БЕРШАДЬ: МЕСТЕЧКО И ЛЮДИ

                                                                             Александр Вишневецкий

Статья напечатана1 мая 2008 года в газете "Новости недели" приложении "Время НН"

 

             

История любого еврейского местечка является свидетельством того, сколь велики были духовные ценности, на основе которых осуществлялось в нем нравственное воспитание людей

О сравнительно небольшом еврейснком местечке Бершади написано немало. В одной публикации ненвозможно подробно рассказать о санмом штетле и его истории, но попытанюсь на примере Бершади показать, канкую роль играли местечки в формиронвании известных личностей. Приведеннными здесь примерами не исчерпыванется история Бершади, я мог бы назвать еще значительное количество людей, которые своими делами заслужили блангодарную память современников и слендующих поколений. Показательно то, что многие из них формировались как личности под сильным влиянием хасиндизма. Для нас, воспитанных в советснкое время в духе атеизма, эта факты могут служить наглядным доказательнством того, сколь эффективными были еврейские традиционные методы воснпитания.

     Но сначала - краткая историческая справка. Бершадь, город с 1966 года, районный центр в Винницкой области Украины известен как поселение с 1459 года. В июне 1648 года в ходе восстания казаков под руководством Хмельницкого один из его кровожадных последователей Максим Кривонос и его бандиты захватили Бершадь, убив всех евреев и католиков. В 1765-м в Бершади проживали 438 евреев, в 1818 году еврейское население местечнка достигло уже 3370 человек.

  В начале XIX столетия Бершадь стала одним из центров хасидизма. Здесь жил известный хасидский раввин Рафаэль, ученик и последователь рабби Пинхаса из Корца. В 1900 году еврейское насенление местечка составляло 4500 из обнщей численности населения в 7000 ченловек, при этом число еврейских ремеснленников доходило до 500. К этому вренмени в Бершади была одна синагога и шесть молитвенных домов. Местечко было известно в середине XIX века своними еврейскими ткачами. Но к концу столетия спрос на их продукцию снизилнся, в результате чего многие из ткачей эмигрировали в Америку.

Бершадь расположена среди евнрейских местечек Подолья, с которыми в былые времена ее связывали плохие грунтовые дороги, труднопроходимые из-за грязи весной и осенью, очень пыльные летом, и заваленные зимой снегом. Тем не менее, связь между штетлами поддерживалась постоянно, и этонму не могли помешать ни плохие доронги, ни убогое материальное положение. Люди ехали в Бершадь к своим родственникам, познакомиться и соснватать невесту или жениха, по случаю рождения ребенка, на свадьбы или - не дай Б-г, - в связи с болезнью или кончинной кого-то из близких.

Бершадь пользовалась большим уважением среди близлежащих местенчек, и это нашло отражение даже в прозвище, которое традиционно даванлось каждому еврейскому местечку и его людям. Хотя обычно эти прозвища давались ради шутки, порой они вызынвали обиду и споры. Евреев моего роднного местечка Чечельник, расположеннного в 25 километрах от Бершади, нанзывали "чечельницкие дураки". В ходу были прозвища - "тростянецкие козлы", "ободовские кожухи", "ворховские конзы" и т.д. Но жителей Бершади характенризовали почетным именем "бершадские талитники" - в знак уважения к той духовной идеологии, которая была свянзана с уважаемым в народе хасидским  раввином Рафаэлем (Рефулом) Бершадским. Его имя было на слуху у жителей не только окрестных местечек, но и всей Украины, слава о нем в хасидских кругах была ничуть не меньше, чем у Нахмана Брацлавского. Влияние этого выдающегося хасида так сильно сказанлось на репутации бершадцев, что женнихам и невестам местечка отдавалось предпочтение, их очень охотно прининмали в любой еврейской семье. Это пончитание Бершади и ее жителей исходинло от концепций раввина Рафаэля, бенрежно сохраняемых в сознании берншадцев в течение последующих поколенний.

