Бунд – партия еврейских рабочих

Александр Вишневецкий

Статья напечатана 28 февраля 2008 года в газете "Новости недели" приложении "Время НН" в сокращении.

"Я принадлежу к убежденным и горячим поклонникам бундистов. Позволю себе сомневаться, чтобы их подвиги играли особенно заметную роль в судьбах России; но меня, как сиониста, больше интересуют судьбы еврeйства, а в этом отношении роль Бунда громадна". Владимир ( Зеев) Жаботинский

 

Еврейское население в 19 столетии жило , в основном, в местечках черты оседлости. В экономическом и демографическом плане черта оседлости, была вроде огромного гетто – здесь находилось около 5 - 6 миллионов евреев, и с 1850-60 годов, когда началась индустриализация в России, евреи стали уезжать в города. Создавались фабрики, мастерские и даже заводы, и многие евреи стали зарабатывать на жизнь на промышленных производствах тяжелой работой по двенадцать, а порой даже по шестнадцать часов в день. Еврейский рабочий получал нищенскую зарплату и имел многодетную семью (иногда до 10 - 12 детей), что объясняет ускоренную демографию среди евреев того времени. Существенная часть мирового еврейства находилась тогда в царской России, в этой «тюрьме народов», где евреи были наиболее угнетаемым народом, не имевшим никаких прав на забастовки, на профсоюзные организации, на свободу печати. По мере развития промышленного производства, формировался еврейский пролетариат. Условия жизни, многочисленность еврейских рабочих и их совместный труд способствовали развитию классового сознания и вынудили их объединиться и основать автономную еврейскую партию. П очти одновременно в 1897 году появляются два новых политических движения у евреев - сионистов и бундовцев, которые существенно повлияли на дальнейшую судьбу евреев. Они начинают организованную борьбу с той безысходной ситуацией, в которой жили евреи.

Бунд ( союз, в переводе с идиш) – Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России – партия промышленных рабочих и ремесленников была создана на учредительном съезде, проходившем с 7 октября (25–27 сентября по старому летоисчислению) 1897 года в Вильно (Вильнюсе). На съезде было 13 делегатов, представляющих 3500 рабочих и ремесленников. Бунд возглавил экономическую борьбу еврейских рабочих и придерживался лозунга национально-культурной автономии. Он стал впоследствии еврейским революционным массовым политическим движением в черте оседлости в конце XIX – начале XX века . Этот период соответствует также развитию марксистских идей и созданию марксистских организаций в Российской империи. Польская социалистическая партия была создана в 1892 году, российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) создана на год позднее Бунда и благодаря ему.

Центральными органами «Бунда» того времени на языке идиш: были: “Арбетер штиме” (“Голос рабочего”, издавался нелегально в России) и журнал “Идишер Арбетер” (“Еврейский рабочий ”, издавался в Женеве заграничным комитетом Бунда). Бунд взаимодействовал с русскими революционерами, чтобы достичь демократии и социализма в России. В пределах новой России, надеялись бундовцы, евреи достигнут признания как нации с законным статусом меньшинства. Бунд был социалистической партией, и находился в оппозиции к той традиционной еврейской жизни в России, которая была связана с еврейской религией. Бундовцы выступали также против сионизма, утверждая, что эмиграция в Палестину нанесет ущерб еврейству. Они агитировали за употребление языка идиш, как национального языка и выступали против сионистского проекта оживления иврита. Тем не менее, много бундовцев было сторонниками сионизма, и Бунд терял многих активистов, совершающих алию. Бунд вошел в состав РСДРП в 1898 году на первом съезде этой партии в качестве организации, автономной в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Бунд получил в РСДРП полную самостоятельность в своих действиях среди еврейских народных масс. Эта свобода действия была у него оспорена в 1903 году Лениным, Троцким и Мартовым. Бунд выступал за партийную федерацию, а Ленин и его сторонники считали, что нужен принцип централизма в партии. В 1903 году, когда в партии РСДРП был введен централизм, Бунд вышел из состава этой партии. Вторично он вошел в нее лишь в 1906 году на объединительном съезде в Стокгольме , где находился до 1912 года, когда на шестой Пражской конференции был исключен из партии РСДРП и перешел на меньшевистские позиции. Бунд издавал большое количество литературы на идиш, русском и польском языках. В 1898-1903 и 1906-1917 годах имел место спад в деятельности Бунда из-за многочисленных арестов и преследований ее членов. Во время революции 1905 года бунд создавал отряды самообороны, что было воспринято с благодарностью еврейским населением, не имевшим до этого в царской России никакой защиты, действия Бунда вызывали озлобление и страх среди погромщиков и поддерживающих их властей. Бундовские отряды самообороны насчитывали несколько тысяч человек, плохо вооруженных, но это была организованная сила. Но революция потерпела неудачу, с 1906 по 1914 год идут преследования и аресты бундовцев и спад и во всем рабочем движении. Вскоре после февральской революции 1917 года партия Бунд впервые вышла из подполья. Бунд, в течение ряда лет был самой многочисленной революционной партией в России. Так, летом 1904 года Бунд насчитывал около 23 000 членов, в 1905-1907 годах - около 34 000, в 1908-1910 годы, когда революционные настроения резко пошли на спад, около 2000 членов. В то же время, вся Российская социал-демократическая рабочая партия в начале 1905 года насчитывала приблизительно 8400 членов. В 1917 году, ко времени Октябрьской Революции, организации Бунда объединяли около 40 000 членов из 400 городов. По отношению к 5-6 миллионному еврейскому населению эти цифры членов партии Бунд не превышали 0,6 -0,8 %. В годы революции 1917 года периодическими изданиями Бунда были - "Ди арбайтер штиме" (Голос рабочего, 1917 г., Петроград, на еврейском языке), "Голос Бунда" (1917 г. Петроград), "Дер Векер" (Будильник, май 1917 г. - 1925 г., Минск, на еврейском языке).

