Домой | к списку статей | фотографии к статье |
Почему евреи не ассимилировались?
Александр Вишневецкий
«Из-за трех добродетелей избавились израильтяне от ига египетского: за то, что
не изменили языка своего; за то, что не изменили имен своих; и за то, что не
изменили одежды своей». (Из
Мидраша)
Ассимиляция - это процесс, в ходе которого происходит растворение
в чужом народе. Он протекает посредством
слияния с культурой, религией, национальными или политическими идеалами
ассимилирующей среды или посредством смешанных браков.
У евреев ассимиляция связана с пребыванием в Диаспоре, где происходит
растворение разбросанных в различных странах групп еврейского народа среди
местных народов. Ассимиляция- смысл
этого слова "сделаться похоже, приравняться к тому, смешаться с тем", т.е.
потерять собственные качества и стать равными другому.
В течение 17 веков диаспоры евреи как
народ не проявляли признаков ассимиляции, что является уникальным явлением. В
истории народов мира нет других примеров подобного сохранения народа, лишенного
своей территории. Основными факторами, предотвратившими ассимиляцию евреев
являлись их материальная
и духовная жизнь, причем наиболее
существенным фактором являлась
именно их хозяйственная деятельность. Вопросы хозяйственной деятельности евреев
и их роли в построении капиталистического строя были подробно отражены в ряде
книг Игнасия Шипера, которые были
опубликованы на языке идиш.
Принято считать, что евреи не растворились среди народов, которые их окружали и
уже давно исчезли (древние египтяне, финикийцы, ассирийцы и др.), благодаря той
роли, которую играла в их жизни еврейская религия. Отличие евреев от соседних
народов было создано многовековой государственностью в Эрец Исраэль и духовным
содержанием иудаизма. Государственность усиливала стремление к самосохранению, а
религия охраняла от подражания. В таком понимании причина того, что большинство
исследований еврейской истории по вопросам ассимиляции игнорировали рассмотрение
хозяйственной жизни еврейского народа и акцентировали внимание на преследованиях
на религиозной почве, которые выпали на
долю евреев в течение последних двух тысячелетий страданий и жертв.
Еврейских мучеников, погибших во имя Б - га на кострах, было достаточно в каждой
эпохе и в каждой стране их проживания. Все преследования, которые евреи вынесли
в их долгой истории, были всегда направлены против евреев, как народа с
уникальной религией, присущей только ему. Но, в действительности, преследования
на религиозной основе, особенно начиная со средневековья, были связаны с более
существенным и определяющим фактором, их хозяйственной деятельностью, имеющимися
конкретными хозяйственными противоречиями с окружающим нееврейским населением.
Евреи предпочитали смерть ради своей святой веры, но не ассимиляцию. Сам факт
насильственной ассимиляции представлял собой в средние века «религиозную»
ассимиляцию, что означает смешение с другими народами в религии, становлении
выкрестами, полным отказом от еврейской веры, прекращением быть евреями по вере.
Религиозная ассимиляция выразилась у евреев в различных формах насильственного
обращения в другую веру, которые происходили даже в древние времена в Египте,
Риме, и особенно интенсивно позднее в средние века.
Отметим попутно, что в эпоху просвещения
появилась еще одна форма ассимиляции - «национальная ассимиляция", при которой,
оставаясь в еврейской религии, во всех других национальных вопросах (в языке,
ментальности, в национальных чувствах) происходило смешивание
с народом, в среде которого евреи
проживали (к этому вопросу мы вернемся
далее).
Нет смысла отрицать роль еврейской
религии, внесшей огромный вклад в сохранении евреев как народа в течение многих
поколений в странах, где они проживали. Еврейский кибуц вырабатывал законы и
ограничения, чтобы противостоять давлению и угрозам извне, создавал свои
собственные средства самосохранения и защиты, и религия способствовала этому
противостоянию.
