Гайсин
Александр Вишневецкий
Статья напечатана 7 августа 2008 года в газете "Новости недели" приложении "Время НН"
Гайсин, в прошлом, еврейское местечко на территории Подолии в Украине. Оно известно нам по именам ряда людей, в первую очередь, еврейских поэтов Иосифа Керлера, Давида Бромберга, певца Эмиля Горовца. Местечко неоднократно упоминается в рассказах Шолома Алейхема. Имя этого местечка у меня на слуху с раннего детства, хотя я там никогда не был. В 1933 году моя мама Острая Татьяна Наумовна окончила здесь медицинский техникум на языке идиш в возрасте 21 год и затем всю свою жизнь проработала по этой специальности, всегда с большой теплотой вспоминая о годах учебы, проведенных в Гайсине. Мне также известно, что в 1935 году выпускники медицинского техникума города Гайсин в полном составе изъявили желание работать в Еврейской автономной области. В этом еврейском медицинском техникуме учились многие известные деятели медицины. Еврейская история этих мест начинается с 17 столетия, когда сюда начали переселяться евреи из Польши и Литвы. Владения здесь отдавались польскими помещиками в аренду евреям, способным применить здесь свои знания, опыт в торговле, сборе налогов, в разных формах контроля крестьянского труда. Как населенный пункт Гайсин известен с 1600 года, и с тех пор еврейское население не только проживало здесь, но и оставило заметный след в истории этих мест. Огромный ущерб еврейской жизни здесь нанесло восстание казачества во главе с Богданом Хмельницким (1648-1654 годы). Трагическими были и последствия восстания гайдамаков в 1738 году. Оно сопровождалось грабежами и убийствами евреев. Смута продолжалась и далее вплоть до 1768 года. Во всех этих трагических событиях сказалось то, что местное население воспринимало евреев, чужаков по языку, вере и обычаям, как своих угнетателей, не замечая тех, кто стоял за их спиной - польских помещиков и магнатов. Число евреев Гайсина в это время не превышало от нескольких десятков до нескольких сот человек. Так по переписи 1790 года в Гайсине числилось всего 50 евреев. Позднее еврейское население быстро росло и уже к 1800 году число евреев в Гайсине достигло 1275 человек при общей численности населения 1857 человек. К 1855 году соотношение евреев и христиан составило 1246 к 1305, при этом число еврейских купцов составляло 271, а христианских только 45.Среди еврейского населения было много ремесленников. Так, в 1860 году число еврейских ремесленников-мастеров составило 95 человек. Особую роль в жизни Гайсина играли торговцы и владельцы предприятий. Соответственно среди еврейского населения было много людей связанных с торговлей, изготовлением и продажей одежды, поденщиков. Ярмарки и базары в Гайсине подробно описаны Шолом Алейхемом в книге «Мальчик Мотл». Число магазинов на центральной улице достигло210 единиц в 1904 году. К 1890 году в Гайсине была одна синагога и 5 еврейских молитвенных домов. К 1900 году при общей численности населения Гайсина в 11622 человека, число евреев составляло 6470 человек. Еще 21411 евреев были сосредоточены в этом районе в сельской местности. В Гайсине того времени евреи занимали центр города и сосредоточили в своих руках основную торговлю. Благоприятствовало развитию Гайсина и строительство железной дороги Гайворон – Винница. Еврейские богачи Гайсина, как свидетельствует Шолом Алейхем, вложили деньги в это строительство. Также немало зданий и промышленных объектов было отстроено на деньги еврейских богачей. Собственниками сахарного и пивоваренного заводов, винзавода, мельницы, табачной фабрики, типографии были евреи. Среди еврейского населения было немало мелких торговцев, корчмарей, арендаторов. Погромы 1905 года привели к началу оттока еврейского населения за границу. Сказалось это и на Гайсине, где произошло ощутимое снижение численности еврейского населения. С началом революции 1917 года в России прошли первые крупные еврейские погромы. Не обошли они и Гайсин, где в это время орудовала банда Медынского. Когда местный большевик Киселев организовал отряд самообороны для борьбы с бандитами, в него вошли и евреи местечка. Страшнее и трагичнее были события гражданской войны 1918 – 