Статья была напечатана 26 апреля 2007 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон"
Александр Вишневецкий
Евреи пришли на территорию Ханаана в 12 веке до новой эры. Они говорили на языке, понятном семитам - ханнанейцам , и потому далеко не всегда освоение ими новых территорий происходило военным путем - современная историческая наука считает, что в ряде случаев местные племена просто сливались с осевшими на этих землях пришельцами. Поэтому не исключено, что часть позднего населения Израиля была ханаанского или смешанного происхождения. Из древнейших семитских городов-государств Ханаана, о которых мы знаем по письменному наследию и благодаря этому можем судить об их языке, культуре, истории, религии и быте, прежде всего, следует упомянуть Эблу и Угарит. Их к моменту прихода израильтян в Ханаан уже не существовало. Так, Угарит был уничтожен «народами моря» около 1200 года до новой эры,- но оставшееся население Ханаана сохранило язык и традиции. Евреи многое заимствовали у своих предшественников, более ранних и развитых городов – государств, культура которых не исчезла в одночасье. |
Древний Израиль и Угарит имели общность культурного и языкового пространства. По угаритским источникам мы можем получить представление о культуре Израиля в самый ранний период его существования. Современный израильтянин легко мог бы освоить язык Угарита, где множество слов совпадало с используемыми в современном иврите - правда, нам трудно судить , какова была фонетика угаритского языка. Угарит был расположен на перекрестке многих торговых путей древности, он был космополитическим государством со многими этническими группами. Поэтому лите ратурные и религиозные тексты Угарита отражают не только местную культуру - возможно, они представляют наслоение многих древних традиций. Особенность еврейской цивилизации - в отказе от многобожия (пантеона богов) Угарита и Эблы и переходе к единобожию, в детальной систематизации и дальнейшем творческом развитии того, что накопили предшествующие семитские культуры городов - государств. Самое старое письменное свидетельство о городе Угарит найдено в некоторых текстах соседнего города – государства Эбла, написанных приблизительно в 1800 году до новой эры. Угарит, древний город - порт, существовавший с 23 по 12 века до новой эры. Его руины ныне находятся недалеко от сирийского города Латакия. Как государство он существовал с 18 столетия до новой эры, а с 1450 по 1200 годы до новой эры достиг пика своего развития. В это время наряду с традиционным семитским населением в городе жили хурриты - древние племена, принадлежавшие к группе народов северокавказской языковой семьи. Обнаруженный в царском дворце Угарита архив представляет важный исторический материал, проливающий свет на социальную и экономическую жизнь Ханаана того времени. Д ворец, храмы, произведения искусства и множество найденных предметов, позволяют судить о материальной культуре и развитых торговых связях Угарита . Систематические раскопки древнего Угарита начались с 1929 года французской археологической экспедицией под руководством Клода Шеффера. Город располагался на холме, на расстоянии более километра от залива, носившего в древности название Белая гавань, на площади более двадцати гектаров. На территории его акрополя ( центральная укреплённая часть города) находились царский дворец, храмы, библиотеки, административные здания и ремесленные мастерские. В северной части города находятся остатки двух храмов богов — Баала и Дагона, располагавшихся на небольшом расстоянии друг от друга. Они были построены в форме башен и были видны издалека. Между ними на самой высокой точке холма находился дом Великого жреца, где была найдена дворцовая библиотека с большим количеством табличек из глины, заполненных клинописью, - государственные договоры, личная переписка царей Угарита, мифологические и исторические документы. Позднее были также найдены частные архивы с литературными и юридическими текстами. Царский дворец - крупнейший из когда-либо обнаруженных на Ближнем Востоке . Отдельно от самого дворца, находилась приемная, один зал для гарнизона дворца, квартира королевы-матери. Дворец занимал площадь в 7000 квадратных метров. Согласно существующей тогда традиции в подвале дворца имелся некрополь. Дворец включал защищенный вход, тронный зал, колодцы и сад. В зданиях города находились дома старших гражданских служащих и жилища рядовых ремесленников. В большинстве домов, были обнаружены могилы под полами или во дворах, что свидетельствует об особом внимании, уделяемом мертвым. Угарит был разделен на различные жилые кварталы, в каждом обиталище был подвал для хранения продуктов, там же находились