Первые публикации  в СССР на иди
Домой к списку статей фотографии к статье

 

Первые публикации  в СССР на идиш после 22июня 1941 года

                                                                                  Александр Вишневецкий

Материал опубликован в газете «Новости недели» от 18 октября 2012 года в приложении «Время НН» расширенный вариант статьи

Ни один еврей не должен умереть, не воздавши фашистским палачам за невинно пролитую кровь! Разверните повсеместную агитацию за солидарность и действенную помощь Советскому Союзу, оказывающему героическое сопротивление носителям смерти и разрушений. Человечество освободится от коричневой чумы! Ваш долг – помочь ее выжечь! Пусть и ваша доля будет в этой страшной войне!

Из обращения «БРАТЬЯ ЕВРЕИ ВСЕГО МИРА!», опубликованного в газете «Правда» 25 августа 1941 года с подписями С. Михоэлса – профессора, народного артиста СССР; Переца Маркиша – поэта; Давида Бергельсона – писателя; Якова Глиера – лауреата Международного конкурса пианистов; С. Маршака – писателя; A. Тышлера – художника; Сергея Эйзенштейна – кинорежиссера; Ильи Эренбурга – писателя….

Просматривая каталоги виртуальных электронных библиотек  на языке идиш, представленные в Интернете, я наткнулся на две небольшие брошюры, изданные буквально сразу же после начала войны. Это брошюра Емельяна Ярославского «Великая отечественная война Советского народа», подписанная к печати 27 июня 1941 года, т.е. всего на пятый  день после начала войны! Она была издана тиражом в 15 тысяч экземпляров и ее цена составляла 5 копеек, а объем -15 страниц. Вторая брошюра - Давида Бергельсона «Евреи и война с Гитлером» объемом в 24 страницы издана несколько позднее летом 1941 года, но без указания даты издания, тиража и цены.

Прежде чем подробно познакомиться с текстами этих небольших книжек  я провел поиск в интернете материалов, связанных с этими изданиями. О работе Ярославского (настоящее имя и фамилия Миней Израилевич Губельман, 1878-1943),академика АН СССР, члена РСДРП с 1895 года имеются некоторые материалы в Интернете. Уже 23июня 1941 года в газете «Правда» была опубликована его статья «Великая Отечественная война Советского народа». В этой статье ставились задачи освобождения  территории страны от фашистских захватчиков и победы над фашистской Германией. 25 июня следует издание работы под этим названием большим тиражом на русском языке, и как мы видим,  уже к 27 июня последовал перевод и издание этой  работы на языке идиш. В этой брошюре отсутствует какое-либо упоминание о евреях. Нет в ней также слов «немцы» или «немецкий народ», вместо них фигурирует слово «фашисты». В ней неоднократно цитируются слова Сталина, говорится о роли «великой партии Ленина-Сталина» и о великом руководителе – товарище Сталине. Даны ссылки на выступление комиссара иностранных дел В.Молотова 22 июня 1941 года.  Упоминаются в качестве примеров для советских граждан победа над немецкими рыцарями Ливонского ордена в 1242 году, победа над Наполеоном  и разгром иностранных интервентов в годы гражданской войны. Говорится об огромном количестве усилий Советского правительства, чтобы избежать начала этой войны. Следует напоминание о том, что ждет  советский народ в случае установления фашистского «нового порядка». Перечисляются порабощенные фашистами страны Европы. Говорится о преимуществах социалистического строя над капиталистическим, о превращении СССР в развитую страну за годы пятилеток и выражается уверенность в Победе. Брошюра – образец советского пропагандистского творчества со всеми его догмами и ссылками на труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Заканчивается брошюра призывом "За Родину, за Сталина!" и еще одним пропагандистским клише времен войны «Враг будет разбит, Победа будет за нами!»

Поиски материалов в Интернете о второй брошюре привели к обнаружению на читательском форуме

http://ru-yiddish.livejournal.com/

вопроса к участникам форума от русскоязычной читательницы из Англии, представившей фото титульного листа и первой страницы указанной брошюры с вопросом, что это и о чем это. Ответ, полученный ею от участников форума, сводится к  тому, что это советское издание с западной орфографией идиш, предназначенное, видимо, на экспорт в США и страны Латинской Америки, что это  издание рассылалось всем еврейским организациям за границей. Попытки найти еще какие-либо подробности и изложение материала брошюры ничего не дали. Собственно, эти обстоятельства и побудили мой интерес познакомиться более тщательно с этими брошюрами.