С 1917 года, когда меньшевики окончательно оформились в самостоятельную партию, Бунд вошел эту партию, сохраняя автономный статус. Бунд приветствовал Февральскую революцию в 1917, которая приводила к власти правительство, требовавшее ликвидации государственного антисемитизма и добивавшееся демократии. Но октябрьская революция в 1917 года привела к власти большевиков, которые выступили против еврейского национализма и рассматривали Бунд, как своего врага. К 1921 году Бунд был практически ликвидирован в Советском Союзе , после чего многие его члены эмигрировали в Западную Европу. Так закончился российский период истории Бунда. Некоторые из его членов присоединились к партии большевиков. Часть эмигрировавших бундовцев стала членами Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей - Цион (переименованной в 1923 году в Еврейскую коммунистическую партию). Много бывших бундовцев погибли во время сталинских чисток тридцатых годов двадцатого столетия.

С момента создания сионистского движения и партии Бунда их позиции по многим вопросам были отличными, что было в первую очередь связано с теми слоями населения, на которые они опирались. Бунд опирался на ашкеназийское еврейство и в первую очередь на еврейских рабочих и ремесленников, в то время как сионисты пытались охватить евреев всего мира. Бунд, главным образом, представлял социалистическое движение, в то время как сионизм - движение, которое охватывает все националистские организации и движения от левых до крайне правых. Бунд отрицал существование единой всемирной еврейской нации и считал только ашкеназских евреев полноценным национальным образованием. Эта позиция Бунда были ошибочной. В концепции Бунда одним из основных было понятие «Доикайт», в переводе с идиш это имеет смысл «находиться здесь». Бундовцы считали, что р одина евреев там, где они живут, и там они должны бороться за свои социальные и национальные интересы. Сионисты видели будущее евреев в стране своих предков, и хотели эмигрировать в Палестину и основать там государство, что удалось сделать через пятьдесят лет. Особая статья в истории Бунда - его отношение к сионизму. Бунд считал сионизм утопией. К тому же Бунд справедливо критиковал сионизм за его желание порвать с традиционными культурными и нравственными ценностями еврейского народа, как наследием «позорного галута». Как следствие этого был и языковый подход, у бундовцев опора на идиш, а у сионистов на древний язык еврейского народа – иврит. У сионизма было больше шансов на успех, потому что он объединял народ в целом, в то время как Бунд вовлекал в свою организацию только еврейских рабочих - ашкеназийцев. Начиная с 1897 года движение Бунд одновременно было политическим и культурным, оно боролось за ликвидацию еврейского бесправия в местах их расселения, защиту интересов еврейских рабочих, за свержение царизма в Российской империи и противостояло погромам, выступало за признание идиша в качестве национального языка и развитие культуры на языке идиш. Бунд добивался исключения из компетенции государства и органов местного самоуправления функций, связанных с вопросами еврейского образования и культуры и передачу их национальным органам, местным и центральным, избираемым ее членами. Организации Бунда объединяли рабочих и ремесленников черты еврейской оседлости, руководили рабочим движением в этих районах, опираясь на ассоциированные с Бундом нелегальные профессиональные союзы.