сооружения для водоснабжения (шахты, трубопроводы). Жилые кварталы включали также здания, где работали ремесленники. В каждом квартале был небольшой храм. Цари Угарита, согласно представлениям того времени, были избранниками наиболее почитаемых богов. Они руководили администрацией и армией, осуществляли правосудие. Окружение царя состояло из его семьи и высокопоставленных лиц. Государство было разделено на округа, местная администрация находилась в руках представителей царской власти. Угаритское общество делилось на две группы: « люди царя» и « сыновья Угарита». Первые – горожане, связанные своими профессиями с дворцом: администраторы, ремесленники, торговцы. Вторая группа состояла главным образом из сельских жителей, работающих на собственных полях. Угарит был аграрной страной с добротными сельскохозяйственными почвами, пригодными для культур Средиземноморья - злаков, виноградников, оливковых деревьев. Поля либо принадлежали дворцу, либо были владением частных лиц. Рядом с группой свободных людей в Угарите имелись также рабы , но их число было невелико . Население города составляло около 10000 человек. На обрабатываемых землях вблизи от города проживало еще несколько десятков тысяч человек. Угарит занимал географическое положение, очень выгодное для морской торговли: это был единственный порт северо -восточного побережья Средиземного моря, морской рынок сбыта. Велась также активная наземная торговля вдоль средиземноморского побережья и внутрь земель Месопотамии (междуречья Тигра и Е фрата). Угарит получал от этой деятельности значительные выгоды, что позволило городу стать одним из самых богатых в регионе. Торговля велась различными товарами, экспортируемыми Угаритом: вином, оливковым маслом, текстилем. Такие товары, как кипрская медь или другие металлы из Анатолии, поступали через порт Угарита в более удаленные города и страны. Торговля текстилем, слоновой костью, серебром, оружием велась с городами Месопотамии, Средиземноморья, Египта . Мелкие предприятия Угарита производили глиняную посуду, выплавляли металлы, изготовляли золотые и серебряные украшения, изделия из слоновой костью, текстиль, стекло. Часть продукции шла на экспорт. Обнаружены мастерские металлургов, золотых и серебряных дел мастеров, которые изготовляли топоры, ножницы, лезвия, или драгоценности. Мастера использовали бронзу и железо, а более ценные металлы шли на изготовление предметов роскоши. Обнаружены также памятники из камня, многочисленные бронзовые статуэтки, представляющие божества. Торговцы входили в категорию « людей царя», они выполняли службу, касающуюся дворца. Иностранные купцы также устраивались в Угарите, очень притягательном для них городе. Международная дипломатия составляла часть деятельности жителей Угарита, поскольку они были мореходами. Город располагал кораблями и был морской державой. Аккадский в то время был языком, используемым в международной дипломатии, в Угарите найдено множество документов на нем. Царь был главным дипломатом, и он полностью отвечал за международные отношения. Именно в Угарите была изобретена современная письменность. Во время раскопок царского дворца найдено большое количество глиняных табличек, написанных клинописью. Архивы Угарита составляют несколько тысяч глиняных табличек с текстами на аккадском, шумерском, угаритском, и кипро- минойском языке; есть также хеттские, хурритские и египетские надписи. Необходимо отметить что, несмотря на небольшие размеры таблиц (обычно, примерно в пол ладони), письмо в них было довольно изящным и емким. Многие тексты в государственном архиве – административные и экономические документы, письма. Архивы на аккадском и шумерском языке написаны с использованием сотен различных знаков, представляющих силлабическую систему (о снованную на использовании знаков, каждый из которых соответствовал определенному слогу или нескольким слогам) . Такое письмо было обнаружено и в Эбле, культура которой предшествующей по времени Угариту. Но в Угарите было найдено много таблиц и надписей с полностью неизвестными клинописными знаками, состоящими только из 30 разновидностей, где клинопись была использована в качестве своего рода алфавита для передачи согласных букв. Эта запись было самой старой алфавитной системой, из когда-либо обнаруженных! Вместо слогового письма, требовавшего знаний огромного числа комбинаций и соответствующих им символов, что затрудняло распространение письма и требовало длительного обучения, здесь использовалась более простая письменная форма, представляющая человеческую речь из конечного числа звуков и соответствующих им символов. Отныне любой человек мог быстро освоить письмо, научиться читать и