|
Долгое время одним из краеугольных камней израильского самосознания была фраза "а-олам куло негедейну" ("Весь мир против нас"), которую в разных источниках приписывают то Владимиру (Зэеву) Жаботинскому, то Бен-Гуриону, то поэту Йораму Таарлеву, на слова которого была написана песня, исполняемая молодым Шломо Арци. Так уж сложилась судьба нашего народа и еврейского государства, что мы больше говорим и пишем о наших врагах и о наших недругах, чем о друзьях и сторонниках.А ведь их немало во всем мире, среди всех народов ипредставителей самых разных конфессий...
Бывшим узникам концлагерей и гетто из Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», хорошо известны целый ряд христианских евангелистских организаций, оказывающих им материальную и моральную поддержку. Это «Христиане-друзья Израиля», «Рука помощи», «Махасе», «Бейт Сар шалом», «Саксонские друзья Израиля» и др., представляющие многие страны Европы и Америки. В последнее время к ним присоединились и евангелисты ряда стран Азии. С благодарностью воспринимается бывшими узниками желание христиан-евангелистов наладить теплые отношения с ними, с последним, уходящим в небытие поколением, пережившим Катастрофу. В последние годы к этим христианским евангелистским организациям присоединились польские протестанты – евангелисты.
С 31 мая по 15 июня группа из 35 человек, бывших узников нацистских гетто и концлагерей и беженцев Второй мировой войны из бывшего СССР – ныне граждан Израиля, побывала в Польше. Все участники группы в возрасте от 70 лет и старше из разных городов Израиля – Иерусалима, Хедеры, Сдерота, Эйлата. Эта поездка состоялась при посредничестве христианской евангелической организации «Бейт Сар Шалом» из Иерусалима. В течение всей поездки нас сопровождал и оказывал содействие молодой и энергичный представитель этой организации - Максим. Принимающей стороной были польские евангелисты из города Оструда, который находится на северо-востоке Польши, вблизи от Балтийского моря. Польская сторона взяла на себя все расходы по организации отдыха, по нашим поездкам, питанию, по ознакомлению со страной и ее людьми. Также, при организации нашего досуга по утрам и вечерам несколько христианских евангелических пасторов и ряд польских христиан-евангелистов в своих выступлениях всячески подчеркивали свою любовь к Израилю и его народу. Они цитировали отрывки из Нового и Ветхого завета, пели для нас популярные песни на иврите и свои религиозные песни, и все это шло на фоне сцены, где одновременно были представлены христианский крест и еврейский магендавид. Мы побывали в нескольких протестанских евангелических церквях, где часть или вся сцена символично несут изображение Стены плача в Иерусалиме. Подобно нашим синагогам в их церквях нет изображений людей и человеческих лиц. Мне и моим коллегам также удалось побывать в гостях у них дома по их приглашению, где нас тепло принимали. В их домах много свидетельств уважения к Израилю, висят карты Израиля, есть серебряные меноры, изображения Стены плача, книги об Израиле и евреях и многое другое. А у одного из пасторов дома я видел израильские грамоты, награды и благодарности за ту огромную работу, которую он проводит в поддержку Израиля.
У всех у нас сложилось впечатление, что протестанты-евангелисты из Варшавы и Оструды являются истинными друзьями Израиля, что в нынешней международной ситуации разжигания ненависти к нашему народу и нашей стране и глубоко укоренившемся антисемитизме, является немаловажным фактором поддержки. Хотелось бы надеяться, что эти проявления искренней дружбы никак не связаны с вековыми стремлениями христиан к масонской деятельности в отношении евреев. Впрочем, ведущие евангелисты христианской общины в Оструде заверили меня и моих коллег - бывших узников гетто и концлагерей, что их главный интерес состоит только в росте численности и процветания еврейского народа в мире. Жаль только, что евангелическое протестантское движение в Польше слишком слабо в отличие от США и Германии, где оно охватывает многие миллионы людей. В Оструде мы имели возможность познакомиться с замечательной супружеской парой христиан-евангелистов из Брайтона (США), преданность и любовь к Израилю которых была столь яркой и очевидной, что вся наша группа прониклась самыми теплыми чувствами к ним. Это Давид и Санди Готфилд. Среди евангелистов Польши есть и бывшие иудеи. Обвинять их в отходе от еврейства в условиях Второй мировой войны и гибели практически всего еврейского населения Польши, погромов 1946 года и окончательного изгнания во времена правления Гомулки не приходится. Куда важнее, что эти люди являются сейчас основными защитниками Израиля в Польше, на фоне антисемитизма польских католических христиан, в том числе и католиков-евангелистов. При этом в ходе поездок мы видели огромное количество церквей и проявлений христианского культа, создавалось впечатление, что вся Польша поголовно верующая.
