АНТИСЕМИТИЗМ И РАДИКАЛЬНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

ПРОГРАММА: «МОНИТОРИНГ ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ», 2004 год

Александр Вишневецкий

  Религиозная толерантность всегда характеризовала регион Центральной Азии в силу его многонациональности и географического положения на пересечении важных в течение многих столетий торговых путей. По мнению некоторых исследователей, евреи проживают в регионе – на территории современной Бухары – на протяжении 2000 лет. В годы Второй мировой войны Центрально-азиатский регион принял около полумиллиона евреев и тем самым спас их от неминуемой гибели. Конечно, как и на всей территории СССР, как на государственном, так и бытовом уровне антисемитизм имел место в Центральной Азии, но был выражен слабее, чем в славянских республиках СССР. Развал СССР и снижение уровня жизни привел к резкому обострению межнациональных отношений. В 1989-1990 гг. из Узбекистана после страшного погрома в Ферганской долине были изгнаны турки-месхетинцы, была попытка погрома евреев и армян в Андижане, произошла резня между узбеками и киргизами в Ошской области, в течение ряда лет шла гражданская война в Таджикистане. Таковы были итоги развала СССР и начала становления независимых государств в регионе. В этих условиях еврейское население в Центральной Азии быстро сокращалось. Из 150 тысяч евреев, проживающих на территории Центральной Азии в 1989 г. сейчас осталось не более 20-22 тысяч. В Узбекистане проживает 10-12 тысяч евреев, в Казахстане около 8 тысяч, в Киргизии 1500 человек и по несколько сотен человек в Таджикистане и Туркмении. Ислам был и остается основной религией региона с 9-10 века нашей эры (до распространения ислама в регионе имели место буддизм, христианство, зороастризм и манихейство). Первые шаги при создании независимых государств в Центральной Азии сопровождались попытками властей с целью стабилизации заменить коммунистическую идеологию на идеологию исламскую. Но это, в свою очередь, привело к тому, что ряд радикальных течений ислама вышел из под контроля власти. В 1989-1991 гг. годах в Намангане, традиционном оплоте ислама, было сформировано религиозное течение «Адолат» (Справедливость), куда вошло до 12000 верующих молодых мусульман во главе с Тахиром Юлдашем и Джумой Намангани. «Адолат» насаждала исламский образ жизни и в ультимативной форме потребовала у Ислама Каримова, руководителя Узбекистана, когда он прибыл в Наманган, создания исламского государства на территории Узбекистана. Ответом были массовые преследования и аресты членов «Адолат». Пик преследований исламистов в Ферганской долине, где были наиболее сильны исламские корни и недовольство населения низким уровнем жизни, пришелся на конец 1991 г. – середину 1992 г., когда началась и затем приняла массовый характер гражданская война в Таджикистане. Здесь из-за тяжелейших экономических условий и этнической розни самих таджиков (кланы и различие в уровне жизни в разных частях страны) сторонникам союза с Россией противостояли исламские силы и население Памира. Несколько тысяч из жестоко преследуемых исламистов бежали из Узбекистана в Таджикистан, там они прошли хорошую боевую школу, воюя в рядах оппозиции. Поражение таджикской оппозиции в ходе гражданской войны (благодаря вмешательству вооруженных сил России и Узбекистана) вынудило узбекских боевиков сначала перебраться на Памир, а затем вместе с таджикскими боевиками передислоцироваться в Афганистан. Здесь узбекские боевики на стороне талибов участвовали в создании реакционного афганского режима при поддержке Пакистана. В феврале 1998 г. в афганском городе Хост Усама бин Ладин объявил о создании международного исламского фронта джихада против евреев и христиан, куда вошли и боевики из Узбекистана. Джума Намангани и Тахир Юлдаш сформировали и возглавили Исламское движение Узбекистана (ИДУ) при финансовой поддержке радикалов из арабских стран и Пакистана. По мнению аналитиков, в больших масштабах идет финансирование из Саудовской Аравии. Это связано как с попытками влияния на развитие ислама в Центральной Азии, так и желанием противодействовать строительству нефтепроводов из Центральной Азии, способных ослабить экспорт нефти из Саудовской Аравии. Хорошо вооруженные и обученные силы ИДУ в 1999 и 2000 гг. через территорию Таджикистана с Памира проникли в Баткенскую и Ошскую области Киргизии с целью дальнейшего наступления на Ферганскую долину Узбекистана. С большим трудом удалось уничтожить эти группы в Узбекистане и вытеснить основные силы ИДУ из Киргизии. Взрывы в Ташкенте 16 февраля 1999 г. также приписываются боевикам ИДУ, хотя высказывались и обвинения в адрес Хизб ут-Тахрир (см. ниже). Разгром талибанского