В мемориальном комплексе ╚Яд Вашем╩ состоялась презентация документального образовательного фильма ╚Те, кто остался в живых. История Сергея Сушона╩ о судьбе бывшего узника гетто и концлагеря в годы Второй мировой войны. Этот 45 минутный фильм- свидетельство о пережитом человека, которого начало войны фашистской Германии с СССР застало в возрасте 13 лет, когда восприятие происходящего уже вполне осознанное и остается в памяти. Именно в этом ценность воспоминаний об этом времени представителя уходящего поколения, число свидетелей которого с каждым годом катастрофически уменьшается. К сожалению, документальных свидетельских образовательных фильмов о советских евреях, переживших Холокост на оккупированных нацистами территориях СССР, нет в Яд Вашеме; и этот фильм первая и очень удачная попытка понять то, что там происходило глазами высокообразованного человека, занимающегося ныне увековечиванием памяти жертв Холокоста; проводящего огромную общественную работу на посту заместителя председателя Всеизраильской Ассоциации ╚Уцелевшие в концлагерях и гетто╩. На презентации фильма принимали участие: министр информации и диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн; сотрудники музея ╚Яд Вашем╩ и среди них доктор Ирит Абрамски - директор русскоязычных программ Международной школы Яд Вашема, создатели фильма - в лице Кальмана Нотариуса и его коллег; несколько человек бывших узников из вышеназванной Всеизраильской Ассоциации во главе с ее председателем Гитой Койфман; а также слушатели Международной школы Яд Вашема - студенты высших учебных заведений России, Украины, Беларуси, Молдовы.
После краткого вступительного слова начался просмотр фильма. Нынешний вариант фильма выполнен на русском языке, хотя в дальнейшем будут представлены копии на иврите и английском языке. Рассказ о судьбе Сергея Сушона ведется от первого лица и увязан с видеохроникой событий предвоенного и военного времени. Сергей вырос в ассимилированной еврейской семье в Одессе, где только бабушка говорила на идиш и стремилась соблюдать еврейские традиции и обычаи. Отец √ инженер и мать- врач, люди с высшим образованием, полученным уже при советской власти. В 1937 году отца арестовали по обвинению в участии в террористической организации троцкистов. Вернулся он через два года, изможденный, лысый и без зубов. В начале войны люди верили в быструю победу Красной Армии, но уже спустя месяц после начала войны начались интенсивные авиационные налеты, бомбардировки привели к разрушению центра Одессы и многочисленным жертвам. Эвакуация вначале шла по железной дороге и по морю. Но после гибели теплохода ╚Ленин╩ с эвакуированными на борту люди стали опасаться морской эвакуации. Матери Сушона √ майору медицинской службы не разрешали эвакуироваться. 15 октября румынские войска, изрядно потрепанные в боях, вступили в Одессу. Население приветствовало их цветами. Появились в городе и немецкие солдаты и офицеры, прекрасно одетые, выглядящие как истинные победители. В газетах, издаваемых новыми властями вся вина за голодомор, за ежовщину, преступления органов НКВД возлагалась на жидов. Местное население начало грабить еврейских соседей. Из квартиры, где жили Сушоны, соседи забрали все ценное. Была убита сестра бабушки с ее дочерьми. Одна из дочерей была сожжена вместе с 25 тысячами евреев Одессы. По приказу властей в январе 1942 года оставшиеся в Одессе евреи были выселены в гетто, в районе Слободка. Семью Сушона загнали в комнату, где находилось 30 человек. Затем маму забрали в госпиталь для тифозных больных, а Сергей и его брат Леонид в этом госпитале выносили мертвых, скончавшихся от болезней. К весне помещение, где складывали мертвецов, было полностью заполнено. Питание в госпитале было скудным и включало гнилые овощи. В гетто их загнали для того, чтобы затем отправить далее, в сельские концлагеря. 19 января 1942 года семью Сушона вместе с другими евреями в угольных вагонах депортировали в Березовку. Многие погибли в дороге в неотапливаемых вагонах. Из Березовки затем погнали пешком в Доманевку. В холодную погоду по болотистой почве гнали людей, и тех, кто идти не мог, расстреливали. Крестьяне, встречные на дороге, требовали отдать им одежду, ведь все равно евреев ждет расстрел. В районе Доманевки на сельском стане людей заставили руками больше месяца полоть траву. Затем пригнали в лагерь смерти √ Акмечетка. Людей загнали в свинарники. Здесь были страшные условия. Болезни - малярия, сыпной и брюшной тиф, карбункулы и голод косили людей. Семье Сушона немного помогали местные знакомые крестьяне. Надежды на спасение не было. Спас семью Сушонов местный грамотный крестьянин Галета Иван Илларионович, под предлогом потребности во врачах. Галета и его дочь Лидия увековечены ныне в Яд Вашеме, как праведники. Семья попала к немецкому колонисту Фитеру, на совести которого множество загубленных еврейских жизней. Накануне прихода советских войск их прятала семья Галеты и его друзей. День освобождения 28 марта 1944 года воспринимается Сергеем как второй день рождения. Отца, попавшего в больницу в начале войны, еще до захвата Одессы, спасли профессора больницы, работавшие до войны с матерью Сергея. Тех, кто чудом остался жив в гетто и концлагерях, кто скрывался у знакомых местных жителей, кто вернулся из эвакуации, ждали нелегкие времена. Их имущество было разграблено, а квартиры захвачены местными жителями. С большим трудом семье Сушона удалось вернуть часть имущества и свою квартиру. Еще одно страшное потрясение для семьи было связано с делом кремлевских врачей, вызвавшее новую волну ненависти к евреям, и больнее всего сказавшееся на врачах, в частности на матери Сушона. Нелегким был и путь Сергея к продолжению учебы, но он окончил политехнический институт, стал автором ряда научных работ и успешным ученым. Заканчивается фильм словами Сергея о том, что те, кто выжили в Холокосте, в долгу перед людьми и их главная задача противостоять попыткам повторения геноцида не только с еврейским народом, но и с народами мира. По завершению фильма Сергей рассказал о том, что было отснято видео на 8 часов и затем с трудом удалось уложиться в продолжительность показа в 45 минут. Несмотря на свои 84 года и пережитое, он вопреки всему не ощущает себя стариком.