Бершадцы отличались тем, что вели себя очень скромно, они не выпячивали свою родословную, даже если были из знатной семьи. Самого ребе Рафаэля отличала необыкновенная скромность, и в этом смысле он был достойным поснледователем Баал Шем-Това и его ученника Пинхаса Керцера, у которого Ранфаэль учился. Пинхас Керцер умер в 1831 году в местечке Шепетовка Волыннской губернии.

Еще одним качеством Рафаэля было то, что он никогда не лгал. Вслед за своним учителем он повторял: лучше погибннуть, чем сказать ложь. Его исключинтельная правдивость и привела его к гинбели. Есть свидетельства того, как это случилось. Речь шла о даче клятвы пенред судом об одном еврее, подозревавншемся в контрабандной торговле - нужнно было свидетельствовать, что он к этому не причастен. Но такую клятву Ранфаэль дать не мог, поскольку не был уверен, что этот еврей не виноват. Он рыдал, понимая, что надо спасти еврея, но опасался своей возможной лжи. Ранфаэль уже был стар и болен, сказались годы, проведенные им в бедности. Его больное сердце не выдержало это иснпытания, и он умер. Даже противники хасидов - митнагдим, как и отошедшие от веры евреи, - признавали в нем великого праведнинка. Его скромность, доброта, правдинвость проявлялись во всем, что он денлал. Ему не хватало глубины восприянтия, присущей Нахману Браславскому, темперамента Ицхака Бердичевского. Он не внес ничего нового в тот хасидизм, который постингал у своего учителя реба Пинхаса. Объяснить это можнно только его скромностью и верностью тем идеям, основу которых заложил Баал Шем-Тов. Тем не менее, вокруг Ранфаэля Бершадского всегда были верные последователи - "бершадские хасиды". После смерти цадика они не избранли для себя другого раввина. Как бершадские хасиды, так и последователи Рафаэля в Ободовке, Тростянце, Вархивке и других местечках Украинны с гордостью называли сенбя "бершадские хасиды". И те моральные принципы, котонрые проповедовал бершадский праведник, передаванлись в этих местечках от отнцов к сыновьям.

Боясь обмануть кого-либо, бершадцы всегда говорили "мне кажется" или "мне думанется, что это так" вместо "это, конечно, так". Ребе ездил по другим местечкам, но деньги брал только на оплату проезда, а если у него появлялись какие-то лишние сумнмы, то он их раздавал беднякам. В теченние поколений в Бершади ощущалось влияние раввина Рафаэля, который жил и умер как святой.

Его влияние сказалось и на Михе-Иосифе Бердичевском (1865-1921), рондившемся в семье бершадского раввинна Моше Ааарона, ученика и последовантеля Рафаэля. Моше почитал Рафаэля как святого и в этом духе воспитывал сына. Вобрав в себя черты бершадсконго хасида, Миха отличался огненным темпераментом, не признающим отдынха. После окончания ешивы он уехал учиться в Германию и Швейцарию, изунчал еврейскую философию и иудаизм, окончил университет, получил звание доктора философии. В этот период он был приверженцем философии Ницше с его почитанием культа силы. Но поздннее Миха Иосиф отвернулся от филосонфии Ницше и приблизился к ценностям еврейской жизни, к идишкайту. Бердичевский в своих произведениях высоко чтил героев еврейской истории, тех, кто во всех поколениях вел борьбу за свонбоду и справедливость еврейского нанрода.