Афганистана войсками США, появление военных баз США, НАТО и России на территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии ослабили угрозу ИДУ. Полагают, что после гибели Джумы Намангани (во время свержения власти талибов) за счет денег зарубежных исламистов удалось передислоцировать и легализовать большинство боевиков ИДУ в Ферганской долине и труднодоступных горных районах Киргизии и Таджикистана. Общая численность боевиков ИДУ не превышает 3000-5000 человек. В 2003 г. было организовано Исламское движение Туркестана (ИДТ), куда вошли боевики ИДУ и уйгурские сепаратисты из Синьцзяня. По сообщениям СМИ, ИДТ тесно координирует свои действия с Аль-Каидой. На данном этапе имеет место террористические акты и провокации со стороны ИДТ в Киргизии. Наряду с радикальной исламской оппозицией в лице ИДТ, целью которой является насильственное свержение власти в Центрально-азиатских странах и создание исламского государства (включая Синьцзян), начиная с 1995 г. в регионе действует еще одна группировка – Хизб ут-Тахрир (Партия освобождения). Она возникла сначала в Узбекистане, а затем (вследствие жестокого преследования и бегства ее членов из Узбекистана) она начала также действовать в Киргизии и Таджикистане. Эта партия была основана в 1953 г. религиозным судьей шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиш ад-Дином Нахбани аль-Фалистини. Целью партии является возвращение мусульман к исламскому образу жизни и образование единого исламского мирового государства – халифата. После создания халифата допускается вооруженная борьба с неверными, если они отказываются перейти в ислам или платить особый налог. По сути, Хизб ут-Тахрир» является одной из версий наиболее известной аналогичной организации «Братья-мусульмане», основанной в 1928 г. В странах Центральной Азии Хизб ут-Тахрир запрещена, как, впрочем, и во многих других азиатских и европейских странах. Тем не менее, полагают, что в данное время – это самая массовая политическая организация в регионе, особенно велико ее влияние в Ферганской долине. Со смертью Нахбани в 1979 г. главой партии стал Абад аль-Кадим Залум, проживающий в Иордании. Основным центром партии является Лондон, где Хизб- ут-Тахрир работает легально. Отсюда на целом ряде языков редактируется сайт этой партии в Интернете. Лондонский филиал возглавляет 42–летний сириец, Шейх Омар Бакари Мухаммад, который предположительно руководит деятельностью Хизб ут-Тахрир в Центральной Азии. Хизб ут-Тахрир не ставит целью насильственное свержение власти и опровергает обвинения в насильственных действиях или подготовке к ним, основной формой борьбы провозглашая пропаганду через листовки, брошюры и книги. Выпуск литературы на языках народов Центральной Азии и русском языке имеет место в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане. Только в Худжанде (Таджикистан) за 2003 год были обнаружены 2 современные подпольные типографии, где печатались листовки, книги, брошюры огромными тиражами. Средства поступают не только от зарубежных спонсоров. Каждый член партии выделяет 10% своего дохода на поддержку партии, поощряется частный бизнес, чтобы доходы поступали в казну партии. Идет вербовка членов партии во властных структурах. Оценочно, в Узбекистане от 15 до 20 тысяч членов Хизб ут-Тахрир. В тюрьме находится до 5000- 7000 членов партии – для осуждения в этой стране достаточно подозрения в принадлежности к радикальным исламистским кругам, что вызывает постоянный протест правозащитников. Пытаясь придать исламистской идеологии современное звучание, Хизб ут-Тахрир пропагандирует халифат с рыночной экономикой с целью приукрашивания своей идеологии. В организации пирамидальная структура в 7 уровней – от главного руководителя до послушника. Первичная ячейка – халка (звено) имеет до 5 человек, знающих друг друга только по кличкам. При вступлении в партию принимают присягу. Ячейки подчиняются главному руководителю. В партии железная дисциплина. Партия имеет серьезные разработки и технологии ведения идеологической борьбы. По утверждению правоохранительных органов, ведется также обучение вооруженным методам борьбы. Хизб ут-Тахрир жестко преследуется правоохранительными органами Узбекистана. Как отмечают правозащитники, подозрения в принадлежности к исламистам достаточно, чтобы быть осужденным на длительный срок лишения свободы. В последнее время по мере ужесточения преследований наметилось сближение Хизб ут-Тахрир с ИДТ. Недовольство практикой ненасильственных действий привело к стремлению перейти на более агрессивный путь. Появились две более радикальные группы, отколовшиеся от Хизб ут-Тахрир – Хизб ан-Нустра (Партия победы) и Акрамийя. Хизб ан-Нустра возникла в Ташкентской области в 1999 г., лидеры