К списку статей

Иллюстрации к статье

 ИЗ АРСЕНАЛОВ НАЦИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

                                                                            Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

Опубликовано в  газете «Новости недели» 24 марта 2011 года  в приложении «Время НН»

 

Из года в год благодаря обильной финансовой поддержке со стороны арабских режимов, купающихся в нефтедолларах, нарастает мутный вал антисемитской и антиизраильской пропаганды. Невольно бросается в глаза, что ее методы опираются на опыт и многие стереотипы юдофобской пропаганды, использованные нацистской Германией в Восточной Европе в годы Второй мировой войны

Нацистская пропаганда на оккупи­рованных территориях основыва­лась на антисемитских традициях, которые глубоко укоренились в широких массах многих этносов. Не случайно именно в этих странах во время Холокоста от рук местных пособников нацистов погибло большинство евреев в городах и местечках, в концлагерях и гетто. Одним из важных мотивов, используемых в пропаганде, были вымыслы о том, что евреи стремятся к мировому владычест­ву, и это сказывается на благосостоянии народов. На захваченных территориях СССР нацисты широко пользовались со­четанием слов "жидо -большевизм", что давало возможность приравнять евреев к большевикам. Для агитации это была самая подходящая основа: можно было одновременно обращаться как к антиев­рейским, так и к антисоветским наст­роениям широких слоев населения.

Эта пропаганда падала на плодородную почву, на которой семена зоологи­ческого антисемитизма культивирова­лись местными жителями в течение сто­летий до начала Второй Мировой и еще более интенсивно использовались местными националистами в годы вой­ны. Особенно эта пропаганда усилилась после начала войны с СССР в июне 1941 года. Уничтожение евреев оправдыва­лось тем, что они этого заслужили. В ар­сенале нацистской пропаганды было все наработанное за многие века - от про­цессов о "ритуальных убийствах" в ран­нем Средневековье, "Протоколов си­онских мудрецов" до отравленных ядом юдофобии стрел из гебельсовского ар­сенала пропаганды.

Одна из административных провин­ций на оккупированных территориях СССР, так называемый "Остланд" ("Вос­точная страна"), включала кроме Бело­руссии также Эстонию, Литву и Латвию, Вместе с рейхскомиссариатом "Украи­на" это были наиболее важные зоны на­цистской пропаганды. На этих террито­риях обитали народы с разными истори­ческими и политическими традициями, находящиеся на разных ступенях нацио­нального развития и с разным отноше­нием к своим еврейским соседям. В этих местах Германия проводила массовую пропагандистскую деятельность, чтобы привлечь местные народы к достижению своих военных и политических целей. Но результаты этой работы были слабыми по простой причине: сама практика окку­пации сводила на нет громкие пропаган­дистские лозунги.

Но в одном аспекте - еврейском, призывы нацистской пропаганды нахо­дились в полной гармонии с настроения­ми большей части местного населения. О значимости, которую придавали гитле­ровцы пропаганде, свидетельствуют цифры. В строго секретном отчете о пропаганде, датированном 18 апреля 1942 года, сказано: "В оккупированных восточных землях издаются 127 газет - из них 62 на украинском языке, 20 на лат­вийском, 13 на эстонском, 13 на рус­ском, 11 на литовском, 6 на белорус­ском, 1 на татарском и 1 на польском языке. Их общий тираж составляет при­мерно 2 миллиона экземпляров. 7 групп с передатчиками (радиосеть) и с ради­о - станциями в Риге, Ревеле (Таллине), Ковне (Каунасе), Минске с местными от­ветвлениями в Либау (Лиепае), Дорпате (Тарту), Вильнюсе, Барановичах и т.д. Передающая группа "Украина" с радиос­танциями в Киеве, Виннице и Ровно. Кроме того, "солдатские передатчики" в Пскове, Смоленске, Днепропетровске и Симферополе. Из 50 немецких фильмов с текстами на украинском, русском и бе­лорусском до сих пор разосланы 460 ко­пий. Также издано 25 плакатов, стенных газет и иллюстраций, среди них три пла­ката и одна стенная газета с антисоветс­кой и антиеврейской пропагандой. Лис­товок до сих пор напечатано около 800 видов, их тираж составляет многие мил­лионы экземпляров, брошюр: три бро­шюры для антисоветской пропаганды и одна брошюра "Украина и еврейские це­пи" (Киев). Особой тенденцией в практи­ке пропаганды является тема еврейского влияния в Москве, где основное внима­ние уделено близости между советскими властителями и еврейской плутократи­ей".

