Статья была напечатана 26 апреля 2007 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон"
Александр Вишневецкий
|
Евреи пришли на территорию Ханаана в 12 веке до новой эры. Они говорили на языке, понятном семитам - ханнанейцам , и потому далеко не всегда освоение ими новых территорий происходило военным путем - современная историческая наука считает, что в ряде случаев местные племена просто сливались с осевшими на этих землях пришельцами. Поэтому не исключено, что часть позднего населения Израиля была ханаанского или смешанного происхождения. Из древнейших семитских городов-государств Ханаана, о которых мы знаем по письменному наследию и благодаря этому можем судить об их языке, культуре, истории, религии и быте, прежде всего, следует упомянуть Эблу и Угарит. Их к моменту прихода израильтян в Ханаан уже не существовало. Так, Угарит был уничтожен «народами моря» около 1200 года до новой эры,- но оставшееся население Ханаана сохранило язык и традиции. Евреи многое заимствовали у своих предшественников, более ранних и развитых городов – государств, культура которых не исчезла в одночасье. |
|
Древний Израиль и Угарит имели общность культурного и языкового пространства. По угаритским источникам мы можем получить представление о культуре Израиля в самый ранний период его существования. Современный израильтянин легко мог бы освоить язык Угарита, где множество слов совпадало с используемыми в современном иврите - правда, нам трудно судить , какова была фонетика угаритского языка. Угарит был расположен на перекрестке многих торговых путей древности, он был космополитическим государством со многими этническими группами. Поэтому лите ратурные и религиозные тексты Угарита отражают не только местную культуру - возможно, они представляют наслоение многих древних традиций. Особенность еврейской цивилизации - в отказе от многобожия (пантеона богов) Угарита и Эблы и переходе к единобожию, в детальной систематизации и дальнейшем творческом развитии того, что накопили предшествующие семитские культуры городов - государств. Самое старое письменное свидетельство о городе Угарит найдено в некоторых текстах соседнего города – государства Эбла, написанных приблизительно в 1800 году до новой эры. Угарит, древний город - порт, существовавший с 23 по 12 века до новой эры. Его руины ныне находятся недалеко от сирийского города Латакия. Как государство он существовал с 18 столетия до новой эры, а с 1450 по 1200 годы до новой эры достиг пика своего развития. В это время наряду с традиционным семитским населением в городе жили хурриты - древние племена, принадлежавшие к группе народов северокавказской языковой семьи. Обнаруженный в царском дворце Угарита архив представляет важный исторический материал, проливающий свет на социальную и экономическую жизнь Ханаана того времени. Д ворец, храмы, произведения искусства и множество найденных предметов, позволяют судить о материальной культуре и развитых торговых связях Угарита . Систематические раскопки древнего Угарита начались с 1929 года французской археологической экспедицией под руководством Клода Шеффера. Город располагался на холме, на расстоянии более километра от залива, носившего в древности название Белая гавань, на площади более двадцати гектаров. На территории его акрополя ( центральная укреплённая часть города) находились царский дворец, храмы, библиотеки, административные здания и ремесленные мастерские. В северной части города находятся остатки двух храмов богов — Баала и Дагона, располагавшихся на небольшом расстоянии друг от друга. Они были построены в форме башен и были видны издалека. Между ними на самой высокой точке холма находился дом Великого жреца, где была найдена дворцовая библиотека с большим количеством табличек из глины, заполненных клинописью, - государственные договоры, личная переписка царей Угарита, мифологические и исторические документы. Позднее были также найдены частные архивы с литературными и юридическими текстами. Царский дворец - крупнейший из когда-либо обнаруженных на Ближнем Востоке . Отдельно от самого дворца, находилась приемная, один зал для гарнизона дворца, квартира королевы-матери. Дворец занимал площадь в 7000 квадратных метров. Согласно существующей тогда традиции в подвале дворца имелся некрополь. Дворец включал защищенный вход, тронный зал, колодцы и сад. В зданиях города находились дома старших гражданских служащих и жилища рядовых ремесленников. В большинстве домов, были обнаружены могилы под полами или во дворах, что свидетельствует об особом внимании, уделяемом мертвым. Угарит был разделен на различные жилые кварталы, в каждом обиталище был подвал для хранения продуктов, там же