Обсуждение фильма началось с выступления Юлия Эдельштейна. Он говорил о том, что его семья в годы войны находилась в гетто Шаргорода в румынской зоне оккупации, на противоположном берегу в немецкой зоне оккупации все евреи были уничтожены. Он высоко оценил представленный фильм и сожалеет, что многое из истории Холокоста не зафиксировано, несмотря на все предпринимаемые попытки.
Целый ряд вопросов был задан молодыми людьми из стран СНГ, присутствовавшими на встрече. В частности, один из вопросов касался осведомленности близких к Сушону людей о Холокосте в СССР. В ответ Сушон рассказал о том, что эта тема была закрытой в СССР и в Госплане, где он работал, эта тема даже не упоминалась. И только пережившие Катастрофу при встречах упоминали о ней в разговорах между собой. Целые послевоенные поколения были лишены правды о том, что произошло с евреями на оккупированных территориях. Попытки провести церемонии памяти в местах массовых расстрелов и захоронений евреев, жертв Холокоста, заканчивались преследованием участников таких встреч, вплоть до арестов. Между тем, размеры Катастрофы не поддаются здравому осмыслению. В совокупности по всей оккупированной территории СССР только 3-5% евреев выжили. На нынешнем этапе крайне важно довести до сознания людей разных народов, что все люди равны. Межнациональные конфликты времен Второй мировой войны, и ныне связанные с распадом СССР на Кавказе, в Центральной Азии, Молдавии не должны повторяться впредь.
Еще один вопрос, заданный на презентации, касался взаимоотношений населения с людьми, вернувшимися из гетто и концлагерей после освобождения Красной армией. По свидетельству Сушона уцелевшие в Холокосте были восприняты населением с непониманием, удивлением и враждой. Дома вернувшихся евреев уже были заняты другими людьми, и они полагали, что и дома, и имущество- это их собственность. Для некоторых, чудом уцелевших в Холокосте, это закончилось трагически. Встретив такое непонимание и враждебность, нежелание вернуть им жилье и имущество после всего ими пережитого эти люди прибегали к самоубийству. Были судебные процессы против тех, кто совершил преступные деяния против евреев в годы войны, но таких было мало. Если бы можно было рассмотреть все такие преступления местного населения против евреев в годы войны, то значительную часть населения Одессы надо было бы судить. Немецкая пропаганда и местные коллаборационисты сыграли в процессе разжигания ненависти к евреям значительную роль. К тому же к началу войны немецкая армия была намного сильнее, чем советская и противостояние на начальном этапе войны было почти бесполезным. И только затем ценой огромных жертв и усилий народа удалось переломить ситуацию. Это привело к изменению политики Румынии, отказавшейся в ходе немецких поражений, особенно под Сталинградом, от массового истребления евреев в Транснистрии. Ведь первоначально нацистский фюрер Румынии Антонеску призывал ╚очистить╩ Одессу от евреев (впрочем, как и всю Транснистрию!). Ведь только в концлагере Богдановка погибли 54 тысячи евреев. Преступления румынских нацистов так и не получили должной оценки в мировом сообществе, и Румыния до настоящего времени не принесла своих извинений еврейскому народу за преступное прошлое. В этом смысле, важно напомнить, что Германия сделала все возможное, чтобы не только признать свою вину, но и осуществить глобальное изменение в умонастроениях своего народа. Главное, что это сделано и на законодательном уровне в Германии.
На вопрос об условиях жизни в Акмечетке √ лагере смерти, Сушон рассказал о том, что в клетку свинарника, где до войны находилась свиноматка с поросятами, их загнали 8 человек. Там не было никаких подстилок для сна, практически их не кормили, за водой возили по 10 человек на расстояние до километра на повозке, и порой охрана убивала кого-то из них по дороге. Людей использовали на сельскохозяйственных работах. О сопротивлении не могло идти речи, т.к. в селах вокруг лагеря были очереди среди молодежи в добровольческие формирования, помогающие немецкой армии. Только победы Красной армии отрезвили людей, они же и способствовали спасению оставшихся в живых к тому времени евреев.
Был вопрос и о самых страшных моментах, пережитых Сергеем, их было множество. Сергей посоветовал прочитать книгу ╩Рожденные страдать╩, подготовленную благотворительным фондом ╚Роза пустыни╩ (Нидерланды) и книгу его покойного родного брата Леонида Сушона ╚Транснистрия: евреи в аду╩. Он рассказал, как его до потери сознания избивал палкой немецкий колонист ни за что, как тот же колонист насиловал на хуторе еврейских девушек, а затем его жена их избивала, как многие из пострадавших сходили с ума. Эти рассказы неисчерпаемы и лучше было бы не знать и не помнить об этом. Но как можно такое забыть?