Судьба еврейских местечек (Штетл от начала до заката)
Статья напечатана 16 ноября 2006 года в газете "Новости недели" во вложении "Еврейский камертон"
Александр Вишневецкий
«Скажите евреям, что я благодарю их за предложения и понимаю ту выгоду, которую я мог бы извлечь, но мне было бы их жаль, если бы им пришлось жить среди русских". ( Из ответа Петра 1 бургомистру из Голландии, обратившемуся с просьбой разрешить въезд в Россию нескольких еврейских купцов в 1698 году).
Если до 15-16 века понятие «европейский еврей» относилось к евреям Германии, то с 15-16 века из-за массового исхода евреев из Германии под этим понятием подразумевались, в основном, польские евреи. Затем по мере расселения польских евреев и последующего раздела Польши появилось понятие « Евреи Восточной Европы», куда вошли уже евреи целого ряда стран. Но не только это название объединяло восточно-европейских евреев, но и единство религии, единый язык - идиш, схожие социальные условия проживания, общая ментальность и культура. Казалось бы, при той изолированности еврейских общин, которая тогда имела место, и уже упоминалось в предыдущей статье, как могло сложиться единство культуры и ментальности евреев этих стран? Объяснение представляется простым - наличие среди евреев прослойки торговцев, купцов, предпринимателей, которым для успеха их бизнеса поездки и контакты были необходимы. Также, благодаря грамотности еврейского населения, новые книги на идиш распространялись и читались повсеместно, что обеспечивало общность мировоззрения. Вспомним хотя бы тот факт, что возникший в локальном местечке в Подолии (Украина) хасидизм за очень короткое время охватил всю Восточную Европу. Невольно напрашивается мысль рассматривать все еврейство Восточной Европы, при всех его тяготах и лишениях, как некое функционирующее государственное образование. Правда, это образование лишено многих признаков государства (скажем, отсутствие армии и единства экономики, отсутствие единого руководства, территориальная разбросанность еврейских мест проживания среди многократно превосходящего их коренного населения данной страны или местности проживания и т.д.).
Так сложилось, что еврейское население, в Западной Европе проживало в крупных городах и подвергалось более сильному воздействию со стороны быстро формирующихся буржуазных отношений (кстати, во многом привнесенных, именно за счет евреев, их торговле, финансовым операциям, создаваемым ими промышленным предприятиям). Это позволило евреям Западной Европы жить в более благоприятных условиях, что в свою очередь приводило к ассимиляции, отходу от религии и единого языка. Существенным отличием восточно-европейского еврейства был быстрый рост его населения из-за высокой рождаемости, что в какой-то степени было обусловлено высокой детской смертностью, бедностью и соответствующим культом многодетной семьи в местечках.
Еще одним фактором, характеризующим евреев Восточной Европы, являлась бесконечная череда преследований, погромов, ограничений в правах, особенно проявившихся после того, как они оказались на территории Российской империи. Самым неблагоприятным образом это сказалось на жизни местечек.
Выступление Богдана Хмельницкого резко изменило к худшему положение евреев на территории тогдашней Польши. За период с 1648 года по 1658 год погибло примерно 250 тысяч евреев, и оставшимся в живых был нанесен страшный моральный и экономический удар. Это были самые кровавые погромы в истории евреев Европы к тому времени.
