Трагедия газеты "Эйникайт"

Александр Вишневецкий

 

Статья была напечатана 18 мая  2007 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон"

В 1938 г. в СССР закрылась центральная единственная еврейская газета на языке идиш « Дер Эмес » («Правда»), которая выходила с 1918 года. Главный редактор газеты Мойше Литваков был расстрелян. И только в годы войны начала выходить еще одна газета «Эйникайт» (Единство)- центральная последняя газета на идиш, которая печаталась в Советском Союзе. Она издавалась с 7 июня 1942 года до февраля 1945 года по три раза в месяц. С февраля 1945 года до 20 ноября 1948 года газета выходила по три раза в неделю. 21 ноября был закрыт Еврейский антифашистский Комитет (ЕАК) и в его помещении проведен обыск, а также был прекращен выпуск газеты «Эйникайт». 25 ноября было закрыто центральное издательство на идиш «Дер Эмес».

По замыслу властей СССР целью издания газеты, как и создания Еврейского антифашистского Комитета (ЕАК), было обеспечение моральной и финансовой поддержки Советского Союза и его политики в годы войны со стороны евреев мира . Также кремлевские власти стремились привлечь общественное мнение в США и западных странах для более активной роли в открытии второго фронта в борьбе против фашистской Германии и ее союзников. Поэтому в комитет были введены наиболее уважаемые представители еврейской интеллигенции. Что касается газеты «Эйникайт», то ее первым редактором стал Шахно Эпштейн, общественный деятель, публицист и литературовед, а после его смерти (от болезни) в 1945 году его заменил журналист Гершон Жиц (8.10.1954 года он умер в лазарете тюрьмы Бутырки). В газете печатались практически все еврейские писатели, поэты и журналисты от наиболее известных, таких как Давид Гофштейн, Давид Бергельсон, Дер Нистор до таких, которые только осваивали литературное творчество. Тематика газеты была направлена против фашизма, и газета сыграла важную роль в годы войны. Аспект национальной пропаганды на еврейской основе был позволен только в этой газете и ее руководящем органе ЕАК. В передовой статье первого номера газеты от 7 июня 1942 было опубликовано обращение "цу ди идн ин дер горер велт" (к евреям во всем мире) о необходимости пожертвований и нужно отметить, что международное еврейство щедро отозвалось на этот призыв . Всего за годы войны евреи США, Англии, Канады, Латинской Америки собрали 45 миллионов долларов, на которые было приобретено 1000 самолетов, 500 танков, также были отправлены в СССР двумя пароходами продукты питания, лекарства, одежда. От первого номера газеты и до самого последнего номера, воздавалась хвала « дем тайерн хавер Сталин» (дорогому другу Сталину).

В материалах газеты подробно освещались темы геноцида еврейского народа в годы войны и зверств нацистов; еврейское сопротивление; героизм евреев на фронтах и в партизанских отрядах, самоотверженный труд в тылу; дружба народов СССР и взаимодействие с мировым еврейством. Будучи органом еврейского антифашистского комитета, газета сообщала о его деятельности и решениях. Национальная тематика была неприемлемой для советских властей и лично для Сталина, но ради получения помощи и поддержки (в условиях страшных поражений в войне и, особенно, в 1941-1942 годах), они вынуждены были смириться и даже поощряли наличие такой национальной по духу газеты, как «Эйникайт». Газета служила связующим звеном между евреями Советского Союза и Запада, она распространялась за границей. Из, примерного тиража в 10000 экземпляров в годы войны несколько тысяч экземпляров регулярно отправлялись в страны антигитлеровской коалиции (в США, Англию, Канаду, Латинскую Америку). Материалы из газеты «Эйникайт» печатались в американском коммунистическом журнале на идиш «Эйникайт», занимающим дружественную позицию по отношению к СССР, редактором этого журнала являлся председатель американского Еврейского антифашистского комитета, зять Шолом-Алейхема, известный еврейский публицист Б. Гольдберг . С помощью газеты «Эйникайт» среди советских евреев было собрано 3294823 рубля, которые были использованы на постройку авиаэскадрильи и танковой колонны. В апреле 1943 года по этому поводу в адрес ЕАК поступила благодарственная телеграмма Сталина.