писать. Для осознания возможности такого простого перехода от слогового к отдельному звуковому письму понадобилось около двух тысячелетий, начиная от первой в истории человечества письменной цивилизации шумеров. Это письмо, примененное в Угарите, как и ивритское, состояло из согласных - только позднее древние греки добавили в него гласные. Угаритская письменность выполнена клинописью, которая сводилась к выдавливанию знаков на мягкой глине. К стандартным 22 буквам были добавлены еще несколько для передачи недостающих звуков (фонетика угаритского языка была богаче, чем у иврита), доведя общее число знаков до 30. Из них 27 предназначались для согласных, а три дополнительных знака служили для ввода трех основных семитских гласных - «a», «i», «u». При этом прослеживается тенденция к использованию 22 знаков для согласных, как и в еврейском алфавите. Морфология (раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов) - типично семитская с сохранением падежей и наклонений и с развитой системой пород глагола. Лексика (с ловарный состав языка) - семитская с заимствованиями из хурритского языка. У гаритский текст писался в направлении слева направо. Слова обычно отделялись друг от друга вертикальным клином. Алфавит имел стандартизованный порядок знаков, который, в основном, совпадает с их обычной последовательностью, как это принято в иврите. Угаритский алфавит появился в XIV веке до новой эры, он дешифрован в 1930 французскими учёными Э. Дормом и Ш. Виролло, а также их немецким коллегой Х. Бауэром. Язык Угарита – семитский, он находится в тесной лингвистической связи с танахическим ивритом. Важно то, что произношение угаритских слов во многих случаях представлено посредством слоговой клинописи, а их смысловое значение истолковано посредством других языков - от шумерского до аккадского. Благодаря этому появ илась возможность правильного перевода трудных ивритских слов и выражений в ТАНАХе, что облегчает толкование древних текстов. По своей ритмической структуре угаритская поэзия сходна с танахической, и потому знание угаритского языка очень полезно для интерпретации трудных поэтических текстов ТАНАХа. Все глиняные таблицы, найденные в Угарите, были написаны в период его максимального расцвета (приблизительно 1300-1200 годах до нашей эры), но они намного старше как по происхождению, так и по своему содержанию. Писари должны были знать аккадский, дипломатический язык древности (кстати, также из семитской группы) помимо их родного угаритского. Писари изучали другие языки и писали деловые документы на них. Тексты, присущие Угариту, были составлены на местном языке, среди них большое место занимают мифологические произведения, из которых наиболее знаменитым является цикл о боге Баале. Административные акты внутренних дел также написаны на угаритском, лишь немногие - на аккадском языке. Тексты, связанные с международными сделками, составлены исключительно на аккадском, он также использовался в судебных документах. Угаритские литературные тексты включают произведения как религиозного, так и исторического характера: грамоты, письма, наставления по лечению лошадей, молитвы, гимны, заклинания, народные сказания, стихотворные произведения. Эти тексты - важнейший источник, как изучения литературы древнего Ханаана, так и истории зарождения танахической литературы. Исследователи давно обратили внимание на их языковую, литературную близость и наличие параллелей с текстами ТАНАХа. Глубокое различие между религией Угарита с его пантеоном богов и монотеистической еврейской верой периода создания Танаха не исключает, тем не менее, сходства религиозных и культовых понятий, терминологии, вопросов, связанных с проведением обрядов. Исследователи обратили внимание на то, что имена богов угаритского пантеона встречаются в Торе как относящиеся к Б - гу Израиля. Еврейские богословы приняли названия богов Ханаана и приписывали их своему Б-гу, чтобы устранить остальных богов Угарита. Если Вс-вышний представляет собой всех богов, то нет никакой потребности в существовании остальных божеств. Помимо главного бога в Угарите были также меньшие боги, богини, ангелы и демоны. Многобожие Угарита выражено через понятия главного бога и его жены (Эль и Ашера); семьдесят божественных детей, главного помощника и служащих божественного домашнего хозяйства ангелов (другими словами, посыльных богов). Самыми важными из этих божественных детей был Ваал, Ашера, его жена, Ям (бог моря) и Мот (бог смерти). Напомню, что Ям на иврите означает море, и Мот – смерть. Ханаанские боги олицетворяли плодородие, смену времен года, грозу и другие явления природы. Эта модель божественной семьи прошла множество замен в раннем Израиле. В