Поколение, потерявшее страх

Статья была напечатана 27 октября 2005 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон"

Александр Вишневецкий

От первой русской революции 1905 года нас отделяет ровно сто лет. Между тем, в судьбе евреев Российской империи  революция 1905 года и ее поражение сыграли решающую роль, как в подъеме национального самосознания, так и в огромной эмиграции евреев из России, преимущественно в США. Массовые выступления в Российской империи в 1905 году были направлены против отсутствия свобод и тяжелого экономического положения рабочих и крестьян, еще более ухудшившегося в связи с поражением России в русско-японской войне 1904 года. Чтобы отвести угрозу свержения режима самодержавия реакционные слои общества целенаправленно разжигали ненависть к евреям. Ближайший советник Александра Третьего, председатель Священного Синода К. Победоносцев в свое время так характеризовал политику царской России в отношении решения еврейского вопроса: одну треть евреев в силу тяжелых ограничений по законам необходимо вынудить покинуть страну, еще одна треть из-за экономических условий вымрет из-за голода, и оставшаяся часть лучших из них (имелись в виду в первую очередь богатые евреи) должна перейти в христианство. Эпоха еврейских погромов в России длилась с 1881 по 1921 год, за этот период прошли 3 волны погромов и страну покинули 1,5 миллиона евреев. Первая волна погромов проходила с 1881 по 1884 годы. Они охватили десятки городов европейской части России, включая Киев, Одессу, Варшаву. Были убитые и раненые, множество еврейских домов было разграблено. Уже тогда возникли первые группы еврейской самообороны.

Жертвы погрома.Кишинев, 1903 год

Жертвы погрома. Кишинев, 1903 год

Вторая волна погромов приходится на 1903 - 1906 годы. Эта волна погромов началась с Кишинёва в апреле 1903 году, где 49 евреев были убиты, многие ранены, имущество разграблено. Волна погромов усилилась вместе с началом первой русской революцией в январе 1905 г. С января до начала октября 1905 г. в Российской империи произошло 54 погрома. После подписания Манифеста 17 октября 1905 г., предоставлявшего населению умеренные политические свободы (но, не евреям!), до сентября 1906 г. произошло около 650 погромов, было убито 3103 еврея и около 20000 ранено. Летом 1905 года были погромы в Житомире (11 мая), в Киеве (23 июля) и в других городах и местечках. В Мелитополе и Симферополе еврейской самообороне удалось остановить громил и прекратить погром. Большая часть погромов произошла на территории Украины уже после опубликования царского манифеста 17 октября 1905 г. и продолжались около двух недель. Наиболее жестокие погромы произошли в крупных городах: в Одессе (800 евреев убито и 5000 ранено), в Киеве (100 евреев убито и 406 ранено), Екатеринославле(67 евреев убито). Вот небольшая цитата из письма Николая 2-го матери- императрице Марии: "В первые дни после манифеста 1905г нехорошие элементы подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла. Результат получился понятный и обыкновенный у нас: народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех - отсюда еврейские погромы ... " Чего стоит в этом свете нынешняя попытка политиков и церкви России превратить Николая 2 в святого мученика? Третья волна погромов прокатилась по черте оседлости с 1915 по 1921 годы. Во время Гражданской войны на территории бывшей Российской Империи было около 2000 погромов, в которых было убито свыше 100.000 евреев, и более 0,5 миллиона остались без крова. К гибели евреев были причастны Белая и Красная армии и бесчисленные банды. В эти годы еврейская самооборона действовала более эффективно, но выступления против евреев были столь огромными, что самооборона не смогла им противостоять в масштабах страны. Еврейские погромы в России были предвестниками Катастрофы. Размах нападений на евреев в эти годы был столь значительным, что с тех пор русское слово «погром» стало международным. Конечно, масштабы гибели евреев, уничтоженных в это время, не идут ни в какое сравнение с геноцидом евреев во времена Богдана Хмельницкого и тем более с Катастрофой. Но, сам характер этих событий в виде массовых выступлений против евреев забитого и фанатично настроенного населения, провоцируемого властями и поддержанного войсками, полицией, радикальными церковными организациями должен был вызвать невольный ужас у нищего и обездоленного населения черты оседлости. В гениальном произведении Хаима - Нахмана Бялика «Сказание о погроме» написанном на иврите по следам Кишиневского погрома (перевод на русский Зеева Жаботинского) сказано:  Встань, и пройди по городу резни, И тронь своей рукой, и закрепи во взорах

Присохший на стволах и камнях и заборах

Остылый мозг и кровь комками; то - они.

Пройди к развалинам, к зияющим проломам,

К стенам и очагам, разбитым словно громом:

Вскрывая

черноту нагого кирпича,

Глубоко врылся лом крушительным тараном,

И те пробоины подобны черным ранам,

Которым нет целенья и врача.

