Расширенный вариант статьи опубликованной в газете "Новости недели" от 3 декабря 2009 года в приложении "Время НН"
Александр Вишневецкий
Возникновение ашкеназийского еврейства связано с появлением еврейских поселений на берегах Рейна в Германии в 8 столетии нашей эры. Несмотря на достаточную грамотность еврейского населения, в письмах, документах, хрониках, песнях того и более позднего времени у ашкеназийских евреев фиксировались только актуальные события, которым эти люди были свидетелями, но не было попыток создания описаний прошедшего, истории народа. Надо отметить, что у сефардских евреев произведения, связанные с историей еврейского народа, начали появляться в 12 столетии. Что касается ашкеназийских евреев, то в конце одиннадцатого столетия начались крестовые походы, и еврейское население Центральной Европы сильно пострадало при этом. Немало бед наделали для евреев эпидемии чумы и возникшие на этой почве погромы, а также постоянные преследования со стороны христианских церквей и проповедников. Вследствие этого значительная часть евреев перебралась в Польшу и стала расселяться в другие страны Восточной Европы. Из-за постоянных преследований и гонений было не до написания исторических трудов. Только к 16 столетию возникают условия для оживления интеллектуальной еврейской мысли. Это было время больших перемен, и они затронули и евреев, жителей Европы. Был открыт американский континент, появилось учение Коперника, возникли и стали нарастать изменения в социальной жизни, политике, науке. Турция ворвалась в Европу. На смену феодализму шел капитализм. Появились трещины и в крепости христианской церкви. Мартин Лютер вступил в борьбу с Ватиканом. Хотя евреи старались быть вне конфликтных ситуаций, но и они были втянуты в это. В Испании не утихали преследования инквизиции, евреи в поисках спасения двигались из одной страны в другую, многие перебирались даже на американский континент. Благодаря открытию книгопечатания, книги начали становиться доступными массовому читателю, что в свою очередь способствовало усилению потребности к учебе и знаниям.
Появляется личность, взявшая на себя труд создания книги по истории евреев. Им стал Давид Ганс ( один из первых ученных среди современных евреев- математик, астроном, географ, историк.
Он родился в Германии в Липштадте в провинции Фествалия в еврейской семье в 1541 году. В провинции было немного евреев, поэтому еврейских учебных заведений не было, и молодежь уезжала учиться в Бонн или Франкфурт на Майне. Ганс вначале учился в ешивах Бонна и Франкфурта на Майне до 16-17 лет. В стремлении обогатиться знаниями он отправился в Польшу в ешиву Кракова, где изучали Тору и еврейскую мудрость. Он начал учиться там у раввина Моше Исерлиш. Этот был талмудический гений и глубокий знаток религиозных еврейских законов, его также интересовало философское мышление и история народа. Этот интерес он передал своему ученику. В Кракове в доме у своего дяди - раввина Ганс нашел в библиотеке книгу Эвклида "Основы" в переводе на иврит Моше Ибн Тибо. Позднее он очень высоко оценивал Эвклида в своей книге "Нехмад ве Наим"(Мило и приятно, перевод с иврита).Эта книга побудила дальнейший интерес Давида к математике и астрономии. К счастью, его наставник поддержал его в этих стремлениях. Хотя ежедневные занятия были связаны с изучением Талмуда, но по субботам и праздникам разрешалось заниматься наукой, и Давид использовал это время для углубления своих знаний. Дальше была Прага, столица Богемии, нынешней Чехии, куда Давид прибыл в 1559 году. Период эпохи Возрождения и царствование Рудольфа Второго принесли Чехии много нового и полезного, как в области наук, так и в культуре.
В Праге для Давида открылись ворота семинарии Маараля, и к тому же он получил возможность жить в двух мирах – в еврейском и светском европейском. Это позволило ему объединить изучение Торы с изучением технических наук, благодаря контактам с известным ученым - астрономом и звездочетом Тихо Браге и другими просвещенными европейцами. В Праге он учился у Иегуды Лива (известного в еврейском мире, как Маараль), мыслителя, воспоминания о котором дошли до нас не только в документах, но и легендах. Маараль поддержал желание Давида изучать историю.