Казаки изгоняют евреев из местечка. С польской открытки
Хотя украинские крестьяне относились c ненавистью только к еврейским арендаторам и шинкарям, работавшим как ставленники польской шляхты, но казаки истребляли поголовно все еврейское население. Были стерты с лица земли сотни местечек и городков с преимущественным еврейским населением. «Евреи, спасшиеся от бунтовщиков-православных, остались наги и нищи. Богачи утратили все свое достояние и обратились в бедняков. Оборванные, вспухшие от голода, изможденные, бродили евреи в поисках подаяния, но никто не давал им ни хлеба, ни милостыни. Так они бродили из города в город (здесь слово «город» означает только то, что «местечки» воспринимались в те времена как города - примечание автора статьи), обращаясь повсеместно за помощью к своим соплеменникам — евреям…». ( Из книги «Свиток тягот», Амстердам 1655 год, автор – современник и очевидец событий Саббатай Гакоген). Украинское казачество занималось только войной и разбоями, и это являлось основой их существования. Их антисемитизм был целенаправлен против евреев, и ставка делалась только на их уничтожение. Историк Н.И. Костомаров писал: "Самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменою». Все дальнейшие народные выступления в Украине (гайдаматчина, в годы Гражданской войны – петлюровщина и махновщина, и в годы 2-й мировой войны – бандеровщина и др.) сопровождались первыми и обязательными жертвами - евреями, и это притом, что еврейство на Украине никогда не стояло на пути борьбы украинского народа за свои права.
В 1666 году еврейское население поверило в лжемессию Шабтая Цви, и многие были готовы ехать в Святую Землю. Но переход этого лжеца в мусульманство вызвал дополнительное разочарование и отчаяние среди евреев, особенно после предыдущих трагических событий. На волне всех пережитых бед в 1736 году возникает новое религиозное течение – хасидизм (учение благочестия), который как своим происхождением, так и быстротой распространения и поддержки обязано евреям местечек. Хасидизм способствовал выходу еврейского населения из состояния подавленности после всех трагических испытаний обрушившихся на население. Создателем движения был Исраэль Баал Шем-Тов (1700-1760) из местечка Меджибож (Подолия). Выходец из бедноты, человек, не боявшийся любой черной работы, лекарь (лечил травами и молитвами) - он хорошо чувствовал потребности народа, его общение с людьми велось на понятном и доступном им языке - идиш. Он полагал, что любой человек может приблизиться к Богу, даже не обладая ученостью. Важна была не религиозная ученость, а привязанность к богу. Эта привязанность выражается в молитве. Необходимо отметить, что к этому времени большая часть населения местечек из-за нищеты стала неграмотной, и тонкости талмудической веры перестали быть понятными простым людям. Хасидизм не призывал к обогащению и опирался в первую очередь на беднейшие массы. В своей основе хасидизм признавал все религиозные законы и установки, и только в области религиозных традиций он радикально менял многое. Движение хасидизма базировалось на религиозной раскрепощенности, большое значение придавалось пению и танцам во время молитвы, это движение подымало настроение угнетенных и обнищавших людей, вселяло в них уверенность и надежду на поддержку божественных сил. Вокруг Баал Шем Това (человека с добрым именем) постепенно сложилась многотысячная среда хасидов (благочестивых), поддерживающих это учение. Местечки Украины, Молдавии, Румынии были охвачены этим движением и только в Литве, благодаря высокому авторитету гаона (гения) Элиягу Бен Шломо традиционалисты (миснагдим - противники) смогли отстоять радикальное течение иудаизма. Хасидизм, как и консервативное религиозное течение миснагдизм, способствовали укреплению духовного состояния людей местечек и тем самым препятствовали ассимиляции евреев. Под влиянием Баал Шем Това формировалась группа учеников, праведников-цадиков, которые становились по представлению Баал Шем-Това связующим звеном между богом и народом. Со временем цадики, к которым обращались люди по всем проблемам бытия, обогащались за счет народа и тем самым отдалялись от него. К тому же функции цадиков стали передаваться по наследству, что также вело к негативным последствиям.