Газета занималась сбором материалов об уничтожении евреев на оккупированных территориях - в СССР и европейских странах, такие материалы регулярно печатались в газете в виде очерков и свидетельств.

Тема гибели почти полутора миллионов евреев Украины, где не обошлось и без помощи местных предателей и полицаев, была поднята особенно остро в материалах, публикуемых писателем Василием Гроссманом. Побывав на левобережной Украине сразу после ее освобождения в 1943 году, он написал сначала очерк «Украина» напечатанный 12 октября 1943 г., где он упоминает о массовом расстреле евреев в Бабьем Яру. Затем в газете «Эйникайт» (от 25.11 и 2.12. 1943 года) он публикует очерк » Украина без евреев». Начинался этот очерк словами «Народ злодейски убит», и это высказывание повторяется в тексте многократно. Выяснив , что евреи истреблены поголовно, он с отчаянием и тоской пишет: « «Все убиты, много сотен тысяч – миллион евреев на Украине. Это не смерть на войне с оружием в руках, это смерть людей, где-то оставивших свой дом, семью, поле, песни, книги, традиции, историю. Это убийство народа, убийство дома, семьи, книги, веры. Это убийство дерева жизни, это смерть корней, не только ветвей и листьев. Это убийство души и тела народа, убийство великого трудового опыта, накопленного тысячами умных, талантливых мастеров своего дела и интеллигентов в течение долгих поколений. Это убийство народной морали, традиций, веселых народных преданий, переходящих от дедов к внукам. Это убийство воспоминаний и грустных песен, народной поэзии о веселой и горькой жизни. Это разрушение домашних гнезд и кладбищ... С тех пор, как существует человечество, еще не было столь умопомрачительной резни, такого организованного массового истребления ни в чем не повинных, беззащитных людей. Здесь истребление целого народа, уничтожение миллионов». Друг писателя Семен Липкин вспоминал позднее о реакции властей на этот очерк: «… Еще шла война, когда очерк Гроссмана «Украина без евреев» вызвал злобу начальства и был с большим трудом напечатан во второстепенном издании» (Липкин, очевидно, имеет в виду публикации в газете на идише «Эйникайт», с которой могли познакомиться только читатели, знающие идиш). Но, даже эти публикации на идиш были прекращены, скорее всего, из-за нежелания властей признать факты гибели евреев и из-за правдивых обвинений Гроссмана в адрес местного населения, которое во многих случаях способствовало массовому уничтожению евреев на Украине. О черк так и не был допущен в русскую прессу СССР. Но, газета «Эйникайт» читалась евреями на Западе, и правдивая информация сразу стала известна, благодаря ее публикациям.

Там же в газете, эта тема была трагически отражена и в стихотворной форме. Одно из наиболее ярких произведений этого жанра было опубликовано в августе 1944 года. Это стихотворение известного идишистского поэта и драматурга Самуила Галкина (оно было написано в 1943 году). Галкин деятельно участвовал в работе Еврейского антифашистского комитета, был членом редколлегии газеты «Эйникайт». Вот только часть этого стихотворения в переводе В. Потаповой:

 

Словно от удара грома,

Содрогнулась кровля дома.

Настежь дверь в моем дому.

Горе дому моему!

Он теперь открыт насилью.

Кровь мою смешали с пылью.

Детский плач во мгле ночей

Тешит лютых палачей.

 

В красной глине вырыт ров

И наполнен до краев.

Нет числа погибшим братьям.

Тяжко, было умирать им.

Не от глины красен ров.

Этот ров — их дом и кров.

Там лежат они поныне —

В темной яме, красной глине.

 

 

В красной глине вырыт ров.

Я имел очаг и кров...