В Восточной Европе, вне СССР, с оттоком бундовцев с политической сцены, они придают все большее значение развитию образования и культуры на языке идиш, на котором тогда говорили миллионы людей. Борьба с неграмотностью сопровождалась изданием литературы, газет, основанием начальных школ. И в этом была не только необходимость, но это было действительно правильно выбранное направление действий Бунда, на котором они сумели завоевать доверие населения.

 

Еврейские рабочие Восточной Европы знали, в основном, идиш, и этот язык становится агитационным средством, позволяющим распространять информацию, составлять листовки, издавать газеты, брошюры, книги. В истории еврейской культуры были периоды, когда происходили рывки в развитии, и последний такой скачок был связан с языком идиш и культурой на этом языке в 19 и 20 столетии в Восточной Европе, в немалой степени благодаря позиции Бунда в этом вопросе. В 1908 году в Черновцах состоялась специальная конференция, посвещенная проблемам идиша. На ней идиш был признан общенациональным еврейским языком. В противовес участники Венской конференции 1913 года требовали признать еврейским национальным языком иврит. Тогда борьба за национальный язык из-за позиций Бунда и сионистов носила острый характер.

Бунд был одной из самых влиятельных организаций в Украине. В 1903 году организации Бунда эффективно работали в Одесской, Киевской, Черниговской, Подольской и Полтавской губерниях. Они совместно с РСДРП готовили и праздновали 1 мая в крупных городах черты оседлости. Вместе с рабочими сионистами они основали группы самообороны, которые должны были защищать еврейские общины от погромов и правительственных войск в 1905 году, организации Бунда возглавили участие еврейских рабочих в уличных боях и на баррикадах, они формировали вооруженные группы самообороны для борьбы с погромщиками в Одессе, Житомире и других населенных пунктах. Имея опытные пропагандистские кадры, они использовали их в своей нелегальной деятельности среди еврейских масс и совместно выступали с трудящимися других национальностей в борьбе с самодержавием. Бунд выступал и как профсоюзная организация с кассами взаимопомощи и организацией работы литературных и музыкально- драматических кружков, вечерних курсов. В годы первой мировой войны Бунд в Украине был представлен малочисленными коллективами в крупных городах. Но затем с февральской революции 1917 года Бунд быстро развернул деятельность по пополнению своих рядов. К августу 1917 года в Украине действовало 60 его организаций. В сентябре 1917 года из 20 тысяч бундовцев по всей России в Украине было почти 10 тысяч членов. Уже в первые недели после февральской революции 1917 года в некоторых губерниях Украины в эту партию вступала большая часть еврейских рабочих и ремесленников, которые там проживали. Очень успешно функционировали организации Бунда и в Белоруссии.