Он с большим уважением относился к движению Баал Шем - Това, видя в нем высокую мораль, целостность и выдернжанность. В нем чувствовался дух бершадских хасидов, перенятый от отца. Миха Иосиф писал романы и рассказы, собирал и печатал еврейские народные легенды, публиковал критические и публицистические статьи на трех язынках - иврите, идише и немецком. Умер Бердичевский в 1921 году в возрасте 56 лет, его литературное наследие соснтавило 25 томов на иврите и несколько книг на идиш. Он оказал значительное влияние на своих современников в коннце XIX - начале XX столетия. Его смерть была вызвана трагической гибелью отца и брата во время страшного погрома в местечке Дубово Киевской губернии от рук банды украинского атамана Козакова. Отцу в момент гибели было 88 лет. Жизнь самого Михи Бердичевского оборвалась в момент, когда его творнческие силы достигли расцвета.

Одном из почитаемых уроженцев Бершади является герой еврейской самообороны в этом местечке в годы гражданской войны Моше (Моисей) Добровенский. Отряд под его командонванием действовал в Бершади с конца 1917 года по март 1919 года, он сумел предотвратить ряд погромов. Добровеннский был выходцем из хасидской семьи, где сохранялись идеи раввина Рафаэля. Моше был физически очень крепким молодым человеком, из тех. кто ради своего народа готов был сранжаться до последней капли крови. Мунжества и храбрости ему было не занинмать. Гражданская война спровоциронвала бегство многих еврейских семей, опасавшихся погромов, из соседних бонлее мелких местечек в Бершадь, где собралось около 20 тысяч человек.

Моше предвидел, что надо готовитьнся к отпору от бандитских нападений. Он знал, что в селах настраивают крестьян против евреев, что везде появляются банды для сражений с советской властью и с целью погромов. Ему уданлось сформировать отряд самообороны из юных еврейских парней и собрать в одном из молельных домов все, чем можно было пользоваться как оружием - от лопат и ножей до нескольких пистонлетов. В день одной из ярмарок на банзаре ему удалось обнаружить провокантора, призывающего крестьян устроить еврейский погром. Он и его парни избинли того, а крестьяне, уже приготовившинеся к погрому, разбежались.

Отряды самообороны содержали люди местечка, они на собрании призннали Моше ее руководителем. Через некоторое время возникла угнроза захвата местечка банданми Петлюры - советская власть была в городе очень слабой. Моше удалось привлечь к своней группе милиционеров, охнранявших местечко. Он также смог обзавестись пушкой несколькими небольшими пулеметами. Когда петлюровцы подошли к местечку, он с отряндом самообороны и милиционнерами выступили на его занщиту. С такой силой можно бынло отбиться от петлюровских  казаков.

Но украинская милиция предала его группу и перешла  на сторону петлюровцев, в рензультате чего силы оказались неравными. В бою погиб единственный артиллерист. Когда стало ясно, что битнва проиграна, ребята из самообороны в попытке спастись покинули боевые понзиции. Но Моше защищался до конца, стреляя из пулемета по казакам. Даже тяжелораненый, он продолжал стрельнбу. В этом бою он погиб как герой, понгибли также восемь бойцов отряда санмообороны. 14 марта 1919 года петлюнровцам удалось захватить местечко.

В годы Второй мировой войны Берншадь оказалась в Транснистрии - в рунмынской зоне оккупации. Сюда, поминмо местных евреев, пригнали около 20 тысяч человек из Румынии и Бессаранбии. Несмотря на ужасающие условия гетто, дух многих людей был не сломлен. Бессарабии. В Бершади были подпольные группы, противостоящие оккупантам, многие медики делали все возможное, чтобы спасти людей. Эти факты нашли свое отнражение в литературе по Катастрофе.

Особнякам стоит нравственный поднвиг поэта из Бессарабии Якова Фриднмана (1910-1972), который в условиях гетто вопреки всему писал на идише стихи. Его отец, раввин Иосиф Шалом, являлся потомком Дов - Бера, великого хасидского раввина из Мезрича. Мать была из рода раввина Нахума, основантеля Чернобыльской династии. Стихи Фридмана, глубоко верующего человенка, написанные им еще до Второй миронвой, несут на себе отпечаток предчувнствий предстоящей Катастрофы, где понэт описывает движение наших дедов и братьев в неизбежном пламени, каким стал Холокост.