Следует напомнить, что это было только начало (ведь отчет датирован ап­релем 1942 года). В дальнейшем такая работа продолжалась и усиливалась. Что касается характера пропаганды среди белорусского населения, то она была больше антисоветской, чем антиеврейс­кой. Мастера гебельсовской пропаганды знали, что антисемитизм для белорус­ского населения, в частности, на терри­тории Советского Союза - не особенно эффективное средство. Из всех славянс­ких народов Восточной Европы антисемитизм у белорусов (преимущественно крестьян) был наименее слабо выражен­ным. Погромы 80-х годов XIX столетия эти территории практически не затрону­ли. Белостокский погром 1906 года был организован полицией. Да и в годы граж­данской войны на этих территориях ан­тиеврейские погромы практически не происходили.

В меморандуме белорусского колла­борациониста к руководителю вермахта за границей от августа 1942 года сказа­но: "Для белорусского народа не суще­ствует проблемы евреев, это чисто не­мецкое дело. Сказывается советское воспитание, игнорирующее расовые различия... Белорусы симпатизировали и сострадали евреям, смотрели на нем­цев как на варваров и вешателей, пос­кольку их еврейские соседи для них были такими же человеческими  созданиями, как и они сами... Массы относились к не­мецкой оккупации практически равно­душно. Расспрашивали только, находясь у громкоговорителей, о папиросах, и ес­ли не было их раздачи, то расходились. Охотно слушали советскую музыку. При­зыв к вступлению в белорусские добро­вольные формации не нашел у них ника­кого отзыва".

Стоит также отметить, что среди со­общений айнзацгруппы «В» (оперативные карательные группы специального наз­начения для массовых казней гражданс­ких лиц), действовавшей на территории Белоруссии, была информация о расо­вом сознании белорусского населения. Например, в рапорте такой группы от 7 октября 1941 года сообщается, что в бе­лорусском районе вблизи Смоленска ей не удалось разжечь ненависть населения к евреям. Другие сообщения из Бело­руссии подтверждают, что "острые меры против евреев, в частности, их уничтоже­ние, существенно усилили антинемец­кие настроения" и "что из-за пассивнос­ти и политической несознательности бе­лорусов было невозможно организовать погромы евреев".

Намного трагичнее это выглядело в другой провинции "Остланда" - в Латвии. В отчете о политическом положении в этой провинции от 16 августа 1941 года шефа политического департамента рейхскомиссариата "Остланд" Трамфельдаха говорится о латвийской вое­низированной группе "Перконкруст" ("Громовой крест"), работавшей по инструкциям нацистов. Эта группа была незаменима в вопросах разжигания не­нависти к евреям и большевикам.

Иначе в этом смысле выглядела та часть Белоруссии, которая была до 17 сентября 1939 года составной частью го­сударственной территории Польши, а до начала немецко-советской войны в июне 1941-го находилась под властью Сове­тов. На этой части Белоруссии менее чем двухлетняя советская оккупация в большой степени усилила антиеврейс­кие настроения среди белорусского на­селения. Здесь сказалась лживая пропа­ганда о проживающих на этих террито­риях евреях, которые положительно от­неслись к советской власти. Местные ев­реи благодаря советской оккупации временно спаслись от опасности по­пасть под господство нацистстов, поэ­тому они приняли заметное участие (как еврейская молодежь, так и специалис­ты) в советском административном ап­парате. Это послужило важным аргумен­том немецкой пропаганды в домыслах о доминировании еврейского элемента в большевизме, который был ненавистен широким слоям белорусского населения на этой территории. Здесь коллабораци­онизм значительной части белорусского населения (в частности, городского), сотрудничество с оккупантами приняли такие формы, как вспомогательная по­лиция, которая во многих случаях актив­но участвовала в уничтожении и пресле­дованиях скрывающихся евреев.