этой организации считают, что ненасильственных методов никогда не будет достаточно для того, чтобы сместить правительство Каримова. Они сторонники радикальных методов борьбы. Акрамийя была образована в 1996 г. Акрамом Юлдашевым из Андижана, который считает, что ненасильственные методы Хизб ут-Тахрир разрабатывались для арабских государств и непригодны в условиях Средней Азии. Необходимо завоевать сначала власть на местном уровне. Поменялось и содержимое листовок – дошло до того, что поддерживаются шахидки (террористки-самоубийцы). В декабре 2003 г. Государственный департамент США предупредил своих граждан о возможности террористических нападений на гостиницы, иностранные посольства и другие учреждения в Узбекистане со стороны исламских радикалов. Пропаганда Хизб ут-Тахрир имеет ярко выраженный агрессивный антисемитский характер. Вот только небольшая выдержка из листовки «Хизб-ут-Тахрир»: «Эй, мусульмане!... Избавьтесь от руководителей, которые не обращают внимания на шариат Аллаха, направляйте воинов на джихад и выгоните евреев. Могут быть жертвы, придется терпеть и джихад и возможно стать шахидами». Любой враг партии объявляется «евреем». Так, президент Узбекистана Каримов назван в листовках «еврейским кафиром» (т.е., неверным) или просто «евреем», евреем называется Мустафа Кемаль (Ататюрк), упразднивший халифат. Члены партии сожалеют о том, что Гитлеру не удалось уничтожить евреев. Они отрицают право евреев Израиля на существование и призывают к его уничтожению. Имеют место и призывы убивать евреев. Антисемитизм и антисионистская направленность были названы официальными причинами запрета Хизб ут-Тахрир в ФРГ. Действия Хизб ут -Тахрир тесно координированы с палестинскими террористами, часть листовок партии – перевод палестинских. Хизб ут-Тахрир провозглашает: «евреи – проклятый богом народ», мы единая сила с Палестиной, воюющая с еврейскими кафирами и палестинская проблема – наша проблема. Идеология Хизб ут-Тахрир направлена на создание исламского государства и разжигание ненависти к евреям и жителям западных стран. Но, по сути, это вызов всем неверным, т.е., представителям других религий, кроме ислама. По мировоззрению эта идеология является формой, напоминающий фашизм. Как заявляет глава МИД Узбекистана Садык Сафаев, эта организация создает основу будущего терроризма. По мнению начальника информационной аналитической службы национальной безопасности Киргизии Данияра Авдиева, Хизб ут-Тахрир представляет собой политическое крыло мирового террористического движения, в котором объединились силы Аль-Каиды и Исламского движения Туркестана. По мнению многих аналитиков и сотрудников правоохранительных органов, взрывы в Бишкеке и Оше в 2003 г. и взрывы в Ташкенте в 1999 году – проявление одних и тех же сил, причастных к нападениям в Нью-Йорке, Москве, Иерусалиме. Страны Центральной Азии осознают эту угрозу. Она несколько снизилась после разгрома сил талибов в Афганистане (благодаря действиям США), но она реальна. Поэтому, идет укрепление армий стран Центральной Азии. Вооруженные силы Узбекистана наиболее боеспособные в Центральной Азии. Их численность около 80000 человек в сухопутных, военно-воздушных, войсках МВД и национальной гвардии. Особую опасность ИДТ и Хизб ут-Тахрир представляют в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии, где часть населения недовольна экономическим положением и может примкнуть к радикальным экстремистским исламским силам. Что касается Казахстана, то здесь действия Хизб ут-Тахрир ограничиваются южными областями, где проживает узбекское население. Мало сведений об экстремистских исламских организациях из Туркмении в силу закрытости режима Туркменбаши. Здесь радикальные исламские группы находятся в подполье, но в условиях жесточайшего режима и нищего населения опасность этих групп очень велика. Учитывая сказанное можно констатировать, что в регионе имеет место реальная угроза для тех, немногочисленных еврейских общин, которые все еще находятся в регионе. На встречах в Москве и Санкт-Петербурге 28-31 мая 2003 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и затем на саммите глав государств СНГ президент Узбекистана Ислам Каримов выступил с призывом усиления борьбы с радикальным агрессивным экстремизмом. Он предупредил об опасности «идеологии фанатизма, которая захватывает и отравляет в первую очередь сознание .... молодежи, превращает ее в послушное свое орудие». Каримов подчеркнул, что эта идеология опаснее отдельных бандитских формирований. Он обратил внимание на особо угрожающий характер деятельности Хизб ут-Тахрир, выступающей с идеей превращения светского государства в средневековый исламский халифат.

На главную

 к списку статей

 

 


Hosted by uCoz