Хотелось бы напомнить, что вторая брошюра написана выдающимся еврейским писателем и драматургом Давидом Бергельсоном (1884-1952).С 1921 по 1929 год он жил и работал в Германии, Франции, Литве, Румынии, а затем вернулся в СССР. Он, как один из руководителей Еврейского Антифашистского комитета был арестован в 1949 году  и расстрелян  60 лет тому назад в 1952 году. Во время войны им были написаны  ряд рассказов, изданных в сборнике на языке идиш  «Новые рассказы», это один из лучших образцов еврейской прозы на идиш.

Брошюра Бергельсона написана в очень трагические дни начального этапа войны и, по словам  в тексте: «залитая солнцем светлых летних дней Москва приковала к себе  людей всего мира», становится ясно, что брошюра написана где-то не позднее  июля-августа 1941 года. Что касается предназначения брошюры, то оно становится понятным  по завершающей части текста, где сказано: «Мы призываем по- братски всех Вас, порядочных людей Америки, без различия в мировоззрении и положении, чтобы Вы… поддержали нашу священную  борьбу с фашизмом.…И это также большой долг каждого еврея в Америке». Причем, нигде в тексте не фигурируют  США, что  означает обращение к евреям всего  американского континента, включая Канаду, США и страны Латинской Америки.  В содержании брошюры большое внимания уделено еврейской тематике. Известно, что  в последние предвоенные годы шли аресты и расстрелы видных представителей еврейской интеллигенции, были закрыты еврейские школы и организации. Возврат к еврейской тематике с  упоминанием истории народа, его многовекового изгнания, погромов и преследований  в этой брошюре – прежде всего-свидетельство того, в каком тяжелом положении оказалось Советское государство, которое в поисках спасения ищет моральной поддержки  и материальной помощи Запада и особенно помощи от евреев. Отсюда и отсутствие информации об этой брошюре после завершения войны, когда потребность в помощи перестала быть столь острой. Давайте посмотрим, как  еврейская тематика нашла отражение в брошюре. Ниже дан перевод отдельных фрагментов текста брошюры:

Мы евреи знаем, какие преследования имеют место со стороны  Гитлера по отношению к нашим братьям  в Германии, Чехословакии, Польше, Бельгии, Голландии, Франции, Румынии, Греции, Югославии. Мы хорошо знаем, что делают фашисты с евреями в каждом городе и местечке Советской России, если им удается туда ворваться. И мы не забываем ни на одно мгновение, что для нас евреев, означает наша советская власть. Благодаря ей,  полной действительной любви к каждому порядочному человеку всех наций и народов, мы избавились от погромов, резни и от всего проклятого  и темного рабства, в котором нас когда-то держали царские чиновники.

 Перелистайте еврейскую историю от начала до конца. Это история бед - одна больше другой. Погромы, преследования, резня, изгнания - так было с евреями в Риме, сразу после потери ими независимости, так было с ними затем в Александрии, Греции и по всей Италии, где они попытались осесть. Так было с ними в странах  Азии  и Африки, где они пытались найти для себя уголок. Так было с ними поздней в Испании, Франции, Германии и в Австрии, куда они пробовали убежать. Также можно вспомнить, что еврейские массы вынесли от царя и его чиновников. В памяти еще свежа "черта оседлости", из которой еврей не мог высунуть даже носа. Спрессованные в маленьких местечках малочисленных губерний, евреи могли заниматься только отдельными ремеслами, владеть  бедными мелкими лавками и палатками с товарами за гроши. Им запрещалось заниматься  работой на земле, они  не могли даже ночевать вне границ маленького городка или местечка. Их не допускали ни на какие должности в официальных организациях. Служащим или рабочим еврей мог быть  только у другого еврея, более состоятельного, чем он. Большая часть евреев была вынуждена из-за этого жить с воздуха, разъезжать  целую неделю с одного местечка в другое на ярмарки. Иногда ему удавалось заработать на ярмарке несчастных  полрубля, а иногда еще докладывать  на расходы на поездку. Детей у евреев забирали в солдаты и на войну согласно большему проценту, чем детей не евреев, но дослужиться в полку даже до самого низкого ранга еврей не мог, невзирая на любые его заслуги. Зато он в армии у офицеров считался  самым униженным человеком, и если он добросовестно отслужил и вернулся домой, то ему предстояло  вновь бедствовать  и страдать от всех ограничений, от которых страдали его еврейские родители. Его детей не брали ни в какие школы. Бедный  еврей не видел  никакого выхода  ни для них, ни для себя. Даже если он владел ремеслом и был  портным, сапожником, столяром, кожевником, кузнецом - он не мог искать работу там, где в ней была  потребность. Как и любой еврей, он был привязан к местечку, где евреев с таким ремеслом как у него было достаточно, и все сидели целые месяцы без работы и еле сводили концы с концами в своих семьях.