находились сооружения для водоснабжения (шахты, трубопроводы). Жилые кварталы включали также здания, где работали ремесленники. В каждом квартале был небольшой храм. Цари Угарита, согласно представлениям того времени, были избранниками наиболее почитаемых богов. Они руководили администрацией и армией, осуществляли правосудие. Окружение царя состояло из его семьи и высокопоставленных лиц. Государство было разделено на округа, местная администрация находилась в руках представителей царской власти. Угаритское общество делилось на две группы: « люди царя» и « сыновья Угарита». Первые – горожане, связанные своими профессиями с дворцом: администраторы, ремесленники, торговцы. Вторая группа состояла главным образом из сельских жителей, работающих на собственных полях. Угарит был аграрной страной с добротными сельскохозяйственными почвами, пригодными для культур Средиземноморья - злаков, виноградников, оливковых деревьев. Поля либо принадлежали дворцу, либо были владением частных лиц. Рядом с группой свободных людей в Угарите имелись также рабы , но их число было невелико . Население города составляло около 10000 человек. На обрабатываемых землях вблизи от города проживало еще несколько десятков тысяч человек. Угарит занимал географическое положение, очень выгодное для морской торговли: это был единственный порт северо -восточного побережья Средиземного моря, морской рынок сбыта. Велась также активная наземная торговля вдоль средиземноморского побережья и внутрь земель Месопотамии (междуречья Тигра и Е фрата). Угарит получал от этой деятельности значительные выгоды, что позволило городу стать одним из самых богатых в регионе. Торговля велась различными товарами, экспортируемыми Угаритом: вином, оливковым маслом, текстилем. Такие товары, как кипрская медь или другие металлы из Анатолии, поступали через порт Угарита в более удаленные города и страны. Торговля текстилем, слоновой костью, серебром, оружием велась с городами Месопотамии, Средиземноморья, Египта . Мелкие предприятия Угарита производили глиняную посуду, выплавляли металлы, изготовляли золотые и серебряные украшения, изделия из слоновой костью, текстиль, стекло. Часть продукции шла на экспорт. Обнаружены мастерские металлургов, золотых и серебряных дел мастеров, которые изготовляли топоры, ножницы, лезвия, или драгоценности. Мастера использовали бронзу и железо, а более ценные металлы шли на изготовление предметов роскоши. Обнаружены также памятники из камня, многочисленные бронзовые статуэтки, представляющие божества. Торговцы входили в категорию « людей царя», они выполняли службу, касающуюся дворца. Иностранные купцы также устраивались в Угарите, очень притягательном для них городе. Международная дипломатия составляла часть деятельности жителей Угарита, поскольку они были мореходами. Город располагал кораблями и был морской державой. Аккадский в то время был языком, используемым в международной дипломатии, в Угарите найдено множество документов на нем. Царь был главным дипломатом, и он полностью отвечал за международные отношения. Именно в Угарите была изобретена современная письменность. Во время раскопок царского дворца найдено большое количество глиняных табличек, написанных клинописью. Архивы Угарита составляют несколько тысяч глиняных табличек с текстами на аккадском, шумерском, угаритском, и кипро- минойском языке; есть также хеттские, хурритские и египетские надписи. Необходимо отметить что, несмотря на небольшие размеры таблиц (обычно, примерно в пол ладони), письмо в них было довольно изящным и емким. Многие тексты в государственном архиве – административные и экономические документы, письма. Архивы на аккадском и шумерском языке написаны с использованием сотен различных знаков, представляющих силлабическую систему (о снованную на использовании знаков, каждый из которых соответствовал определенному слогу или нескольким слогам) . Такое письмо было обнаружено и в Эбле, культура которой предшествующей по времени Угариту. Но в Угарите было найдено много таблиц и надписей с полностью неизвестными клинописными знаками, состоящими только из 30 разновидностей, где клинопись была использована в качестве своего рода алфавита для передачи согласных букв. Эта запись было самой старой алфавитной системой, из когда-либо обнаруженных! Вместо слогового письма, требовавшего знаний огромного числа комбинаций и соответствующих им символов, что затрудняло распространение письма и требовало длительного обучения, здесь использовалась более простая письменная форма, представляющая человеческую речь из конечного числа звуков и соответствующих им символов. Отныне любой человек мог быстро освоить письмо, научиться читать и