В октябре 1941 года румынские войска начали депортацию евреев из Румынии и Молдавии в Приднестровье (Транснистрию). Фридман и его семья, жившие в это время в Черновцах, была на первом транспорте, отправленном 12 октября 1941 года. В переполненнных и закрытых вагонах для скота они были доставлены в город Маркулешти в Бессарабии. Оттуда их гнали пешком в холодную и дождливую погоду до пересечения  реки Днестр близ города Ямполя. Многие умерли на этом пути от голонда, холода и слабости, другие были застнрелены охранниками. В ноябре 1941-го оставшиеся в живых достигли транзитнного лагеря в Ободовке. Здесь они узннали о том, что по достижении реки Буг они будут переданы гестапо для принундительного труда и последующего уничнтожением. Семье Якова Фридмана уданлось бежать ночью в Бершадское гетто, где люди дали им приют и спрятали.

В Бершади они заболели тифом, мать поэта умерла, а он сам страдал от лихорадки и высокой температуры. По мнению тех, кто знал его в Бершади, поэт не проявлял беспокойство из-за финзических потребностей, его жизнь была спасена только благодаря жене, посвянтившей себя уходу во время болезни и ее усилиям, направленным на полученние пропитания. Его жена, по професнсии преподаватель языков, смогла понлучить работу в качестве переводчика в Департаменте лесного хозяйства, где требовалось знание румынского, ненмецкого, русского и украинского язынков. Ей давали пищу за переводческую работу, и, таким образом, удалось спаснти от голодной смерти мужа и отца, конторые остались в живых после тяжелой зимы 1941-1942 годов. Ей также уданлось пристроить своего мужа в группу, занимающуюся погрузкой древесины. Из стихотворений, написанных Яковом Фридманом на идише во время нахожндения в гетто Бершади, только десять появились в журналах после войны, они были также напечатаны в первой книге Фридмана "Пастухи в Израиле" (1953), опубликованной на идише в еврейском государстве.

Другие стихи, написанные в Бершанди, остались в рукописи, и только в 1998 году дочь поэта Ханна и ее муж Вениамин Брекманы передали эти мантериалы доктору Элиягу Села Селдингеру. Итогом длительнной работы Селдингера была публикация в 2003 году книги "Из Транснистрии в Израиль", написанной на иврите, но сондержащей стихотворения поэнта на идише и их перевод на иврит автором. Попутно отменчу, что сам Элиягу, также бессарабец, был узником Бершадского гетто, попав туда в вознрасте 11 лет.

В стихах, написанных в гетнто Фридманом, воспевается гибель во имя веры. Поэт уканзывает, что продолжение погнромов в течение поколений вылилось в нацистские звернства. В них звучат призывы к мести, в том числе им написанны в это время стихи, прославнляющие партизан. Надо отментить, что датировка этих стинхов - 1941-1943 годы. Их генрои присоединяются к евреям, которые освящены святым именем на протяжении веков, борются во имя защиты своей веры и погибают как мученики или мстители. В то же время он избегает писать о жизни в гетто (пытках, ужасах, страхе смерти), и о минутах удачи (понявления дров или нескольких картошек). Яков Фридман продолжал писать на мамэ - лошн, надеясь и молясь о том, что его стихи станут частью еврейского культурного наследия, если он погибннет. После освобождения Бершади Красной Армией в марте 1944 года семья вернулась в Черновцы. Получив разрешения на выезд в Румынию, они прибыли в Бухарест в апреле 1945 гонда. Затем, при попытке перебраться в Израиль, Фридманы были  интернированы англичанами на Кипре. В феврале 1949 года семья прибыла в недавно созданное Государство Израиль. Яков Фридман, один из крупных еврейснких поэтов, продолжал и здесь писать стихи только на идише вплоть до своей кончины...

 

к списку статей фотографии к статье

 

Hosted by uCoz