Если бы не было объективных причин помимо религии, которые мешали слиянию евреев
с окружающим миром, то уже давно от евреев не
осталось бы и следа. Убедиться в том, что не только религия способствовала
евреям избежать ассимиляции, можно исходя из наличия фактов ассимиляции евреев в
целом ряде мест и стран, где евреи без принуждения, по собственной воле -
постепенно перешли, смешалась с окружающими их народами
и стали с ними одним народом. Так было, например, в Италии, где исчезли
многочисленные еврейские общины, которые в средние века были погружены в
иудейскую веру. Именно отсюда еврейское религиозное книгопечатание
распространялось в то время для рассеянных и разбросанных еврейских общин Польши
и Германии. Но сами еврейские общины Италии исчезли, слились с
окружающим населением, и причиной тому
стала безжалостная хозяйственная жизнь.
В обоснование ведущей роли хозяйственной
деятельности в процессе ассимиляции рассмотрим несколько примеров. Вспомним, как
не приняли своих братьев, изгнанных из их домов в Испании, португальские евреи.
Они выпросили у своего португальского короля, чтобы их не пускали в Португалию,
и это несмотря на важнейшую заповедь в еврейской вере о сострадании. Страх
конкуренции заставил португальских евреев забыть о добром деле сострадания, их
хозяйственные интересы сыграли определяющую
роль в этом вопросе.
Не лучшим образом поступили и польские евреи. Когда часть испанских изгнанников
прибыла в конце 15 и начале 16 столетия в Польшу, то польские евреи причинили им
больше вреда, чем не евреи, в итоге они в большинстве оставили Польшу. Все это
делалось евреями Польши, несмотря на их глубокую религиозность,
ради выживания.
Существование или исчезновение евреев на определенной территории определялась
занятостью, тем чем занимались евреи, и она зависела только от потребностей
окружающего мира, в котором евреи жили. Занятия евреев были в малой
степени зависящими от желания евреев, всегда это определялось внешними
условиями. Там, где евреи в равной степени участвовали
во всей профессиональной деятельности и
органически срослись с окружающим
населением, вошли во все сферы хозяйственной деятельности этой страны - у евреев
была та же судьба, как и у их окружения. Повсеместная
причина того, что евреи не слились с
местным населением, заключается в хозяйственной изоляции евреев, в том, что
евреи занимали определенные ветви хозяйственной жизни, которыми местное
население не занималось.
Возьмем в качестве примера государство хазар- хазарский каганат. Примерно в 7
столетии новой эры они приняли еврейскую веру. Там позднее поселилось много
евреев из соседних восточных стран (Византия, Персия, Эрец Исраэль и др.),
откуда их гнали, или где их преследовали. Евреи в стране хазар, не встречая
никаких препятствий, занялись обработкой земли, ремеслами и тому подобным, и
таким образом срослись с местным населением. Поэтому они исчезли вместе с
хазарами, т.к. народ земледельцев не в состоянии покинуть свою землю. Если бы
евреи занимались тогда торговлей, им было бы совсем простым делом перебраться в
другие места, где им не грозила опасность.
Позднее, попав в Германию из Италии и Франции, евреи были исключены от владения
землей и невольно были вынуждены перейти к другим занятиям, и к таким именно,
которыми не занималось, или не хотело заниматься местное население. Евреи при
этом заполняли пустую хозяйственную
нишу, которая была у каждого народа, и которую окружающее население,
"господствующий народ", оставил для них. Их занятость в средние века была
определенной: торговля, ссуды, ремесла.
В средневековой Польше евреи смогли правильно использовать экономическую
ситуацию, при которой шляхта полагала для себя унизительным заниматься
торговлей, а городские жители (которые в основном происходили из Германии)
стремились обогатиться, купить себе землю и затем смешаться с богачами, со
шляхтой. Ассимилировать в Польше евреи не имели с кем, т.к. экономическое
положение крестьян было очень низким, а
шляхты слишком высоким. Поэтому они заняли промежуточное положение. При этом
надо помнить, что евреи находились в постоянной борьбе с городскими жителями
из-за конкуренции в некоторых областях (например, в ремеслах), и им было
невозможно ассимилировать к их хозяйственным противникам. К тому же, попав в
Польшу они создали еврейскую автономию на основе местечек с чисто еврейским
населением и даже сумели создать руководящий орган для всех евреев Польши и
Литвы в виде ВААДа. Их жизнь протекала по своим внутренним законам с соблюдением
еврейских обычаев и устоев жизни, с соблюдением религиозных правил. Что касается
хозяйственной деятельности, то еврейские ремесленники и торговцы заполняли тот
вакуум, который окружающие города и села не могли обеспечить. В итоге, здесь
причин для ассимиляции не было.