Ступи - утонет шаг: ты в пух поставил ногу,

В осколки утвари, в отрепья, в клочья книг:

По крохам их копил воловий труд - и миг,

И все разрушено...

 

Знаменитый еврейский писатель Шолом Алейхем находился со своей семьей в октябре 1905 года, в дни опубликования царского манифеста, в Киеве. Уже на следующий день после объявленных «дарованных свобод« начался еврейский погром. В те дни в своих письмах друзьям и близким писатель сообщает о приказе местных властей, согласно которому при попытке евреев защитить себя солдаты должны в них стрелять и разрушать их дома. Солдаты помогали погромщикам грабить, избивать, воровать. И, несмотря на это, евреи защищались. Но, как пишет Шолом Алехем «за каждую жизнь пьяницы, которого мы ликвидировали, когда он пытался лезть к нашим женам и детям, мы теряем 100 невинных душ.…Наша жизнь здесь, сейчас не стоит гроша. Каждую минуту мы находимся под прицелом винтовки драгуна, нагайки казака, дубинки хулигана» (из книги «Шолем Алейхем. Избранные письма» на идиш. Государственное издательство «Дер Эмес» Москва,1941 год). По выражению знаменитого еврейского ученого – историка С. Дубнова, погром стал "постоянным государственным институтом" Российской империи. Тем более парадоксальным и неожиданным явлением стала реакция еврейской молодежи, принявшей в массовом порядке участие в еврейской самообороне. Самооборона не только защищала евреев - она реабилитировала честь еврейского народа и укрепила его достоинство, как в его собственных глазах, так и в глазах других этносов. Выступления самообороны и подвиг ее участников засвидетельствовали на деле, что никому не удастся проливать еврейскую кровь безнаказанно. Это почувствовали все, — и население, и власти, и сами погромщики. Вместо избиения беззащитных людей - отпор, в котором только вмешательство армии, полиции и казаков предотвращали разгром злобствующих бандитов. Но, само вмешательство силовых структур властей демонстрировало всему мировому сообществу истинное лицо царского самодержавия, разоблачало его шовинистическую суть. Погром в Кишиневе 1903 года был неожиданным, и не было оказано достойного сопротивления. После этого погрома видные представители еврейского народа (Ахмад Гаам, С.Дубнов, М.Бен – Ами, Х.Н.Бялик, И.Равницкий) обратились с воззванием к евреям Российской империи: «Братья! Кровь наших братьев в Кишиневе взывает к нам: поднимитесь из праха, перестаньте плакать и молить, перестаньте простирать руки к отвергающих Вас!...Нам нужна повсюду, где мы живем, постоянная организация, готовая встретить врага в первую же минуту и быстро созвать к месту погрома всех, в ком есть силы выстоять перед опасностью…» Уже через несколько месяцев после этого погрома произошел погром в Гомеле при полном одобрении и поддержке полиции и войск. Кишиневский безнаказанный погром здесь не повторился - еврейская самооборона дала погромщикам достойный отпор. В этой связи очень недостойной выглядит попытка А.И.Солженицина в главе «В революцию1905 года» первой части книги «200 лет вместе» свалить вину за погромы на евреев и даже представить евреев как погромщиков. В частности, о погроме в Гомеле сказано со ссылкой на судебное обвинительное заключение по этому погрому, основанное на немедленных полицейских донесениях, что это был «русский погром …, евреи избивали русских и главным образом крестьян, которые... не могли оказать никакого сопротивления как по своей малочисленности по сравнению с еврейской массой, так и по отсутствию средств к самозащите...». Отряды еврейской самообороны безжалостно расстреливались войсками как незаконные вооруженные формирования, их уцелевших участников сажали в тюрьмы и судили. Там, где войска не помогали погромщикам, самооборона успешно отразила нападения громил. Конечно, были недостатки в еврейской самообороне, в её организации и действиях, вызванные молодостью и политической неподготовленностью ее членов, но не это являлось главной причиной ее поражения во многих случаях. Практически повсеместные действия войск, полиции и казаков на стороне погромщиков приводили к невозможности еврейской самообороны противостоять столь крупным силам, она только теряла своих молодых героев. Представление о самообороне того времени можно получить со слов живого очевидца погромов и участника еврейской самообороны тех лет, Моше Каца. Его книга воспоминаний «Поколение, потерявшее страх» (А дор, вос hот фарлойрн ди мойре), написанная на языке идиш к 50-летию первой русской революции была издана в Нью-Йорке в 1956 году. Моше Кац с 1904 года в возрасте не выше 17-18 лет возглавил и организовал еврейскую самооборону города Николаева, и под его руководством было отражено нападение погромщиков в этом городе, а затем он принимал участие в организации самообороны Умани, Одессы, Кишинева, Пинска, Житомира. Узнав о готовящемся еврейском погроме в городе Николаеве от русских рабочих местного судостроительного завода, Моше Кац и его ближайший школьный товарищ сумели за 2-3 недели до назначенной даты погрома 19 