самой древней стадии еврейский Б - г был одним из этих семидесяти детей Эля. В этом начальном подходе каждый член божественной семьи представляет собственную нацию: Израиль был представлен Б-гом. Хотя боги рассматривались как источники благ, в Угарите им приписывались низменные страсти: зависть, жестокость, распутство и пьянство. Эль, представленный как отец богов был вытеснен затем у угаритов Баалом. Эль - также одно из имен Б - га, используемого во многих еврейских псалмах. Некоторые израильтяне рассматривали своего единого Б-га как властелина пустыни, и когда они прибыли в Ханаан, решили принять Баала - бога изобилия и плодородия. Для этих израильтян их Б-г был полезен в пустыне, но они не ждали от него большой помощи в Ханаане. Еврейский Б-г был известен в Угарите как один из сыновей Эля. Главный бог Угарита - Баал, наиболее часто встречаемый герой мифологических текстов, выступает в угаритских мифах как умирающий и воскресающий бог природы. Так как Баал – бог плодородия, значение этого мифа понятно: поскольку при смене времен года растительность умирает; он также погибает, а когда рождается заново, возрождается и мир, т.е. его жизнь увязана с временными циклами в природе. Не так с Б – гом израильтян, поскольку он всегда жив и деятелен. По мифологии Угарита, Баала убивает Мот, и Баал остается мертвым до весны следующего года. Его победа над смертью праздновалась как его восхождение на божественный престол. В Танахе также празднуют возведение на престол Яхве. Главное различие между мифом Угарита и танахическими гимнами - то, что положение Б - га является вечным и непрерывным. Религиозные ритуалы в Угарите было по существу пьяной оргией, в которой священники и верующие баловались чрезмерным питьем алкоголя и сексуальной распущенностью . Это потому, что верующие пытались убедить Баала послать дождь на их посевы зерновых, а дождь, как и сперма, почитались в древнем мире как субстанции, производящие плоды. Возможно, именно поэтому священникам Израиля было запрещено пить вино, производя любые ритуалы, а женщинам запрещалось участвовать в ритуальных молитвах. В Угарите были обнаружены каменные памятники, которые подтверждают, что люди там поклонялись их скончавшимся близким. В таблицах Угарита описывают верующих, плачущих по покойникам в надеждах, что горе вызовет у богов желание послать умерших назад на землю, чтобы они жили снова. Пророки ТАНАХа выступили против аналогичного поведения израильтян, они презирали такие взгляды, так как видели в них недостаточное доверие к Б – гу, который является Властелином живых, а не повелителем мертвых. Во многих угаритских текстах Эль был описан как бык или человек. Израильтяне многое заимствовали из искусства, архитектуры и музыки от их соседей по Ханаану. Но они отказались распространить полученные навыки и знания на изображения Б-га и людей, соблюдая заповедь «Не сотвори себе кумира». Примеров сходства текстов ТАНАХа и источников Угарита можно привести много. Следует, например, отметить, что в Торе обнаруживаются элементы мифа, полная версия которого известна из угаритской литературы: он повествует о борьбе Баала с морским чудовищем — Левиафаном. Титул правителей в Угарите назывался «топет», что близко к ивритовскому слову «шофет» (судья). В произведениях из Угарита встречаются «молоко и мед» как символы изобилия, что также перекликается с Торой. История потопа также отображена в литературе Угарита. Некоторые псалмы ТАНАХа, как считают специалисты, были просто заимствованы из угаритских источников. Еще одна интересная параллель между Израилем и Угаритом - это ежегодный ритуал, известный как отсылка в пустыню "козлов отпущения". В этом ритуале общинный грех первосвященник помещал мысленно на голову козла, которого затем направлял с человеком в пустыню, откуда козел уже не возвращался. С читалось, что так грех был исключен из общества. Мне бы хотелось привести здесь несколько документов того времени. Вот текст на глиняной табличке, свидетельство боли и горя:
|
Мои братья купались в крови, как сумасшедшие.
Я съел мой камень, как хлеб.
И для питья, я выпил моей крови.
Мои слезы заменили мою пищу…
Вот отрывок из письма с обращением к властям. В нем автор с горечью пишет:
Бедные стали богатыми.
Мудрые - в отчаянии.
Наш урожай зерна украден.
Виноградник находится в руинах.
И наш город был разрушен…
И, наконец, на одной из этих глиняных табличек вечное напоминание
мужчинам, писанное более 3000 лет назад «Не рассказывай свой жене, где
ты скрываешь свои деньги».
Читая эти древнейшие документы можно с основанием утверждать, что пока существует человек, его проблемы практически не меняются.
|
к списку статей | фотографии к статье |