В оккупированной советской (восточ­ной) части Белоруссии коллаборацио-

низм, как движение, созданное там нем­цами (Белорусский центральный совет в Минске с Радославом Островским во главе), носил в основном антисоветский характер. Симптоматично, что призыв к партизанам от этого совета от 13 марта 1944 года с обращением вернуться не­наказанными из лесов не касался евреев - и это при том, что еврейское участие в партизанских отрядах было существен­ным. На оккупированной территории действовали как смешанные, так и пол­ностью еврейские отряды.

Естественным было на так называе­мом "Белорусском конгрессе", который собрался в Минске в середине июня 1944 года, слышать речи с привычными антиеврейскими лозунгами, но они скорей предназначались для присутствовавшего генерал - комиссара Готберга, чем для белорусских слушателей. Уже через две недели центральный совет "Белорусского конгресса" бежал в стра­хе на запад.

В собрании нацистских пропагандис­тских материалов по Белоруссии, кото­рые находятся в архиве Идишистского научного института (ИВО) в Нью-Йорке, имеется только одна листовка чисто ан­тиеврейской направленности. Это ма­ленький листок с заголовком "Знаете ли вы?», который содержит статистику участия евреев в партийной и хозяй­ственной жизни СССР. Из других полити­ческих направлений только "Белорус­ская народная республика", основанная в 1918 году, которая в основном состоя­ла из возвратившихся эмигрантов, име­ла в какой-то степени пронацистское направление.

Было бы любопытно исследовать отношения между слабым резонансом нацистской антисемитской пропаган­ды у белорусов и судьбой еврейского населения в белорусских областях. Представляется, что нали­чие еврейских партизан в этих областях, как и ев­рейских семейных лагерей в лесах, которые мы не встречаем ни на каких дру­гих оккупированных терри­ториях, имеет отношение к этим  фактам. Статистика числа спасшихся евреев в белорусских гетто по срав­нению с другими региона­ми говорит о многом.

Гораздо более легкая задача была у нацистской пропаганды среди украинцев. С од­ной стороны, украинско-еврейские отношения име­ли под собой старую исто­рическую традицию крова­вых конфликтов, с другой - пронемецкая и пронацистская ориента­ция были распространены среди широ­кого спектра украинских политических и военных группировок, начиная со скоропадщины в 1918 году.

Стоит подчеркнуть, что даже после горьких результатов, к которым коллабо­рационизм привел в июле-августе 1941 года украинских националистов Мельни­ка и Бандеру, отвернувшихся позже от сотрудничества с гитлеровским режи­мом, антиеврейский элемент остался постоянным фактором в политической программе под названием "Организация украинских националистов" - ОУН. Бое­вой лозунг бандеровцев был "Украина, свободная от евреев, поляков и немцев". Второй конгресс ОУН в апреле 1941 года в Кракове в его резолюции принял клас­сический антиеврейский лозунг о "евре­ях- большевиках".

Повсеместно в оккупированных об­ластях в украинском обществе пришли к власти пронацистские и коллаборацио­нистские элементы, которые стремились попасть в милость немцев через антисемитские выступления. Знакомые наветы против евреев - что они возглавили советскую оккупацию Галиции и Волыни, что евреи доносили НКВД на украинских антисоветских деятелей и борцов, кото­рых потом большевики уничтожили в тюрьмах перед своим отступлением, - были перепечатаны в украинских газетах и в листовках-обращениях к народу местных украинских комитетов.