Хозяйственная обособленность в Европе восточных евреев продолжалась длительное
время и привела к тому, что их судьба
была существенно отличной, чем у западных евреев. Восточноевропейские евреи
остались как народ и не ассимилировали. Они сохранили особую форму
противостояния ассимиляции в виде местечек. Черта оседлости в Российской империи
и антисемитизм также укрепляли евреев их в противостоянии ассимиляции.
Фашистский режим Германии, уничтожая евреев, привел и к гибели многочисленных
еврейских местечек, в которых они занимались хозяйственной деятельностью (в
первую очередь, ремеслами), не присущей окружающим селам с местным населением.
Впрочем, и советская власть немало способствовала ассимиляции евреев,
исчезновению еврейских местечек и гибели еврейской культуры и языка идиш.
Прекращение хозяйственной изоляции евреев связано с их допуском ко всем ветвям
хозяйственной жизни, в этом случае они сливаются
не только хозяйственно, но также и в культуре с окружающим нееврейским
населением. Так стало с евреями на Западе, где вначале прекратилось
хозяйственная обособленность евреев, и где ассимиляция пустила свои корни. В тот
момент, когда окружающая хозяйственная деятельность и
культура поднимаются на ту же высоту, на
которой находится еврейская, или когда еврейство перестает творить новые
ценности, начинается ассимиляция. С конца 18 столетия другие европейские народы
начали создавать блестящую науку и культуру, наметился прогресс во многих
областях знаний, стало ощутимым отставание евреев вследствие их обособленности.
Одновременно с этим изменилось и экономическое положение еврейства: оно потеряло
свою монополию необходимого посредника в экономическом процессе и перестало быть
единственным представителем денежного капитала. Влияние экономики
нарушило равновесие, в котором
находились евреи диаспоры в продолжение многих веков. Экономически и духовно
евреи перестали представлять более высокий уровень развития и, будучи всюду
меньшинством, они начали ассимилировать,
особенно в тех странах, где общая социальная жизнь и культура достигли очень
высоких ступеней развития, и где количество евреев было небольшим в процентном
отношении к коренному населению.
Национальная ассимиляция стала идеологией и сильным движением с конца 18
столетия в Европе в эпоху начала еврейского просвещения.
Движение ассимиляции у евреев было связано с еврейским
мыслителем Моше Мендельсоном ( умер в 1786 году), который разъяснил, что
евреи представляют собой не особую нацию, а уникальную религию, и что евреи
должны повсеместно принять язык
(для этой цели он перевел Танах на немецкий) и также обычаи народа страны, среди
которого они живут. Тогда появилось обозначение еврейских ассимилянтов в
Германии, как "немцы Моисеевой веры".
В целом, эмансипация евреев в Европе в
конце 18 столетия была обусловлена французской революцией того времени
и также тем, что евреи в то время начали
изучать разные продвинутые науки,
"выйдя из гетто", принимать участие в широкой экономической, научной и
общественной жизни народов Европы. Так в корне изменилось положение, когда часть
евреев переняла не только формы мышления и язык, но и основные духовные ценности
окружающей среды. И это привело к движению национальной ассимиляции, которое
также вызвало близкое движение религиозных "реформ" и также религиозную
ассимиляцию. Национальная ассимиляция, которая началась в Германии и Франции,
проникала не только в страны с небольшим еврейским населением (Италия и др.), но
также и в страны с большими,
компактными еврейскими районами, как Австро-Венгрия, Россия, Польша. Главными
признаками национальной ассимиляции были: принятие языка страны; представления,
что евреи не "народ", а религиозное сообщество, и не признание особой еврейской
культуры. Борьба против национальной ассимиляции
вызвала сионистское движение у евреев, которое возникло во второй
половине 19 столетия, и ее главными руководителями были Перец Смоленский,
а позднее Ахад Гаам и еврейское рабочее движение (Поалей Цион, Бунд). Сильный
удар движению ассимиляции в то время нанесли разразившиеся в начале 80-х годов
погромы.