Такова была судьба еврейских масс в России в царские времена. Вспомните петлюровские и деникинские погромы. Вспомните жестокость Балаховской банды, банды Махно и другие. Вспомните о сотнях и тысячах евреев, которых эти убийцы собирали в одном месте  и живьем сжигали. Вспомните убитых евреев, головы которых валялись  в одном конце улицы, а их тела  целыми сутками лежали в другом конце улицы. Вспомните зарезанных детей, убитых в материнском лоно. Вспомните об отрезанных грудях, выколотых глазах и обо всех других пережитых бедах, несчастьях и страданиях.

В Советской России евреи равны со всеми народами. Нас спасла от всех этих несчастий Советская власть. Помните обо всем этом и не забывайте, потому что это нельзя забыть! Особенно теперь, когда Гитлер поднял свой нож над всем миром и в первую очередь против евреев. Гитлер хочет поработить советский народ и заодно  уничтожить всех евреев. Он хвастается тем, что в ближайшее время он осуществит уничтожение всех евреев в мире, кого не удастся уничтожить оружием или на виселице, того он сведет в могилу голодом, холодом и нуждой, а также каторжными работами. Так происходит с евреями Польши и других захваченных стран - часть евреев уничтожается немедленно, как только захвачена территория, часть изолируется на худших улицах и к ним не допускают жизненные средства, чтобы они умерли с голода, холода и различных болезней.

В борьбе с фашистами вместе с другими народами сражаются  еврейские юноши. В течение двух суток рота лейтенанта Рабиновича выдержала 9 атак и уничтожила десятки убитых фашистов. Танкист Лисановский зенитным огнем  своего пулемета сбил самолет. Ефрейтор (Сержант) Вольмар, находясь в разведке, обнаруженный врагом, штыками и гранатами пробил себе дорогу и без потерь вывел свою часть  на свободу.

(Бергельсон называет фамилии еврейских врачей. Ставит в пример летчиков, получивших награды. Пишет о народном ополчении, где много евреев). Москва несет спасение человечеству, покой и счастье. Москва твердо заявляет, что не допустит господство  фашистского режима. Делается все для обороны страны, все делается для фронта. Речь идет о защите всего человечества.

 Евреи в Америке всегда показывали свою большую любовь  свою широкую щедрость души ко всем в их старом доме России и к их еврейским, русским, украинским, белорусским и польским гражданам и друзьям. Они также хорошо знают, что представляет собой фашистская банда. Не забывайте, что в рядах прославленной Советской Армии сражаются Ваши родственники и братья, как львы, с максимальной преданностью, как героические сыны нашего еврейского народа. Уже этим они защищают  жизнь и уважение всего еврейского народа  и мстят  самому большему врагу, которого мир и еврейская история знала.

 Не забывайте, что Красная Армия придерживается ее всегдашних традиций человеческой любви и с тех мест, где идут бои, она эвакуирует в первую очередь  самых слабых из еврейского населения, чтобы они не попали в руки фашистских бандитов, убийц и насильников.

Каждый из Вас в его стране должен помочь вести борьбу за освобождение от фашистских бандитов всего мира. Давайте нанесем смертельный удар фашизму!

Такова идейная суть  брошюры. Учитывая предназначение брошюры для читателей вне СССР, в ней Сталин упоминается только один раз как «самый великий друг всех людей», в отличие от многочисленных ссылок на него в первой брошюре. Также в отличие от первой брошюры, здесь нет противопоставления социализма с капитализмом, нет цитирования классиков марксизма-ленинизма и ярко выраженного пропагандистского советского пафоса. Безусловно, ряд моментов в брошюре Бергельсона писались  с учетом наличия диктата власти и жесточайшей цензуры. В этом плане, весьма сомнительным и неподтвержденным  является утверждение об эвакуации еврейского населения Красной Армией в местах, где имела место угроза  фашистской оккупации.  

Важно отметить, что линия на сближение с Западом и евреями Запада, нашедшая отражение в брошюре, приобрела в ходе войны большое значение. На этом направлении со значительной отдачей, выразившейся в огромной помощи для СССР от западных стран и в первую очередь от США и евреев этой страны, работал Еврейский антифашистский комитет (ЕАК). Мы хорошо помним, как Советская власть «отблагодарила» ЕАК и еврейское население СССР в послевоенные годы за это.

Хочется еще раз подчеркнуть, что брошюра написана на языке идиш, в те  годы это  был мощнейший объединяющий фактор для евреев мира. Массовое переселение евреев из Российской империи в годы погромов восьмидесятых годов 19 столетия, погромов времен первой русской революции 1905 года, погромов времен гражданской войны, бегство евреев Европы от фашистской чумы способствовали сосредоточению на американском континенте миллионов евреев, владеющих этим языком.

Hosted by uCoz