писать. Для осознания возможности такого простого перехода от слогового к отдельному звуковому письму понадобилось около двух тысячелетий, начиная от первой в истории человечества письменной цивилизации шумеров. Это письмо, примененное в Угарите, как и ивритское, состояло из согласных - только позднее древние греки добавили в него гласные. Угаритская письменность выполнена клинописью, которая сводилась к выдавливанию знаков на мягкой глине. К стандартным 22 буквам были добавлены еще несколько для передачи недостающих звуков (фонетика угаритского языка была богаче, чем у иврита), доведя общее число знаков до 30. Из них 27 предназначались для согласных, а три дополнительных знака служили для ввода трех основных семитских гласных - «a», «i», «u». При этом прослеживается тенденция к использованию 22 знаков для согласных, как и в еврейском алфавите. Морфология (раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов) - типично семитская с сохранением падежей и наклонений и с развитой системой пород глагола. Лексика (с ловарный состав языка) - семитская с заимствованиями из хурритского языка. У гаритский текст писался в направлении слева направо. Слова обычно отделялись друг от друга вертикальным клином. Алфавит имел стандартизованный порядок знаков, который, в основном, совпадает с их обычной последовательностью, как это принято в иврите. Угаритский алфавит появился в XIV веке до новой эры, он дешифрован в 1930 французскими учёными Э. Дормом и Ш. Виролло, а также их немецким коллегой Х. Бауэром. Язык Угарита – семитский, он находится в тесной лингвистической связи с танахическим ивритом. Важно то, что произношение угаритских слов во многих случаях представлено посредством слоговой клинописи, а их смысловое значение истолковано посредством других языков - от шумерского до аккадского. Благодаря этому появ илась возможность правильного перевода трудных ивритских слов и выражений в ТАНАХе, что облегчает толкование древних текстов. По своей ритмической структуре угаритская поэзия сходна с танахической, и потому знание угаритского языка очень полезно для интерпретации трудных поэтических текстов ТАНАХа. Все глиняные таблицы, найденные в Угарите, были написаны в период его максимального расцвета (приблизительно 1300-1200 годах до нашей эры), но они намного старше как по происхождению, так и по своему содержанию. Писари должны были знать аккадский, дипломатический язык древности (кстати, также из семитской группы) помимо их родного угаритского. Писари изучали другие языки и писали деловые документы на них. Тексты, присущие Угариту, были составлены на местном языке, среди них большое место занимают мифологические произведения, из которых наиболее знаменитым является цикл о боге Баале. Административные акты внутренних дел также написаны на угаритском, лишь немногие - на аккадском языке. Тексты, связанные с международными сделками, составлены исключительно на аккадском, он также использовался в судебных документах. Угаритские литературные тексты включают произведения как религиозного, так и исторического характера: грамоты, письма, наставления по лечению лошадей, молитвы, гимны, заклинания, народные сказания, стихотворные произведения. Эти тексты - важнейший источник, как изучения литературы древнего Ханаана, так и истории зарождения танахической литературы. Исследователи давно обратили внимание на их языковую, литературную близость и наличие параллелей с текстами ТАНАХа. Глубокое различие между религией Угарита с его пантеоном богов и монотеистической еврейской верой периода создания Танаха не исключает, тем не менее, сходства религиозных и культовых понятий, терминологии, вопросов, связанных с проведением обрядов. Исследователи обратили внимание на то, что имена богов угаритского пантеона встречаются в Торе как относящиеся к Б - гу Израиля. Еврейские богословы приняли названия богов Ханаана и приписывали их своему Б-гу, чтобы устранить остальных богов Угарита. Если Вс-вышний представляет собой всех богов, то нет никакой потребности в существовании остальных божеств. Помимо главного бога в Угарите были также меньшие боги, богини, ангелы и демоны. Многобожие Угарита выражено через понятия главного бога и его жены (Эль и Ашера); семьдесят божественных детей, главного помощника и служащих божественного домашнего хозяйства ангелов (другими словами, посыльных богов). Самыми важными из этих божественных детей был Ваал, Ашера, его жена, Ям (бог моря) и Мот (бог смерти). Напомню, что Ям на иврите означает море, и Мот – смерть. Ханаанские боги олицетворяли плодородие, смену времен года, грозу и другие явления природы. Эта модель божественной семьи прошла множество замен в раннем Израиле. В