Тематика гибели евреев в гетто и концлагерях, в городах и селах, в еврейских местечках постоянно имела место на страницах газеты в отличие от советской прессы в целом. Но, в то же время именно в этой газете мощно звучали призывы к мести, к уничтожению фашистов. В номере газеты «Эйникайт» за 25 ноября 1942 года выдающийся еврейский поэт Давид Гофштейн (1889-1952) обращается со страстным призывом к еврейской интеллигенции « Я вижу тебя!»: «Я вижу тебя, еврейский интеллигент, рука об руку с сынами всех народов моей большой Родины! Я вижу тебя в окопах, в огне битв, в пунктах медицинской помощи и госпиталях у раненых братьев! Я вижу тебя на заводах и фабриках, у станков и в лабораториях! Я вижу тебя на полях новых областей и краев, куда шторм войны привел тебя из благословенных и теперь уничтоженных областей, где ты был уважаемым свободным гражданином! Я вижу тебя в нужде и страданиях военного времени, в напряжении героического сопротивления!.. Еврейская интеллигенция поняла, что она должна распрощаться с мягкосердечными приговорами, которые прошлые поколения нам навязали. Бялик когда-то с сердечной болью восклицал – проклят тот, кто говорит, отомсти! Нет! Мы сегодня говорим: благословен тот, кто мстит! Месть с оружием в руках! Чувства мести должны овладеть всех любящих свободу людей на фронте и в тылу. Мстите за замученных братьев! Месть за порушенную жизнь! Месть во имя новой жизни на освобожденной земле!» (перевод с идиш автора статьи) .

Материалы геноцида евреев, материалы Катастрофы европейского еврейства, позволили в будущем выпустить «Черную книгу» о злодеяниях фашистов. В 1943 году, в ходе визита руководителей ЕАК Соломона Михоэлса и Ицика Фефера в США Альберт Эйнштейн, возглавлявший Американский комитет еврейских писателей, ученых и художников, предложил ЕАК участвовать в подготовке сборника документов о трагедии евреев Европы. К этому сборнику документов «Черная книга», одному из самых знаменитых международных проектов ЕАК, проявили большой интерес и поддержку ведущие еврейские интеллектуалы США. Первое сообщение о подготовке такой книги было помещено в газете «Эйникайт» от 27 июля 1943 года. Газета принимала активное участие в создании «Черной книги», в которой должны были быть отраженными свидетельства о геноциде евреев. «Черная книга», однако, никогда не была опубликована в СССР; ее материал был неприемлем для властей, как при Сталине, так и после его смерти.

Героизм евреев на фронтах, их самоотверженный труд в тылу замалчивался властями, но зато широко освещался в газете «Эйникайт». В газете обозревателем по вопросам культуры работала по рекомендации Ильи Эренбурга талантливая молодая журналистка Мира Железнова. Ей принадлежит множество статей в газете о героизме народа, о противостоянии фашистской угрозе. Она, еврейка по национальности, не знала идиш, и статьи ее переводились в редакции с русского языка. До 300 корреспондентов газеты со всех фронтов сообщали о героизме еврейских солдат и командиров. В регулярной колонке писали о геройстве евреев, их сравнили с Маковеями.

13 августа 1941года Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание "Героя Советского Союза " Михаилу Плоткину, за то, что он был в числе первых летчиков, бомбивших Берлин. Корреспондент газеты " Einikait "писал о нем: « я никогда не видел его столь счастливым, как тогда, когда он возвратился из его полета на Берлин . Он сказал тогда "немцы хотят убить всех евреев. Это не пустая угроза. Фашисты способны на это. Смотрите, что они сделали в Европе. Я должен лететь, пока мы не добьемся победы над ними. И мы победим!» До 4 декабря 1941 летчики Балтийского флота, включая Михаила, бомбили не только Берлин , но и Щецин, Кенигсберг и Данциг.