Наша поездка по Польше, естественно, начиналась с Варшавы. Нам была предоставлена возможность в течение двух дней познакомиться в первую очередь со следами того, что осталось от былого величия Варшавы, как еврейского города. Мы побывали у памятника Янушу Корчаку. Под двумя поднятыми к небу руками на небольшом искусственно созданном холме стоит Януш Корчак с детьми. Затем мы долго находились на площади, где установлен величественный памятник героям Варшавского гетто. Такой же памятник имеется в Яд Вашеме, но в Варшаве он отделен от других сооружений и больших размеров. У подножья памятника были возложены свежие венки с надписями на иврите от израильских министерств. Напротив этого памятника строится огромное здание музея истории евреев Польши. Внешне здание почти готово. Полное завершение строительства и открытие этого крупнейшего в Европе еврейского музея намечено на конец следующего года. Правда, я читал в Интернете о том, что завершение всех работ может затянуться из-за нехватки финансирования на внутренние работы и оформление экспонатов. За то длительное время, что наша группа находилась на этой площади, там побывали две большие экскурсионные группы, но евреев среди них не было. И только один человек-еврей из Хайфы встретился нам там, на этой площади. Побывали мы также на границе бывшего Варшавского гетто, где сохранен небольшой участок стены дома этого гетто из красного кирпича с памятными надписями и картой гетто. Мы также видели небольшой памятник, посвященный польской организации «Зегота», занимавшейся спасением евреев в годы войны.
Проезжая по Варшаве на предоставленном нам автобусе, мы видели указатели на «театр жидовский» и единственную в городе синагогу. Но где же сами евреи?
Ведь Польша в нашем представлении - огромная еврейская страна до Второй мировой войны. Неужели ничего не осталось от того 3,5 миллионного еврейского населения, составлявшего тогда 10% от всего населения Польши. Это были евреи с высокой культурой, многовековыми ашкеназийскими традициями, замечательным языком идиш - польский идиш является эталоном этого литературного языка. Неужели нацистам и польским коллаборационистам удалось так капитально зачистить страну, что еврейская жизнь здесь никогда больше не возобновиться? Вспомним, что уже после войны погромы и ярый антисемитизм вынудили 150 тысяч евреев покинуть Польшу в 1946 году, а стараниями Гомулки, коммунистического правителя Польши, были изгнаны из страны в 1968 году еще 100 тысяч евреев. Но, ведь известно, что в Германии, цитадели фашизма в прошлом, благодаря содействию еврейскому населению со стороны властей уже проживает около 200 тысяч евреев. Почему же в Польше еврейская жизнь хотя бы отчасти не сохранилась и не восстанавливается? Ведь мы видели ухоженные и бережно охраняемые еврейские памятники. Очевидно, антисемитизм в Польше, отсутствие желания вернуть евреям их собственность, а возможно, и более низкий уровень жизни по сравнению с другими более развитыми странами Европы, являются определяющими факторами такого положения вещей.
Нас всех интересовала численность нынешнего еврейского населения Польши, но таких данных нам никто не мог точно назвать, говорили предположительно от 3 до 10 тысяч человек. У меня была просьба – познакомить меня с реально живущими евреями Польши. Понять чем они живут, сохраняют ли традиции предков, язык? Я обратился к варшавскому пастору Казимиру Барчуку с просьбой оказать мне содействие в такой встрече. Должен сказать, что этому человеку, очень уважаемому в среде польских протестантов-евангелистов, бабушка которого была еврейкой, человеку который постоянно находился с нами в течение нашего пребывания в Оструде, я и мои коллеги по группе очень благодарны за внимание, благожелательность и готовность прийти нам на помощь по возникающим вопросам. Мне показывал один из евангелистов целый диск DVD с проповедями этого пастора с самыми теплыми выражениями дружбы и любви к еврейскому народу и государству Израиль. В один из дней нашего пребывания в Оструде мне была предоставлена автомашина с опытным водителем из христианской среды этого пастора, и мы за четыре часа поездки прибыли в Варшаву, где в зале конференций сообщества христиан (евангелическом молитвенном доме этого пастора) состоялась конференция, посвященная 20-летию создания организации евреев- ветеранов войны и пострадавших во Второй мировой войне. Отмечу попутно, что Казимир предоставляет бесплатно этот зал для всех важнейших еврейских мероприятий в Варшаве. Здесь было не более 40-50 человек, большей частью пожилых людей, среди них часть приглашенных - представители посольств и польских организаций. Вел конференцию президент этой организации Томаш Миездзинский, говорящий на идиш, как мне удалось установить при знакомстве с ним накануне начала конференции. Еще с двумя участниками конференции мне удалось перекинуться несколькими словами на этом языке, а один из них даже поговорил со мной на иврите и на идиш. Многие из присутствующих евреев не знают вообще языка идиш, и вся 3-х часовая конференция была полностью проведена на польском языке. Конференцию приветствовал министр по делам ветеранов и репрессированных лиц Ян Чихановский. Признаться по правде, сама конференция только подтвердила мысль о том, что еврейская жизнь в Польше практически подошла к концу и маловероятно, что она там возродится.
В центре Варшавы мы также видели красочные стенды с приглашениями посетить Израиль в качестве туристов.