Так как односторонней ассимиляции нет, то ассимилирующие евреи начали вносить в
чужие культуры свои национальные черты. Можно назвать в качестве примеров -
Гейне в литературе, Маркса в политической экономии, и Лассаля в политике,
Мендельсона в музыке - ассимилируясь с окружающей средой они внесли в нее
еврейские элементы. Эти факты явились также и показателями того, что многие
евреи, преодолев свое отставание за короткое время, сумели занять ведущие места
во многих областях экономики, политики, культурной и общественной жизни в Европе
и США. К середине 19 века большинство западноевропейских и особенно немецких
евреев полностью ассимилировались в политическом и культурном отношениях.
Факторами, благоприятствующими ассимиляции стали: интенсивное развитие
культурной и экономической жизни окружающих народов; ослабление связи между
различными группами еврейства; отсутствие национального хозяйства и др. K
противодействующими факторам относятся: прочность основных элементов еврейского
воспитания, объединяющих еврейство всего мира; пробуждающееся,
национально-культурное творчество; боязнь окружающих народов перед семитизмом
ассимилированных евреев; сохранившееся, хотя и в незначительной степени,
государственное сознание в известной части еврейства; эмиграция, действующая в
качестве культурно-объединяющего фактора среди мирового еврейства; стремление к
различным формам автономии. Религия в этом плане выступала как религиозная
система и являлась не причиной, a
следствием социальной жизни. Римляне и
греки — две совершенно различные нации, две различные культуры, хотя и те, и
другие поклонялись одним и тем же богам. Ислам и христианство нисколько не
помешали образованию различных наций и различных культур. И даже в эпоху своего
могущества католическая церковь не могла уберечь Италию, где жил глава этой
церкви, от распада на мелкие государства. Это не значит, однако, что между
культурой и религией не было связи. Религия — часть культуры и, как таковая,
служит звеном между всеми последователями данной религии. Более того, религия
претерпевала различные изменения сообразно с переменами в социально-политической
судьбе еврейства. Иудаизм опирается на религию для сохранения еврейской
национальности; поскольку еврейская религия преследует национальные цели и
противодействует ассимиляции. Даже Катастрофа, постигшая евреев в ходе Второй
мировой войны, и разочарование в социалистическом обществе, построенном в СССР
после революции, не привели к исчезновению ассимиляторских тенденций среди
европейского и американского еврейства, где практически перестал существовать в
качестве разговорного языка идиш, а иврит не заменил его. Хотя Холокост и
образование государства Израиль привели к тому, что многие евреи вновь осознали
свою принадлежность к еврейскому народу, факт значительной ассимиляции евреев
имеет место и сейчас, особенно в США. Своеобразным было положение советских
евреев, где с одной стороны имело место стремление властей искоренить еврейскую
культуру и принудить евреев к ассимиляции, и в то же время под давлением Запада
признавать еврейских граждан как «евреев по национальности». Еврейская молодежь
в СССР в отличие от предыдущих поколений
не имела иллюзий и не верила в будущее «коммунистическое общество, в котором
будет единая национальная общность — советский народ». Особенно после победы
Израиля в шестидневной войне у нее отчетливо проявилось тенденция возврата к
своим корням, к еврейству. В целом
современная эпоха характеризуется двумя полярно противоположными процессами
среди евреев диаспоры: с одной стороны, происходит культурная ассимиляция; с
другой — усиливается национальное самоутверждение, крепнет взаимосвязь
с государством Израиль и осознание
общности судьбы всего еврейского народа.
Евреи сыграли выдающую роль в создании современной хозяйственной жизни,
благодаря своей финансовой деятельности и торговле. Капитализм в значительной
части обязан своим расцветом евреям, здесь они сыграли решающую роль. Но это уже
отдельная тема, рассмотренная в целом ряде работ, в частности, в книге Зомбарта
В. «Евреи и хозяйственная жизнь».
Данная статья основана на материале
ряда книг, опубликованных на языке идиш в первой половине 20 столетия.