Ганс был разносторонне грамотным человеком, помимо Талмуда и истории он занимался математическими науками. Им было написано множество рукописей, но, к сожалению, они не сохранились. Ныне мы имеем возможность познакомиться с двумя его книгами.
Одна из них соответствовала потребности в книге по истории, чтобы на основе исторического опыта еврейское население могло лучше ориентироваться в происходящих изменениях. "Цемах Давид" (росток Давида) так назвал он свою первую книгу, вкладывая в это название двойной смысл. С одной стороны, название отражало имя автора согласно существующему тогда обычаю, с другой стороны название намекало на то, что это только росток, начало и следом должны появиться еще книги в этой области. Эта книга была издана в Праге еще при жизни Ганса в 1592 году. Книга была опубликована на иврите и состояла из двух частей, первая это еврейская история вплоть до момента издания книги, и вторая часть - это общечеловеческая история, также, начиная едва ли не от Адама и Евы, и также заканчивалась тем же годом издания книги. В книге отсутствует анализ событий, а дано только их хронологическое изложение. Автор отслеживает активность действий людей на протяжении столетий.
Уже во введении он призывает изучать историю - это не только интересно, но и нравоучительно. В качестве примера автор привел названия могущественных империй и народов существовавших за прошедшие тысячелетия, и исчезнувших затем. Но, вот евреи малочисленный народ, никогда не создавший империи и мощной армии, не исчез. Это свидетельство, делает вывод Ганс, что духовная сила превыше физической, и что в идишкайт заложено содержание, позволившее пережить невзгоды и выжить народу, невзирая на все испытания. Давид пишет о властвовавшей в прошлом римской империи, о длительном периоде ее существования, но при этом с наличием за это время только убитыми несколько десятков императоров, часть императоров покончила с собой, у части из них выкололи глаза, у некоторых отрезали носы или стянули с них кожу. Он называет 4 амбициозные империи, существовавшие до его времени, стремившиеся захватить весь мир - греческая, римская, вавилонская и персидская. Исчезли не только они, но и воинствующие страны, подражавшие им. Несмотря на то, что Ганс пользовался многочисленными источниками, как еврейскими, так и на других языках, в первую очередь – немецкими, он полагает, что в книге имеются неточности и ошибки и просит читателей быть снисходительными к его работе. Ганс, создавая книгу, не стремился к материальному обогащению за счет своей писательской деятельности, он жил за счет финансовой поддержки его брата, торговца.
Прошло более 400 лет с момента издания этой книги. Она была затем переведена и издана на латыни, на идиш книга напечатана во Франкфурте на Майне в 1698 году. Только на иврите эта книга переиздавалась восемь раз. Многие поколения ашкеназийских евреев читали эту книгу, написанную сухим протокольным языком. Но именно в этом заслуга автора, в книге только факты без преувеличений и прикрас. Он пишет на доступном языке, ориентируясь на широкие круги читателей, и стремится не упустить ничего из истории прошлого. Поэтому в его труде есть и троянская война, и слепой поэт Гомер. Не обошел он вниманием и Ивана Грозного с его жестокостью, с убийством членов его семьи, невзирая на то, что среди них были женщины и дети. Ценным материалом книги является также описание жизни евреев Праги в 16 столетии.
Временами Ганс не может себя сдержать, с восторгом он пишет об открытии типографского книгопечатания, как и об открытии Колумбом Америки. Конечно, в описании еврейской истории он порой путает важные события и малосущественные. Каждому историческому факту придана точная дата, вычисленная согласно еврейскому счету времени. Все выдающиеся еврейские историки 19 столетия признавали Ганса пионером истории евреев.