Еще одной поездкой, связанной с довоенной еврейской жизнью и Катастрофой, было посещение города Лодзь, где мы сначала осмотрели музейный комплекс на маленькой железнодорожной станции Радегаст, откуда около 145 тысяч евреев Лодзи вывезли в лагерь смерти Хелмно (Кульхоф) в 70 километрах от Лодзи, где их подвергли уничтожению. Сам музейный комплекс, в какой- то степени, соответствует по построению реалиям трагедии уничтожения евреев Лодзи. Небольшое станционное сооружение из дерева, вагоны образца тех, на которых вывозили людей и длинный тоннель, который заканчивается символичной печью с дымоходной трубой. Известно, что когда вагоны прибывали с обреченными людьми в Хелмно, им приказывали раздеться, затем прогоняли через длинный туннель, где их в конце ждали автомашины-душегубки, подающие выхлопные газы в герметичные бункера машин. Пока машина доезжала до ближайшего леса, где были вырыты могилы, люди уже были мертвы. И с наружной стороны и внутри туннеля музейного комплекса указаны годы уничтожения евреев Лодзи не только в Хелмно, но и в Освенциме, Равенсбрюке, Саксенхаузе, Гроссрозене. Дальше мы приехали в центр города, где огромный квартал занимают, построенные на деньги богатых евреев особняки и мануфактуры, где была до войны сосредоточена польская текстильная промышленность. Прекраснейший дворец с фонтаном (чем-то схожий с Лувром) и великолепные здания мануфактур напоминают о значимости и вкладе евреев в довоенную экономику Польши. Тогда Лодзь называли польским Манчестером (английским центром производства текстиля). Понятно, что захватившие Лодзь немцы с его довоенным еврейским населением, около 200 тысяч человек, и огромными мануфактурами превратили гетто Лодзи в трудовой лагерь. Ведь немецкий «блиц-криг» был сорван с началом войны против СССР и немецкая армия остро нуждалась в теплой одежде и обуви. 40 тысяч наиболее состоятельных сумели уехать из города и спастись, а остальные 160 тысяч евреев заставили покинуть свои дома и загнали в гетто площадью в 4 квадратных километра. Это привело к высокой смертности. Евреи гетто изготавливали одежду, обувь для немецкой армии и это оттянуло их немедленное уничтожение, но не спасло их от гибели. К моменту освобождения Советской Армией удалось спастись нескольким сотням узников.
Группа побывала также в лагере смерти Штутхоф. К сожалению, мне это не удалось из-за поездки в тот день в Варшаву на конференцию еврейских ветеранов войны, о чем я уже рассказывал в этом материале.
Нам была предоставлена возможность посетить прекрасный город Гданьск- порт на месте слияния реки Вислы с Балтийским морем. Невозможно описать красоту центра этого города с его старинными зданиями и разнообразной архитектурой. Улицы города заполнены огромными толпами туристов. Для нас очень памятной осталась встреча с музыкантом в центре города, который по заказу наших польских сопровождающих христиан-евангелистов сыграл ряд мелодий популярных песен на идише и иврите. Наша группа напевала и даже подтанцовывала в ритме этих мелодий. Окружающая толпа людей с интересом наблюдала за происходящим, тем более, что они выяснили у нас, что группа представляет русскоязычных евреев из Израиля. Попутно хочу отметить, что общение с поляками не было затруднительным, ведь польский-это славянский язык и для меня владение русским и украинским языком давало вполне приемлемую основу для общения. Многие поляки также вполне сносно владеют и русским языком.
В ходе нашего знакомства с Польшей мы посетили также порт Гдыню и побывали там в музее морского флота Польши; побывали также на экскурсии в крупном этнографическом музее на территории бывшей Восточной Пруссии. Несколько раз мы посещали город Оструду, находясь на нашей базе отдыха недалеко от этого города. Мы совершили экскурсии по водным речным каналам, знакомились с прекрасно отстроенными селами Польши. Для нас, жителей Израиля, непривычно выглядели огромные лесные массивы, зеленые поля, озера и реки Польши. Нас, бывших жителей СССР, особенно умиляли березы в лесах и рощах. И, конечно, поражала исключительная чистота улиц и дорог, где абсолютно не было мусора. Несмотря на сравнительно низкие средние заработки поляков, примерно в 300 евро в месяц мы не встречали нищих и попрошаек, видели достаток и благополучие в польских домах.
Вместе с польскими христианами- евангелистами мы отмечали шабат, зажигали свечи, танцевали, пели свои песни на идиш и слушали в исполнении поляков песни на польском языке и иврите.
Мне бы хотелось в заключение выразить особую благодарность Петру Ольшевскому, талантливому человеку, крупному изобретателю, прекрасному организатору, усилиями и благодаря финансовой поддержке которого стала возможна эта интересная и содержательная поездка.
Для тех, кто захочет более близко познакомиться с Польшей, мною представлены по итогам поездки альбомы фотографий по адресу
http://fotki.yandex.ru/users/alvishnev8391/