самой древней стадии еврейский Б - г был одним из этих семидесяти детей Эля. В этом начальном подходе каждый член божественной семьи представляет собственную нацию: Израиль был представлен Б-гом. Хотя боги рассматривались как источники благ, в Угарите им приписывались низменные страсти: зависть, жестокость, распутство и пьянство. Эль, представленный как отец богов был вытеснен затем у угаритов Баалом. Эль - также одно из имен Б - га, используемого во многих еврейских псалмах. Некоторые израильтяне рассматривали своего единого Б-га как властелина пустыни, и когда они прибыли в Ханаан, решили принять Баала - бога изобилия и плодородия. Для этих израильтян их Б-г был полезен в пустыне, но они не ждали от него большой помощи в Ханаане. Еврейский Б-г был известен в Угарите как один из сыновей Эля. Главный бог Угарита - Баал, наиболее часто встречаемый герой мифологических текстов, выступает в угаритских мифах как умирающий и воскресающий бог природы. Так как Баал – бог плодородия, значение этого мифа понятно: поскольку при смене времен года растительность умирает; он также погибает, а когда рождается заново, возрождается и мир, т.е. его жизнь увязана с временными циклами в природе. Не так с Б – гом израильтян, поскольку он всегда жив и деятелен. По мифологии Угарита, Баала убивает Мот, и Баал остается мертвым до весны следующего года. Его победа над смертью праздновалась как его восхождение на божественный престол. В Танахе также празднуют возведение на престол Яхве. Главное различие между мифом Угарита и танахическими гимнами - то, что положение Б - га является вечным и непрерывным. Религиозные ритуалы в Угарите было по существу пьяной оргией, в которой священники и верующие баловались чрезмерным питьем алкоголя и сексуальной распущенностью . Это потому, что верующие пытались убедить Баала послать дождь на их посевы зерновых, а дождь, как и сперма, почитались в древнем мире как субстанции, производящие плоды. Возможно, именно поэтому священникам Израиля было запрещено пить вино, производя любые ритуалы, а женщинам запрещалось участвовать в ритуальных молитвах. В Угарите были обнаружены каменные памятники, которые подтверждают, что люди там поклонялись их скончавшимся близким. В таблицах Угарита описывают верующих, плачущих по покойникам в надеждах, что горе вызовет у богов желание послать умерших назад на землю, чтобы они жили снова. Пророки ТАНАХа выступили против аналогичного поведения израильтян, они презирали такие взгляды, так как видели в них недостаточное доверие к Б – гу, который является Властелином живых, а не повелителем мертвых. Во многих угаритских текстах Эль был описан как бык или человек. Израильтяне многое заимствовали из искусства, архитектуры и музыки от их соседей по Ханаану. Но они отказались распространить полученные навыки и знания на изображения Б-га и людей, соблюдая заповедь «Не сотвори себе кумира». Примеров сходства текстов ТАНАХа и источников Угарита можно привести много. Следует, например, отметить, что в Торе обнаруживаются элементы мифа, полная версия которого известна из угаритской литературы: он повествует о борьбе Баала с морским чудовищем — Левиафаном. Титул правителей в Угарите назывался «топет», что близко к ивритовскому слову «шофет» (судья). В произведениях из Угарита встречаются «молоко и мед» как символы изобилия, что также перекликается с Торой. История потопа также отображена в литературе Угарита. Некоторые псалмы ТАНАХа, как считают специалисты, были просто заимствованы из угаритских источников. Еще одна интересная параллель между Израилем и Угаритом - это ежегодный ритуал, известный как отсылка в пустыню "козлов отпущения". В этом ритуале общинный грех первосвященник помещал мысленно на голову козла, которого затем направлял с человеком в пустыню, откуда козел уже не возвращался. С читалось, что так грех был исключен из общества. Мне бы хотелось привести здесь несколько документов того времени. Вот текст на глиняной табличке, свидетельство боли и горя:
|
Мои братья купались в крови, как сумасшедшие.
Я съел мой камень, как хлеб.
И для питья, я выпил моей крови.
Мои слезы заменили мою пищу…
Вот отрывок из письма с обращением к властям. В нем автор с горечью пишет:
Бедные стали богатыми.
Мудрые - в отчаянии.
Наш урожай зерна украден.
Виноградник находится в руинах.
И наш город был разрушен…
| И, наконец, на одной из этих глиняных табличек вечное напоминание
мужчинам, писанное более 3000 лет назад «Не рассказывай свой жене, где
ты скрываешь свои деньги».
Читая эти древнейшие документы можно с основанием утверждать, что пока существует человек, его проблемы практически не меняются.
|
| к списку статей | фотографии к статье |