1921 годов. Жуткую и зловещую роль в жизни еврейства Украины сыграли бандитские шайки многочисленных атаманов. В 1919-1921 годах вся Украина была во власти этих банд, которые подпитывались крестьянами из близлежащих к местечкам и городам сел. Погромы, совершенные этими бандами, отличались особой жестокостью. В Подольской губернии особенно пострадали города Гайсин, Липовец, Янов, Тульчин, Брацлав, Печора, Голованевка. Имел место и погром в Гайсине со стороны отрядов Красной армии. В марте-апреле 1919 года в Гайсине проходили еврейские погромы, организованные петлюровцами. В них погибло 390 человек. В мае 1919 года во время захвата Гайсина бандой атамана А.Волынца было убито 1200 человек, преимущественно евреев. Позднее, в том же году при захвате Гайсина деникинцами имели место грабежи, изнасилования женщин. Только к июлю 1920 года Гайсин был, наконец, очищен от всех банд. С установлением советской власти и изменениями в традиционном образе жизни евреи перебираются в более крупные населенные пункты вне бывшей черты оседлости. Еврейское население Гайсина в 1924 году составляло 36% от населения Гайсина в 13800 человек. К 1924 году в Гайсине открыли еврейскую семилетнюю школу. По переписи 1939 года евреев в Гайсине было 4109, что составляло 27,7 % от общего населения. В годы второй мировой войны ставка Гитлера «Вервольф» находилась под Винницей в селе Стрижавка, и Гайсин из-за близости к этой ставке находился в зоне фашистского охранного кольца. Из-за этого Винницу и территорию вблизи оккупанты стремились сделать в высшей степени свободными от всяческого сопротивления и безопасными для высшего руководства фашистского режима Германии. Одним из условий достижения этих целей считалось создание здесь зоны, свободной от евреев - “юденфрай”. Массовые уничтожения еврейского населения проводились повсеместно в городах и местечках, входящих не только в немецкую зону оккупации, но и вблизи от нее. Крупномасштабные акции по уничтожению евреев осуществили подразделения полка группы армий “Юг”, потом их проводили спецгруппы СС при активном участии украинской полиции. Имеются также множество документальных и личных свидетельств об участии литовских полицейских в акциях массового уничтожения евреев в районе Гайсина. Приказом командира порядковой полиции Литвы литовский батальон полиции был переброшен в конце марта 1942 года в Украину. С 4 апреля 1942 года литовское подразделение находилось на территории Винницкой области. Одна из рот этого подразделения дислоцировалась в Гайсине. К весне 1943-го штаб литовского батальона был переведен в Гайсин из Винницы. В Гайсине литовских полицейских направили на охрану еврейских рабочих лагерей и лагерей советских военнопленных, расположенных вдоль так называемой 4 Берлинской автострады на ее участке “Винница-Умань”. Заключенные строили автостраду, которая шла из Берлина на Одессу через Гайсин. Фактическое командование всеми структурами батальона, как и украинскими полицаями из местного населения осуществляли немцы. В предназначенных для строительства участка дороги “Винница-Умань”, еврейских рабочих лагерях, находились евреи не только из близлежащих сел, но и пригнанные из румынской зоны оккупации местные евреи, а также депортированные из Румынии, Северной Буковины и Бессарабии,. В обязанности литовских охранников входило также уничтожение неспособных к работе, что они охотно и тщательно исполняли. За период пребывания литовских полицейских на Винницкой земле в местах их дислокации, т.е. в Виннице, Литине, Немирове, Гайсине и районах уничтожены 15511 евреев. В период Катастрофы в Гайсине погибло 5190 евреев, причем данные потерь не совпадают с данными переписи, из-за значительного присутствия среди евреев, погибших здесь, депортированных из Румынии и Молдавии. Гайсин, был захвачен фашистами 25 июля 1941 года и освобожден 13 марта 1944 года. Послевоенная история Гайсина, как и других еврейских местечек на Украине, с фактами проявлений антисемитизма и гонений на евреев, привели в конечном итоге к практически полному завершению еврейской жизни здесь. Да, и как могло быть иначе после всего того, что было пережито здесь в течение многих поколений?
|