В 1768 году казаки Железняка и Гонты зверски уничтожили евреев ряда местечек и затем устроили резню в Умани. Волна насилия прокатилась по Киевщине и Подолии, шло массовое истребление в местечках на территории Украины, контролируемой Польшей. Войны между Польшей и Россией, Швецией, Турцией (1772-1795 годы) окончательно подорвали социальный статус евреев в местечках и городах и привели к массовому обнищанию. Затем последовали разделы Польши между 3-мя странами (Россия, Австрия, Пруссия). Их результатом стало то, что основная масса европейских евреев (около полмиллиона) оказалась в Российской империи, причем к России отошли районы, преимущественно, с местечковым еврейским населением. Евреев Россия приобрела своими завоеваниями, и попали они туда не по своей воле. Большинство евреев к концу 18 века проживало в сельской местности в маленьких городах - местечках, практически не владели языками местных народов и держались обособленно. Формирования местечек и их дальнейшее существование имели место только на территориях Российской империи и Австрии того времени. В Пруссии более либеральное отношение к евреям вело к их быстрой ассимиляции. В царской России преобладала тенденция изоляции и изгнания еврейского населения, вспомним хотя бы Именной Указ Верховного Тайного Совета от 26 апреля 1727 года: «Сего Апреля 20, Ее Императорское Величество указала: Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко; а при отпуске их смотреть накрепко ж, чтобы они из России за рубеж червонных золотых и ни каких Российских серебряных монет и ефимков отнюдь не вывезли; а буде у них червонные и ефимки или какая Российская монета явится и за оные дать им медными деньгам». И, тем не менее, после окончательного раздела Польши их стало так много, что об изгнании уже не могло идти речи. В конечном итоге, это привело к созданию «черты оседлости» по указу 1791 года Екатерины 11.Указ имел силу вплоть до буржуазной революции 1917 года. Евреи были лишены многих гражданских прав. Те возможности, которые позволили создать развитую автономию евреев в Польше, в Российской империи были ликвидированы. Еврейское самоуправление изменилось в худшую сторону, оно превратилось в инструмент внутриобщинный, без значительных связей с внешней средой. Создание черты оседлости сильно ограничило сферу деловых и в первую очередь торговых возможностей евреев. Вырваться за пределы этой территории могли только немногие состоятельные люди. В эту зону входили территории, где проживали евреи, около половины бывшей Польши, Белоруссия, Литва, Украина, Бесарабия и Подолия. Евреи были обязаны платить удвоенные налоги по сравнению с остальным населением. В города - Киев, Николаев, Ялту, Севастополь, доступ евреям был закрыт, хотя эти города находились в черте оседлости. Внутри самой черты оседлости имела место резкая дифференциация между богатыми и бедными. Богатая часть населения имела гораздо больше возможностей для образования, поездок, разнообразных контактов, что способствовало отходу от религии и от традиционной местечковой жизни. Беднейшая часть населения была глубоко религиозной и безграмотной, что вело к дальнейшему обнищанию и способствовало не только изоляции евреев, но и сохранению местечкового уклада жизни. К началу 20 столетия в черте оседлости в конечном итоге оказалось около 5-6 млн. русско-польских евреев. Главным недостатком такой сложившейся ситуации было отставание евреев в рамках общего развития культуры и образования из-за изолированности. Это в свою очередь способствовало их экономическому и социальному неравноправию по отношению к местному населению, особенно по отношению к населению крупных городов. Начиная с правления Александра 1 (1801-1825) предпринимаются попытки отменить некоторые дискриминационные законы по отношению к евреям. Затем при царе Николае I (1825-1855) предпринимаются ряд попыток усилить ассимиляцию среди евреев путем призыва их в армию на 25 лет, с принуждением к их переходу в христианство. Позднее, в 1870-1880 годах в целях ассимиляции евреев молодежь поощряется к учебе в светских государственных школах. В это же время в уклад местечковой жизни начинают проникать идеи Гаскалы (просвещения). По сравнению с Западной Европой движение Гаскалы проникло в Восточную Европу слишком поздно. Это движение возникло в Западной Европе, где начало распространяться мнение, что если дать евреям светское образование и гражданское и социальное равноправие, то они превратятся в обыкновенных граждан. Моисей Мендельсон(1729-1786 годы), немецкий еврей из Дессау, в середине 18 столетия возглавил движение за эмансипацию (освобождение от угнетения и неравноправия) евреев. Мендельсон поставил задачу изменить внутренний мир еврейства, приобщив евреев к общеевропейскому развитию. Против Мендельсона выступили миснагиды и хасиды, опасающиеся отхода евреев от веры, что и было подтверждено в дальнейшем.
В конечном итоге, Гаскала в лице ее сторонников -маскилим, попытки эмансипации и начавшиеся погромы начали приводить к угасанию еврейской жизни в местечах и, соответственно, к ассимиляции евреев, отходу от традиционной еврейской культуры и языка. Погромы 1881-1882 года при Александре III обусловили первую волну эмиграции, преимущественно в США. Единственным выходом, способным обеспечить как современное развитие народа, так и сохранение его ментальности становится необходимость создания государства евреев. Основа этого процесса была заложена Теодором Герцелем, также выходцем из Восточной Европы (Австрия). В Восточной и Центральной Европе возникает сионистское движение с целью создания еврейского государства. Погромы 1905-1907 года усилили эмиграцию евреев на Запад. Тем не менее, к Первой мировой Войне на территории Российской империи проживало около 6 миллионов евреев. С началом этой войны около 0,5 млн. евреев эвакуировались из местечек и городов приграничных провинций с потерей всего, что у них было. И, наконец, революция 1917 года привела примерно к 1500 погромам. В целом, вся эта совокупность выпавших страданий на головы евреев вызвала исход около 2-х миллионов евреев и существенно подорвала статус еврейских местечек. Итогом укрепления советской власти стала ликвидация черты оседлости. После гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города, особенно это касалось молодежи. Роль местечек в еврейской жизни все больше падала.
Везде чужие, вечно гонимые, притесняемые и истребляемые в периоды народных волнений, войн и потрясений евреи нуждались в своем национальном очаге и никакие местечки, даже на условиях автономии не могли заменить им наличия собственного еврейского государства. Осознание необходимости создания собственного национального очага и привело в конечном итоге к появлению государства Израиль, правда, это произошло уже после Катастрофы, при которой подавляющее число евреев местечек было уничтожено. Немногие уцелевшие частично жители местечек, в основном те, кто попал в румынскую зону оккупации (т.н. Транснистрию), из-за антисемитской политики советских властей и по ряду других обстоятельств (стремление дать детям высшее образование, улучшить материальное положение и др.) перебрались в города. С падением СССР и социалистического лагеря бывшие жители местечек в большинстве своем покинули Восточную Европу. Вместе с гибелью местечек позиции одного из главных элементов ментальности и культуры ашкеназийского еврейства, языка идиш, оказались подорванными. В Израиле язык идиш оказался вне поддержки под надуманным предлогом, что это язык позорного галута.
Страдания, выпавшие на долю евреев местечек, их изолированность и ограниченность, нисколько не снижают ту выдающуюся роль, которую сыграли местечки в жизни еврейского народа, в сохранении и развитии его культуры и языка, развитии национального достоинства, чувства принадлежности к великому народу. Вовсе не случайным был героизм евреев при всех тех страшных испытаниях, которые выпали им в течение последних 500 лет. Так, у Натана Ганновера читаем о борьбе с казаками Хмельницкого: «Однако, поляки и евреи в укрепленных городах: Каменце, Язловце, Бучаче смогли защититься от врагов. Они стреляли из ружей и убили множество злодеев, которые не смогли захватить ни одну из этих крепостей». Уместно вспомнить и о создании отрядов еврейской самообороны в годы погромов, о героизме евреев при участии в войнах в странах, где они проживали. Гаскала продемонстрировала еще одну удивительную способность евреев. Приобретя необходимые знания, бывшие малообразованные жители местечек, как на территории самой царской России (затем в СССР) и бывшей Австрии, так и те из них, кто попали в США и другие страны за одно - два поколения занимали самые высокие позиции в науке, бизнесе, культуре, медицине, юриспруденции. Здесь сказалось воспитание и способности в преодолении трудностей, которые были заложены жизнью в местечках.
На главную страницу Home