февраля 1904 года организовать комитет и вооруженную самооборону. В тот момент они не располагали ничем - ни командой, ни оружием, ни материальными средствами, ни опытом. В быстро изготовленных листовках комитета самообороны имелось обращение к еврейскому населению города с предупреждением о готовящемся погроме и с призывом использовать все средства для самозащиты, а также предупреждение погромщикам, что комитет рассчитается с каждым из них. Это вызвало огромное впечатление, и страх стал отходить у людей на задний план. Комитету удалось привлечь в организацию самообороны молодых еврейских ребят в возрасте от 16 до 20 лет, и затем к организации примкнули русские рабочие с судостроительного завода. Вдохновленные организацией комитета самообороны, богатые еврейские предприниматели выделили в помощь комитету 500 рублей на закупку оружия. Было закуплено около 25 дешевых и простых пистолетов, главным достоинством которых были оглушительные выстрелы. В течение двух недель в составе комитета оказалось 200 человек, преимущественно, еврейская молодежь. Перед русскими рабочими была поставлена первоочередная задача сбора информации в пивных и трактирах в районе рынка в центре города, откуда должен был начаться погром, и где собирались погромщики, и крестьяне с окрестных сел, и проведение агитационно-разъяснительной работы среди нееврейского населения. Одновременно с этим, за городом в подходящих местах велось обучение навыкам стрельбы. Звуки выстрелов доносились до города, и они укрепляли уверенность евреев и вызывали страх у полиции и властей. В день намеченного погрома на центральной площади города с одной стороны собрались местные мещане, настроенные против евреев, крестьяне с повозками (чтобы вывезти награбленное еврейское имущество). На другой стороне площади стояли молодые еврейские и русские люди, которые были готовы бороться с погромщиками. В центре площади расположилась полиция с полицмейстером и губернатором города. Все попытки разогнать людей из комитета самообороны и сочувствующих им без применения оружия ничего не дали. Применить оружие полиция побоялась из-за боязни получить адекватный оружейный отпор. Через час такого противостояния первыми покинули площадь крестьяне, а за ними погромщики. Но молодые люди из комитета самообороны были недовольны одержанной победой. Им хотелось отомстить антисемитам ударом, а не мирным исходом. Вспоминая еврейскую молодежь тех лет, Моше Кац пишет, что само время сделало молодежь бесстрашной. Это было время, когда унижения и гнет стали нетерпимыми, и больше никто не верил обещаниям властей. Страх и покорность предыдущих еврейских поколений в черте оседлости были отвергнуты, была надежда, что удастся изменить ситуацию к лучшему. Когда же к 1906 году стало ясно, что революция потерпела поражение сотни тысячи этих молодых героев поколения, покинули Россию. Но, это не было проявлением страха, а выражением глубочайшего разочарования, что революция потерпела неудачу и потерей веры, что она сможет победить в дальнейшем. Погромы в еврейских городах повторялись многократно. Например, в Николаеве первый погром произошел в течение 3 дней, 19-21 апреля 1981 года в праздничные дни христианской Пасхи. 19 октября 1905 года через два дня после провозглашения царского «кровавого манифеста» власти провели подготовленную провокацию, и под руководством полиции бандиты напали на еврейские дома и магазины. Были убитые и раненые. В апреле 1919 года город был захвачен частями красного командира Николая Григорьева, настроенного враждебно к евреям. И, понятно, что опять был погром. В мае того же года Григорьев отказался служить большевикам, и был застрелен руководителем анархистов- Махно. В современных антисемитских трудах и выступлениях российских националистов неизменно подчеркивается мысль о непомерно большом участии евреев в русских революциях. Почему-то при этом не пишут о том, какому страшному гнету и унижениям подвергались евреи в черте оседлости, лишенные элементарных человеческих прав, при наличии государственной политики направленной на разжигание ненависти к евреям у других народов царской России. В этих условиях вести себя иначе евреи не могли и не были должны. Погромы, поражение первой русской революции, невиданные зверства, в том числе и со стороны Красной армии в гражданской войне, крах иллюзий о возможности полноценной интеграции евреев в российское общество привели к массовой эмиграции тех, кто осознал, что евреев в этой стране ничего хорошего не ждет. Катастрофа европейского еврейства, сталинские преследования до 2-й мировой войны и, тем более, после нее, убедили большую часть еврейства СССР, что в этой стране ждать нормальных отношений к евреям не приходится, и это вновь привело к массовому исходу, как только появилась возможность покинуть советскую «тюрьму народов». Многие действия властей нынешней России, дальнейший безнаказанный подъем в стране антисемитизма и антисионизма могут привести к окончательному исходу евреев из России.


к списку статей