После революции 1917 года в России Бунд был активен в нескольких европейских странах - в Польше, Румынии, Литве, Латвии и Эстонии до начала Второй мировой войны. В Польше и Латвии в национальных парламентах на протяжении всего периода их существования была представлена фракция "Бунда". Бундовцы создали в этих странах сеть еврейского начального и среднего образования, больничные кассы, социальные службы, кассы взаимопомощи, профсоюзы. После роспуска Бунда в России, центр его деятельности переместился в Польшу, где он оставался независимой политической партией с 1919 по 1948 годы. Особенно активно работал Бунд в еврейских городах восточной Польши. В течение двадцати лет, с 1918 по 1939 годы Польша оставалась независимым государством, где политические партии и движения, в том числе еврейские, могли развиваться. Помимо Бунда в это время в Польше работали сионисты и еврейские коммунисты, деятельность которых была также весьма успешной. Несмотря на разные формы антисемитизма в Польше, наличие коммунистического (СССР) и фашистского (Германия) окружения вокруг Польши, были политические и культурные свободы, которые Бунд успешно реализовал. Бунд сумел за это время добиться успехов в организации школ, профсоюзов, молодежного и женского движения. Он сумел организовать политическую и духовную жизнь евреев Польши и стать важнейшей еврейской партией и массовым движением. Бунд работал по многим направлениям: борьба против антисемитов, право на достойную жизнь, за существование профсоюзов. Бунд играл здесь также большую роль в борьбе за идиш и культуру на этом языке. Были народные газеты, которые стояли во главе борьбы за идиш, которые власти конфисковывали постоянно, это были газеты «Хайнт» (сегодня) и «Момент». Были сотни бундовских библиотек с литературой на идиш и учреждения культуры в польских городах и местечках, разветвленные семинары на темы культуры. Существовало издательство «Культур - лига». В Бунде состоял ряд знаменитых писателей - идишистов (Гроде, Мангер, Лео Финкельштейн). В Польше бундовцы также выдвигали тезис «Доикайта». Когда известный сионистский деятель Владимир Жаботинский посетил до войны Польшу, то он выступал за "эвакуацию" европейских евреев, и бундовцы обвиняли его в содействии антисемитизму. Конечно, сейчас мы понимаем, что в вопросе еврейской эмиграции Бунд допустил непоправимую ошибку, за что евреи Польши заплатили страшную цену. Накануне нападения фашистской Германии на Польшу в 1939 году здесь б ыло около 100 000 еврейских трудящихся, из которых большая часть была бундовцами. С 1939 года с оккупацией Польши фашистской Германией над еврейством Польши нависает смертельная угроза. В эти годы Бунд действовал в подполье, но уничтожение польских евреев во время Катастрофы разрушали как его людскую основу, так и веру в его возможность достижения поставленных целей. Бундовская молодежная секция «Цукунфт» (будущее) насчитывала в Варшавском гетто около 200 членов. Бундовцы создали боевые группы (выступившие в 1940 году, еще до возникновения гетто, против погромщиков-антисемитов). Руководство Бунда наладило связь с местными организациями своей партии по всей Польше. Печатный орган Бунда на польском языке «За нашу и вашу свободу» распространялся с помощью польских социалистов в Варшаве и в десятках провинциальных городов. В восстании Варшавского гетто 19 апреля 1943 года Бунд являлся частью еврейских боевых организаций, которые боролись в условиях отсутствия поддержки со стороны поляков, будучи очень плохо вооруженными, против танков и пулеметов. Они знали, что погибнут. Последний мировой всплеск активности Бунда, который имел место в Польше, сгорел в печах Майданека, Треблинки и Освенцима. Во время Холокоста основная часть членов польского Бунда погибла. В начале Второй мировой войны часть бундовцев из Польши эмигрировала в СССР. Лидеры Бунда Виктор Альтер и Хенрик Эрлих были арестованы НКВД и погибли в ГУЛАГе . Оставшиеся в живых бундовцы в Польше, в основном после войны эмигрировали в Израиль. В принудительном порядке коммунистический режим в Польше довершил уничтожение всего, что еще оставалось от Бунда.

Из довоенных 9 миллионов европейских евреев 6 миллионов мужчин, женщин и детей были уничтожены. Политическое движение Бунда было обезглавлено. Много бундовцев было активными основателями социалистических партий в Палестине, а также позже в Израиле. Они были также активны в еврейской общине эмигрантов в Нью-Йорке. После погромов в России в течение 1871- 1921 годов много евреев уехало в Америку, наиболее важным городом еврейского мира стал Нью-Йорк. Там Бунд продолжил свою деятельность. И вовсе не случайным был факт мощного еврейского рабочего движения в США в двадцатых годах двадцатого столетия. Группы бундовцев продолжали активную деятельность и в других странах, включая Израиль, Англию, Францию, Аргентину и США. В послевоенные годы Бунд утвердился в качестве федерации национальных организаций нескольких стран с центром в Соединенных Штатах. Много иммигрантов – бундовцев продолжали придерживаться своих принципов, действуя в рамках других рабочих и социалистических организаций. Бунд сохранился как движение меньшинства в еврейских общинах Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии и Израиля. В США Бунд слился с « Арбейтер ринг » (рабочее кольцо, с идиш). В Латинской Америке Бунд способствовал созданию еврейских школ, больниц, еврейского профсоюзного движения. В Аргентине и Мексике существует до сих пор. Самым примечательным является существование бундовской организации в Израиле. Нынешний Бунд в Израиле, как и везде - это фактически объединение пенсионеров, которые живут прошлым, но они и сегодня борются за сохранения языка идиш. В Израиле появляется раз в два месяца журнал Бунда на идиш «Лебнс – фрагн» (вопросы жизни), его электронная версия имеется по адресу

http://www.lebnsfragn.com/editorial.html

Ныне у немногочисленных бундовцев осталась возможность продолжения деятельности на культурных принципах. То, что осталось в наследство от прежнего Бунда, принадлежит истории и нам, ее продолжателям, особенно в плане языка и культуры идиш. Для тех, кто интересуется нынешними делами Бунда, может обратиться к сайту «Бундиствоисе» (голос бундовца, где представлены материалы на английском языке и идиш) по адресу

http://www.geocities.com/bundistvoice/

 

 

к списку статей фотографии к статье

 

Hosted by uCoz