С первого момента оккупации нацис­ты заполнили украинские территории антиеврейской пропагандой, которая тут же была перепечатана в коллаборацио­нистских украинских газетах в оккупированных областях, в Германии и Чехии. Вступление немцев на украинские тер­ритории во многих городах и местечках сопровождалось волной антиеврейских погромов, особенно в Галиции и на Во­лыни. Были единичные случаи, когда ук­раинское население по собственной инициативе организовывало выступле­ния против евреев. Украинские комите­ты разработали планы "еврейских ак­ций" и обратились к исполнительной власти о разрешении их провести.

Известна трагическая роль украинс­кой вспомогательной полиции в пресле­дованиях и резне евреев и вне границ Украины. В этом плане, в противополож­ность Белоруссии, здесь не было суще­ственного отличия в отношении больши­нства украинского населения в оккупи­рованной советской Украине и в Восточ­ной Галиции и Западной Волыни, кото­рые до сентября 1939 года были в грани­цах Польской Республики.

В секретном немецком документе о поездке по оккупированной территории советской Украины от июня 1943 года го­ворится о том, что во время инспекции автор документа встретил только четы­рех евреев, и то в штрафном лагере от "эс-де" («зихергайт-динст» -  служба безопасности), где они были заняты как портные, и что "украинцы совершенно равнодушно восприняли уничтожение евреев".

Украинцы из областей, которые были до сентября 1939 года под польским вла­дычеством, относились к евреям совер­шенно иначе, чем белорусы с "освобож­денных" территорий. В Западной Бело­руссии было больше случаев помощи и проявления симпатии по отношению к преследуемым евреям, чем в бывшей советской Украине. Это могут проиллю­стрировать цифры; когда Красная Армия освободила Киев, то солдаты встретили здесь только несколько евреев, которые спаслись благодаря помощи их украинс­ких соседей.  Во Львове число спасенных украинцами и поляками достигало по крайней мере нескольких десятков.

Официальный немецкий отчет за ок­тябрь 1942 года, составленный главой службой пропаганды в Кракове, уверен­но представляет Львов как место, где на отношения украинского населения к немцам повлияли вербовки рабочих для рейха и недовольства из-за истребле­ния евреев. Последнее в документе пы­таются объяснить не симпатиями к евре­ям, поскольку, согласно отчету, местное население полностью убеждено в необ­ходимости их ликвидации, а методами уничтожения, дискредитирующими куль­турный народ и провоцирующими насе­ление к сравнению методов гестапо с методами ГПУ.

Можно выразить сомнение в спра­ведливости генеральной установки  в этом отчете. Известно, что не все украинцы были убеждены в этой "необходи­мости". Достаточно указать на митропо­лита Шептицкого, на его письмо к Гимлеру в феврале 1942 года, в котором он протестовал против акций, направлен­ных на уничтожение евреев. Это видно из его выступления в ноябре 1942 года против убийств евреев, в спасательной акции униатских церквей и в десятках ин­дивидуальных случаев спасения евреев.

С другой стороны следует указать, что комбинация старого, укоренившего­ся исторического антисемитизма с на­цистской идеологически обоснованной ненавистью к евреям именно на украинс­кой земле вызвала самую страшную тра­гедию еврейского народа.

Поражение нацистских войск в Сталинградской битве привело к усилению

антиеврейской пропаганды. Таким путем фашистский режим пытался отвлечь внимание от тяжелой экономической си­туации в Германии и возложить вину за нее на евреев. Но к этому времени ев­рейского населения в оккупированных странах почти не осталось, оно было уничтожено. В Польше уцелело не более 10 процентов от довоенного еврейского населения, причем большинство евреев находились в строго изолированных ла­герях и гетто.

В речах Гитлера и Гимлера в начале 1943 года евреи обвинялись в организа­ции этой войны. Они требовали от окку­пированных ими стран выдачи остав­шихся в живых евреев. И к весне 1943-го в этих странах большинство евреев уже были уничтожены...

Статья основана на материалах книги «Личности и события (исторические эс­се) «   Исайи Трунка, изданной в Буэнос - Ай­ресе в 1962 году на идише.

На иллюстрациях  - нацистские антисе­митские плакаты и листовки, вылущенные на территориях оккупированных стран.

 

 К списку статей

 

Hosted by uCoz