На сайте

http://www.angelfire.com/ma/khaver/bleter.fun.eynikayt.html

помещен ряд материалов на идиш из газеты «Эйникайт». Все они посвящены героям фронта и партизанам. В статье Н.Михайловского «Герой Советского Союза Израиль Фисанович и его команда» от 27 февраля 1943 года подробно рассказано о действиях подводной лодки, руководимой Фисановичем, в Баренцевом море, потопившей 10 немецких танспортов и военных кораблей общим тоннажем в 50 тысяч тонн. Там же помещены материалы о молодых женщинах-еврейках, ушедших добровольно на фронт и сражающихся на передовой линии фронта: о медсестре Розе Шильман, о снайпере Биронике Фактор. Известный украинский писатель и драматург Александр Корнейчук рассказывает в номере газеты от 28 июня 1942 года о героизме и действиях партизан-евреев на Украине. В газете печаталось множество сообщений с действующих фронтов в прозе и поэзии.

Списки героев Советского Союза еврейской национальности начала собирать Мира Железнова, а 9 мая 1946 года Ефимомом Райзе в газете «Дер Эйникайт» был опубликован первый в СССР список евреев – Героев Советского Союза. В нём значился тогда 101 человек. Железнова за составление этого списка поплатилась жизнью, а Ефим Райзе получил 10 лет лагерей.

В газете также нашли также отражение вопросы, связанные с созданием автономной еврейской республики в Крыму, который после изгнания оттуда крымских татар, обвиненных в предательстве, оказался незаселенным. Еврейские колхозы, существовавшие в Крыму до войны, были полностью уничтожены фашистами и местными националистами во время оккупации Крыма. Идея создания еврейской автономии в Крыму не исходила от руководства ЕАК, а была спущена сверху, из Министерства внутренних дел. Позднее этот вопрос стал одним из ключевых в обвинениях против ЕАК и газеты «Эйникайт». Еврейское население, вернувшееся с фронтов и эвакуации, сталкивалось с фактами возросшего антисемитизма, присвоением местным населением их бывших домов и имущества. Все эти факты поступали в газету и приводили к обращениям сотрудников газеты и членов ЕАК в различные вышестоящие инстанции, что вызывало там резкое неудовольствие, что столько обращений идет со стороны евреев.

14 декабря 1946 года в газете "Эйникайт" появилась, скорей по указанию властей, статья, критикующая еврейскую литературу времен войны за чрезмерное акцентирование трагедии еврейского геноцида. Власти стремились игнорировать, как тему уничтожения еврейского народа в годы войны, так и тему героизма и массового участия евреев на фронтах войны и в партизанских отрядах. После этого в 1947-1948 годах вышли только две книги на идиш об участии евреев в войне, затем эта тема перестала вообще освещаться в советской печати на многие годы.

Вовсе не случайным и весьма символичным представляется то, что помимо газеты «Эйникайт» и ее американского коммунистического собрата – журнала «Эйникайт» такое же название присвоили в 1944 году члены подпольной молодежной группы своей организации, созданной в г. Жмеринка (Украина) сразу после освобождения города от немецкой оккупации. Члены группы считали, что после пережитого их место в Эрец Исраэль и распространяли соответствующие листовки в Киеве и Виннице. В 1948-1949 годах все члены группы были арестованы и приговорены к значительным срокам заключения (8-25 лет). Освобождены они были только после смерти Сталина.

Когда после войны необходимость в газете, как и в ЕАК, отпала, против сотрудников газеты и членов ЕАК были выдвинуты надуманные обвинения в шпионаже и пропаганде буржуазного национализма среди еврейского населения СССР «по заданию еврейских реакционных кругов Америки». В течение 1948-1949 годов были арестованы все ведущие деятели еврейской культуры. Большая часть из них была уничтожена или скончалась в тюрьмах и лагерях. Готовилась еще одна большая волна арестов тех, кто хоть как-то был связан с деятельностью ЕАК или с газетой «Эйникайт». Но, это не удалось осуществить из-за смерти Сталина.

 

 

На главную                                                                                                  Фотографии к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz