Евреи вне черты оседлости

 

                                                                                      Александр Вишневецкий

Статья была напечатана 23 августа 2007 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон

"Благосклонность к евреям мы видим в том, что в городках, смежных с чертою еврейской оседлости, местные обыватели постоянно привечали и укрывали евреев-ремесленников, ибо находили их очень для себя полезными. Местные власти тоже везде им мирволили, ибо и для них, как и для прочих обывателей, евреи представляли значительные удобства".

                                         Николай Семенович Лесков «ЕВРЕЙ В РОССИИ»  

 Во второй половине 19 столетия еврейское население заметно отличалось от остального населения, проживающего в Европейской части Российской империи. Это было связано в первую очередь с тем, что евреи уже многие десятилетия проживали в изоляции, в черте оседлости.  Различие было во всем - в образе жизни, в экономических отношениях,  вероисповедании, языке,  и как следствие, их разделяло с остальным населением отсутствие взаимопонимания и доверия. Евреи, в основном,  проживали в местечках  и в разрешенных им для проживания городах, но  были отделены от коренных народов (русских, украинцев, белорусов) не только местами проживания, но  и законодательно. В соответствии с тогдашними законами и постановлениями,  евреев относили к сословию  инородцев. К этой категории в Российской империи причисляли также калмыков и народы Сибири. Указанные различия порождали напряженность во взаимоотношениях между евреями и остальными народами, особенно с элитными нациями региона.  Преодолеть эти различия  евреи могли, приняв христианство, но это означало  разорвать какие - либо контакты  со своими собратьями, верой, родным языком общения - идиш. Немногие были готовы к этому. К тому же, со стороны национальных христианских общин не было заметно какого- либо интереса к сближению и пониманию с  евреями. Была только вражда и, порожденный рядом столетий государственной политики, антисемитизм, охвативший все слои общества Царской России. Жизнь русского еврейства почти вся уходила на борьбу за выживание в условиях отсутствия каких-либо прав: права на жительство вне черты оседлости, права на труд, права на учебу, а главное, на достойную жизнь без унижений. При этом, в ХІХ веке в Российской империи  проживало значительное количество евреев, более  5,2 млн. человек.

Основная масса еврейского населения, сосредоточенная  в черте оседлости, жила в бедности и  боролась  за выживание. Многие евреи в поисках лучшей доли стремилась перебраться в большие города, хотя в большинстве из них им было запрещено проживание. Удачливее прочих оказывались те, кто решался на перемену веры. Для властей они немедленно переставали быть евреями. Согласно  законам, принятым при правлении императора Александра II, пришедшего к власти в 1855 году, стало возможным проживание  вне черты оседлости некоторым группам еврейского населения. Это были купцы первой гильдии, врачи, советники коммерции и мануфактур, солдаты, отбывшие воинскую повинность по рекрутскому уставу, кантонисты, аптекарские помощники, дантисты, фельдшера,  повитухи. Все вышеназванные категории людей имели право проживать в городах вместе с членами своих семей, им позволялось также иметь постоянную прислугу из евреев.            Была также ограничена вербовка еврейских мальчиков в кантонисты, и в призыве на воинскую службу  евреи были уравнены со всем населением. Помимо евреев вышеназванных профессий, свободное право жительства предоставлялось ремесленникам (портным, шапочникам, ювелирам, часовщикам, стекольщикам, кожевникам, красильщикам, кондитерам, пивоварам, слесарям, переплетчикам, кузнецам, каменщикам, камнетесам, плотникам, штукатурам, садовникам, мостовщикам). Ремесленник должен был представить документ о знании дела и свидетельство о несудимости. Полицейские, а также местные чиновники следили, чтобы ремесленники занимались исключительно трудом по своей профессии, в противном случае нарушителя ждало выселение в течение суток.

Еще одной еврейской группой, которой было разрешено селиться в городах вне черты оседлости, были... проститутки. Этой возможностью   воспользовались еврейские девушки из черты оседлости, чтобы получить высшее образование в Москве или Петербурге. Получив  официальное разрешение на занятие проституцией - "желтый билет", они затем приступали к совсем другим  занятиям. Достоверно известен факт такого вскрывшегося подлога в Петербурге в 1908 году, когда на медицинском освидетельствовании проституток была обнаружена группа из 20 человек- девственниц. Все они оказались студентками психоневрологического института, возглавляемого знаменитым профессором Бехтеревым. Так как это учебное заведение не имело статус государственного, то лица еврейской национальности не имели права в нем заниматься, если они не располагали правом на жительство. Проституция такое право давала, и девушки им воспользовались. Опасаясь громкого скандала, власти вынуждены были разрешить девушкам продолжить учебу без занятий проституцией. Нужно отметить попутно, что проституция среди евреек также имела место, но она была связана  с тяжелейшим экономическим положением, особенно там, где имела место первая волна еврейских погромов 1881-1882 года. Проституция среди евреек никогда не носила массовый характер, а большинство еврейских девушек отличались от своих сверстниц, принадлежавших к тем народам, среди которых проживали евреи, куда более высокими понятиями о нравственности.

В итоге, если до этого времени  евреи проживали лишь в 15 юго-западных губерниях, то с этого времени евреи начинают очень медленно обживать и другие губернии России. Попадая в крупные города, где они до этого не проживали, евреи не только умудрялись выжить, но и способны были творить, учиться, часть смогла даже разбогатеть и стать крупными промышленниками и предпринимателями. Необходимо учесть, что профессии тех евреев, которым было разрешено селиться вне черты оседлости, были крайне востребованы как в крупных городах, так и в помещичьих поместьях.

 В книге Реувена Брайнина »Из моей книги жизни» (издание на идиш, 1946 год, Нью-Йорк) автор приводит подробности о жизни евреев в Москве и Смоленске, в  запретных для жительства евреев городах того времени.  Москва ближе к концу XIX века, не входя в печально известную черту оседлости, тем не менее, начала приобретать черты «еврейского города». Многие известные  промышленники, купцы, врачи, студенты, проживали в это время в Москве. Фундамент еврейской общины в Москве, ее первые основатели, были кантонисты, которые десятки лет служили в армии во времена Николая 1. Кантонисты - это были насильно отнятые у родителей мальчики 8-10 лет, которых готовили к солдатской службе в особой низшей военной школе в России первой половины 19 столетия, обреченные на 25-летнюю службу в армии. Согласно указу Николая I о воинской повинности для евреев (указ действовал с 1827 до 1856 года)  кантонистам после 25 лет службы разрешалось селиться где угодно и отдавать своих детей в любые учебные заведения. Так в Москве постепенно собралось немало «николаевских солдат» и была построена первая синагога. Они многое выстрадали, служа в армии, прошли, как говорят, через семь кругов ада. Их силой принудили идти в армию, когда они еще были детьми. Их насильно принуждали перейти в христианскую веру. Но наиболее упрямые и стойкие  солдаты выстояли и остались евреями. Понятно, что в Москве эти люди, получив за счет своей многолетней службы право на жительство, строго соблюдали все еврейские традиции. В субботу их лавки были закрыты, и даже самые бедные из них не торговали в этот день или в дни еврейских праздников. У них были свои синагоги, строго ортодоксальные. Говорили они на идиш, но с русским акцентом, но язык они почитали, и при малейшей возможности общались на идиш. Они и торговцы были очень порядочные. В своих домах они требовали дисциплины и соблюдения  «идишкайт» от своих детей и близких. Из них, благодаря получению ими пенсии в 40 рублей, формировалась затем прослойка состоятельных евреев, так как деньги вкладывались в предпринимательскую деятельность.  

