звал публику в синагогу, он их также приглашал к празднованию ведения мужа, в котором участвовали все члены общины. Раввин с уважаемыми людьми города вели жениха ко двору синагоги. Перед ними несли плетенные ритуальные свечи, и музыканты играли на различных инструментах, а после них шли члены общины. Затем таким же способом приводили невесту, и когда невеста приходила во двор синагоги, раввин, жених и уважаемые люди ее встречали. Жених брал ее за руку, и когда они так стояли, взявшись за руки, публика бросала на них пшеничные зерна со словами: "Пшеничное молоко тебя насытит". Потом жених и невеста подходили к двери синагоги, где они немного отдыхали. Несколько позже вели невесту домой в украшенном шелком пальто, а над ним белая рубашка, как напоминание о смерти. Ее лицо было закрыто вуалью. Нарядно одетого жениха заводили в синагогу, ставили у шкафа, где хранятся свитки Торы (орн - кодеш) и начинали утреннюю молитву. Со временем у невесты стали заплетать волосы и ее приукрашивали к хупе, а гости и родственницы дарили ей кольца и браслеты. Потом ее вели обратно к двери синагоги, куда раввин и жених и жители города выходили и выводили жениха и невесту на сцену в середине синагоги, где освящался их брак. Раввин сыпал пепел на голову жениха, на то место, где накладывают тфилим и, взяв невесту за платье, ставил ее с правой стороны от жениха. Парочка стояла лицом к южной стене, окруженная родственниками. Затем раввин высказывал благословения, обращаясь лицом к восточной стороне. В то время, что он говорил слова: Рад и мы будем рады, видя вашу любовь, он лицом поворачивался к жениху и невесте. Закончив благословения, он давал невесте попить из рюмки, затем передавал ее жениху, который, повернувшись к северной стене, разбивал рюмку об стену. Публика поздравляла невесту с женихом, и затем с музыкой отводили жениха и невесту в общинный свадебный зал (дом общины), куда сразу же вводили невесту, и обеим отдавали особую комнату, где они получали еду состоящую из яиц и куриного мяса. Потом они садились к свадебной трапезе совместно со всеми гостями. Целую неделю после празднования каждый день проводили трапезу с вином и песнями и благословляли новую семью после трапезы. В пятницу пара не шла на молитву в синагогу, но юноши-друзья жениха, приходили к нему молиться миньяном. В субботу при утренней молитве после библейских стихов лица города шли, чтобы привести жениха в синагогу, сажали его около шкафа с торами и тут приходили сразу же подводящие и говорили специальные молитвы и стихи в честь жениха и невесты и их близких. Во все времена и во всех местах у евреев свадьбы, заключение союза двух человек, были освящены, как самый высокий идеал. Еврейские моралисты средневековья говорят все единогласно, что, беря жену, надо искать не богатство, но доброту и порядочность. Утверждалось, что когда вступают в брак с человеком, нужно обращать внимание на добрый характер родителей и на их порядочное поведение, т.к. от таких родителей и дети порядочные. Среди талмудических евреев временами были сложности со сватанием. В Риме, например, община в 1705 году установила порядок, что нельзя вступать в брак с людьми, которые прибыли из чужых стран и неизвестна их родословная, без согласия раввина или глав общины. Длительное время потребовалось, пока изгнанные сефарды согласились вступать в брак с ашкеназийцами. Во всех свадебных случаях и во все времена родословная играла большую роль у евреев.
|