Необходимо также отметить еще одну страсть Ганса - это астрономия. В это время астрономия стала реальной наукой. Интерес к ней возник благодаря созданию телескопов и трудам Коперника, а затем Галилео Галилея, Джордано Бруно, Иоганна Кеплера, Тихо Браге. Среди специалистов в этой области были и евреи. Работая в обсерватории Тихо Браге, Ганс находился в постоянном взаимодействии с наиболее продвинутыми исследователями того времени. Ганс даже перевел для Тихо Браге с иврита на немецкий язык некоторые астрономические сочинения.
Прага того времени стала астрономическим центром, обсерватория Праги была одной из лучших в то время. Император Рудольф Второй был энтузиастом астрономии, он привлек для исследований в Прагу Иоганна Кеплера из Германии и Тихо Браге из Дании. Ганс работал в обсерватории Тихо Браге вместе с Иоганном Кеплером и проводил там целые дни. Итогом стала его книга "Мило и приятно"- книга по астрономии, которая была им написана в 1609 году под названием "Звезда Давида", но потом за несколько недель до смерти в августе 1613 года он поменял ее название на "Мило и приятно". В полном варианте книга была опубликована в 1743 году через 130 лет после его смерти. Часть книги была посвящена астрономии, часть географии, в книге было также приведено изображение карты мира. Им впервые в литературе на иврите упомянуто учение Коперника и его теория. В противоположность гелиоцентрической модели Коперника с вращением планет вокруг Солнца он предпочитает модель Клавдия Птолемея – древнегреческого ученного с его математической теорией движения планет вокруг неподвижной Земли. Несмотря на ошибочность этого представления, книга Ганса представляет значительный вклад в приобщении еврейского населения к этой важной сфере человеческих знаний. В этой книге нашли отражения достижения астрономии того времени. В ней он говорит и о том, что еврейские ученые и в древности были первыми, которые отличались в области астрономии. У них учились знаниям астрономии египтяне. Свидетельством еврейских достижений в этой области является точность еврейского календаря по сравнению с европейским календарем. Христианский календарь к времени жизни Ганса уже несколько раз менялся, а еврейский не претерпел изменений. Частично эта книга была издана в 1612 году под названием "Маген Давид" (щит Давида, собственно с этим названием книги связано появление на его могильном камне символа шестиконечной "Звезды Давида", который стал массово появляться на еврейских надгробных камнях значительно позже, в 19 столетии).
Но достижения Ганса в астрономии только оттеняют его роль как первого историка у ашкеназийских евреев. Трудно передать значимость его работы «Цемах Давид» для еврейского народа в течение столетий в познании собственной истории и истории других народов. По его следам шли и Генрих Грец и Симон Дубнов. В основе их труда лежала методики, впервые использованные Гансом. Ему мы во многом обязаны теми знаниями, что связаны с тысячелетиями существования еврейства. Конечно, свою историю народ впитывал из Танаха и Талмуда, из последующих хронологических записей, из книги «Юсифон», изданной в средние века на основе книг Иосифа Флавия. Давид Ганс продолжил писать историю народа уже на этапе возникновения и развития ашкеназийского еврейства и главное в доступной форме для широких масс. Закончил он свой жизненный путь в 72 года (1613 год) в Праге.
В Восточной Европе ашкеназийские евреи проделали огромную работу, и ее итогом было достижение высокого уровня духовной культуры. О значимости трудов Ганса свидетельствует то, что и в наше время первые издания обеих его книг полностью представлены в Интернете в PDF и могут быть, благодаря этому, распечатаны в любой домашней библиотеке в их первозданном виде на иврите и идиш.
Первое издание книги «Цемах Давид» на иврите представлено по адресу
http://aleph500.huji.ac.il/nnl/dig/books/bk001866650.html
С книгой «Нехмад венаим» образца 1743 года можно познакомиться по адресу
http://www.hebrewbooks.org/14299
И, наконец, с вариантом книги «Цемах Давид» на языке идиш можно познакомиться по адресу
Учитывая трудность набора столь длинного адреса на компьютере, можно ввести более простой адрес библиотеки на идиш Франкфурта на Майне
http://www.literatur-des-judentums.de
и затем указать сортировку по авторам. В этой сортировке на 4 странице Вы обнаружите указанную книгу и сможете вызвать ее полный текст.