Во времена Александра 2-го, особенно в 60-е годы 19 столетия, начали прибывать в Москву евреи  с правом проживания вне черты оседлости - купцы первой гильдии; профессионалы,  окончившие российские университеты; ремесленники; студенты, принятые в Москве в высшие учебные заведения. Немного позже начали оседать  в Москве и евреи  из черты оседлости в поисках заработка, не имеющие привилегий. У многих из них были «липовые» документы, что они ремесленники. Многие откупались взятками полиции, чтобы их не высылали из Москвы. Полиция проводила облавы и пойманных евреев по этапу отправляли в «тхум хамошав» (черту оседлости). Были и такие, которые добивались права проживания в Москве, покупая у протестантских священников документ о крещении, при этом они стыдились этого и скрывали этот факт от  других евреев. Власти не позволяли  создавать в Москве синагоги или другие еврейские институции. Поэтому мероприятия, связанные с еврейской жизнью, в Москве проводилась нелегально, и полиция не реагировала остро, потому что «мазали», т.е. давали взятки, как нижним чинам, так и более высоким. Официальным  представителем евреев в Москве перед властями  был правительственный раввин Залкинд Минор. Каждую субботу он проповедовал на русском языке в хоровой синагоге, членами которой были богатейшие евреи и часть профессионалов из интеллигенции. Эти люди считали себя обязанными являться  в синагогу в праздничные дни, установленные официальной властью, чтобы продемонстрировать свою преданность и патриотизм. Казенные (правительственные раввины) в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве, Пинске были людьми, хорошо знающими еврейскую духовную и реальную жизнь. В остальных городах уровень таких раввинов был крайне низким. Минор был одним из лучших учеников в раввинской школе в Вильнюсе и стоял очень близко к первым просветителям (маскилим) в этом городе. Он прекрасно владел ивритом.

В то же время при нем не было создано ни одной еврейской институции в Москве, ничего не было сделано в плане еврейского воспитания.

 В Смоленске, куда доступ евреям был также  запрещен, число еврейских семей того времени (1880 год) было в количестве не больше 400.В основном, это еврейские солдаты, отслужившие в армии 25 лет и получающие затем право свободного поселения. Они были владельцами лавок, торговали подержанной одеждой на рынке. Также здесь имелись купцы первой гильдии - образованные еврейские аристократы. Они занимались торговлей лесом, предпринимательством, были подрядчиками. Были также банкиры, дающие денежные ссуды и владельцы больших магазинов, частные адвокаты и даже  еврейский врач в чине полковника. Тех евреев, которые попадали в город без разрешения на право жительства и подвергались арестам, выручали за взятки бывшие николаевские еврейские солдаты. В городе также жили немногочисленные представители еврейской интеллигенции. Еще в одном закрытом для евреев городе,  в Харькове, уже  в пятидесятые годы 19 столетия были зарегистрированы две общины – купеческая и солдатская, у каждой были своя синагога и хедеры, миквы и пункты убоя ритуальной птицы. К 1860 году в Харькове проживали около 100 солдат-евреев (30 из них с семьями), около 50 семей евреев-купцов и 20 евреев-студентов.      В 1863 году Харьковский генерал-губернатор просил у правительства предоставления евреям свободного доступа  в Харьков, что «послужило бы, несомненно, важным пособием к оживлению в нем торговой и промышленной деятельности». В этом же году в Харьковской ярмарке участвовало около 20 тысяч евреев. Такая же картина проникновения и активизации еврейской жизни вне черты оседлости  наблюдалась и в других городах от крайнего севера России до городов Сибири.

Подавляющее число евреев оставались в черте оседлости, но те несколько сот тысяч, что, вырвались из нее и расселились по российским городам, стали банкирами, предпринимателями, врачами, адвокатами, инженерами, журналистами, литераторами. Эти люди представляли собой новую еврейскую  интеллигенцию, с совершенно новой еврейской ментальностью и владевшую как минимум тремя языками: русским, ивритом и идишем. Такими были и все ведущие еврейские писатели того времени: Шолом - Алейхем, Менделе Мойхер-Сфорим, Ицик Лайбуш Перец. Так, Менделе Мойхер-Сфорим "писал только на обоих еврейских языках, но говорил... со всеми по-русски, единственном обиходном языке интеллигенции" (Дубнов Семен, историк).

Еврейская  молодежь стремилась вырваться из черты оседлости, чтобы приобщиться к учебе  в гимназиях, университетах и получить право жительства во внешних  губерниях России, с надеждой избавиться от  статуса «луфт - ментшн» (с идиш- люди воздуха), т. е. людей без земли, без заработка, без собственности. Они хотели жить со всеми наравне - быть докторами, инженерами, адвокатами, и т.д. Для еврейской молодежи еврейская улица и местечко  потеряли к тому времени  свою былую притягательную силу, дети стали отдаляться от своих родителей. Произошел отрыв от корней - от старой культуры, они забыли  о специфических еврейских проблемах и оказались в сфере чуждых интересов. Часть молодежи высших учебных заведений примкнула к революционным кружкам и принесла значительные жертвы  в деле русской революции. Особенно это касалось движения народовольцев. Эта часть еврейской молодежи   ошибочно  верила, что  начавшиеся в 1881-1882 году еврейские погромы  приведут в движение крестьянство против помещиков и царизма, что пролитая  еврейская кровь  будет стимулировать русскую  революцию. Но очень скоро им пришлось в этом разочароваться. Русская интеллигенция восприняла еврейские погромы в своем большинстве  хладнокровно и равнодушно. И тогда у еврейской молодежи начались мучительные поиски  выхода. В этой обстановке зарождается сионистское движение среди молодежи в крупных городах. Маленькая группа студентов  из Харьковского и Киевского университетов отправилась в Эрец Исраэль строить еврейскую страну для своего народа. Не имея опыта и средств, они отправились в страну, которая тогда находилась под господством  отсталой и забитой Турции. Появление первых сионистских кружков в Москве среди еврейских студентов казенный раввин Москвы  Минор считал бессмысленным. Он полагал, что еврейская молодежь должна ассимилировать, т.е. русифицироваться. Кружок «Бней - Цион» (сыновья Циона) был создан в Москве в 1884 году, этот кружок  стал духовной лабораторией, где вырабатывались идеи национально- сионистского движения. Его появление было связано с первыми еврейскими погромами на юге России. Впечатление, произведенное на еврейскую студенческую молодежь погромами и равнодушием, а порой и ненавистью русской интеллигенции, было сильным. Ведь воспитание еврейской студенческой молодежи  формировалось под действием русской либеральной литературы, она надеялась на равноправие с другими народами в недалеком будущем. Взгляды этой молодежи еще только формировались. Проклятый «еврейский вопрос», который был поставлен антисемитской русской прессой и звучал, как требование избавиться от евреев в России шокировал этих молодых людей. Им казалось, что ненависть к евреям есть только у реакционеров, у «черной сотни», и что русская интеллигенция думает иначе. Погромы и отношение к погромам в русских кру­гах вызвали у еврейской просвещенной и интеллигентской молодежи сильное обострение национального чувства. С этого периода начинается движение исхода евреев России  в Америку и Эрец Исраэль. П. Б. Аксельрод в своей неопубликованной статье «О задачах еврейско-социалистической интеллигенции», написанной им в 1882 году, писал: «Еврейская социалистиче­ская интеллигенция вдруг увидела, что громадное большинство «русского общества» и народа считает евреев именно особой нацией, все элементы которой — длин­нополый ли еврей-пролетарий, мелкий буржуа, ростов­щик, обрусевший адвокат и готовящийся к каторге или  ссылке социалист — все безразлично «жиды», безусловно, вредные для России, которая должна избавиться от них во что бы то ни стало и какими бы то ни было сред­ствами».

Часть еврейской радикальной и революци­онно-настроенной интеллигенции после погромов разоча­ровалась в социализме и отошла от революционного дви­жения. Вот что писала Голда Меир о состоянии еврейской политической мысли того времени: "Тоска евреев по собственной стране не была результатом погромов (идея заселения Палестины евреями возникла у евреев и даже у некоторых неевреев задолго до того, как слово "погром" вошло в словарь европейского еврейства); однако русские погромы времен моего детства придали идее сионистов ускорение, особенно когда стало ясно, что русское правительство использует евреев как козлов отпущения в своей борьбе с революционерами».

Окончательно стали рушиться границы черты оседлости с началом Первой мировой войны. Евреев из зоны боев и захваченных затем  немецкими войсками областей Польши и Прибалтики российские войска насильственно изгоняли вглубь территории России, обвинив их в том, что знание языка идиш, близкого к немецкому языку, превращает их в немецких шпионов. Наконец, февральская революция 1917 года уравняла права евреев с правами других народов и привела к ликвидации черты оседлости. Понадобились еще менее трех десятилетий, чтобы с помощью Октябрьской революции, гражданской войны, правления советской власти и Катастрофы уничтожить все, что имело какое-либо отношение к евреям в бывшей черте оседлости.

 к списку статей

 фотографии к статье

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz