Исход евреев из Центральной Азии

ЖУРНАЛ «ЕВРЕИ ЕВРАЗИИ» № 3 Сентябрь - Декабрь 2004 ОБЩИНЫ

Александр Вишневецкий

  Добровольный исход и принудительное изгнание стали спутниками еврейской жизни, начиная с известного по библейскому рассказу исхода из Египта. Исходы евреев повторялись многократно на протяжении двухтысячелетней истории после разрушения Храма и Иерусалима римлянами. Глубокий след в исторической памяти еврейского народа оставило изгнание из Испании и Португалии в период разгула инквизиции. Несмотря на ужасающие гонения и погромы, евреи вновь и вновь воссоздавали свои национальные очаги, а те страны, которые они вынужденно покидали, сами проигрывали в экономическом и культурном развитии. Новые регионы, куда устремлялся еврейский исход, преображались. Наглядно проявилась эта закономерность в исходе евреев Российской империи, начавшемся с погромов 80-х годов XIX столетия. В общей сложности, с 1882 года по 1914 год Россию покинуло 3 млн. евреев (из 6 млн. проживающих в Империи на момент начала исхода), большая часть из них оказалась в США, маленькая часть попала на территорию нынешнего Израиля. Последний исход евреев произошел с распадом советской империи, и он привел к массовой алие в Израиль, куда прибыло более 1 млн. русскоязычных евреев и теперь уже Израиль на себе почувствовал, сколь благотворно повлияла эта алия на культуру и экономику. Конечно, изложенное выше отлично известно читателям. Представляется интересным другое – причины алии и ее невиданные относительные масштабы на периферии бывшей советской империи. Возможно ли сохранение еврейских национальных очагов в новых странах, возникших в результате развала СССР, или же они окажутся свободными от евреев после столь длительного пребывания в них? В Центральной Азии наиболее драматично сложилась ситуация в Таджикистане. Если по переписи 1989 года в стране проживало 14800 евреев, то сейчас осталось несколько сот человек. Из-за гражданской войны уже к 1993 году в стране оставалось не более 1000 евреев. О практически полном исчезновении еврейской общины свидетельствуют намерения таджикских властей снести последнюю синагогу, построенную более 100 лет назад в центре Душанбе, невзирая на протесты раввина общины Абдурахманова и главного раввина Центральной Азии Абе Давида Гуревича. Не менее остро вопрос стоит в Туркмении, где в 1989 году проживало две с половиной тысячи евреев, а сейчас осталось не более нескольких сот человек. Режим Ниязова в немалой степени виновен в ликвидации общины. В авторитарной Туркмении не допускается наличие светской и религиозной общественной жизни национальных меньшинств. Отмена двойного гражданства, шовинистическая политика властей ускоряют исход немногочисленного еврейского населения из Туркмении. Уже сейчас можно смело утверждать, что в этих двух странах еврейская жизнь подошла к концу. В трех странах Центральной Азии – Узбекистане, Казахстане, Киргизии – власти вполне лояльно относятся к евреям, еврейское население не ущемлено в своих национальных правах. Но, тем не менее, и здесь исход евреев в силу ряда причин имеет колоссальный объем. В Киргизии из 6000 евреев по переписи 1989 года сейчас осталось менее 1500 человек. Уже к 1993 году более 3000 евреев покинули эту страну. Сказалась и экономическая ситуация, и кровавые конфликты между киргизами и узбеками в Ошской области. С 1999 года начались столкновения с отрядами Исламского движения Узбекистана, бойцы которого пытались через территорию Киргизии пробиться к себе на родину. Все это, как и новое законодательство, ограничивающее зоны распространения русского языка, не способствуют сохранению еврейской жизни в Киргизии. Драматично складывается и судьба евреев в Узбекистане. Согласно данным переписи, вероятно, заниженным, 1989 года, на территории Узбекистанской ССР проживали 95000 евреев. Сегодня их не более 12000. Только алия в Израиль из Узбекистана составила более 70000 человек, а общая численность евреев, покинувших страну, по оценкам демографов, составляет не менее 120–130 тысяч. Во многом исход евреев из страны вызван нестабильной политической ситуацией, временами выходящей из-под контроля властей. Памятны погромы турок-месхетинцев в Ферганской долине в 1989 году и армян с евреями в Андижане в 1990 году. С 1995 года в Узбекистане, а позже в Киргизии и Таджикистане начинает действовать радикальное движение «Хизб ат-Тахрир», активно использующая в своей пропаганде антисемитскую и антиизраильскую риторику. В листовках этой и похожих группировок евреи обвиняются во всех бедах Центральной Азии и всего исламского мира, главными врагами всех мусульман называются Израиль и США, где власть тоже якобы захвачена евреями. Евреем радикальные исламисты называют и ненавистного им узбекского президента Ислама Каримова. Наиболее радикальное Исламское движение Узбекистана с 1999 года осуществило несколько масштабных террористических актов в Ташкенте и других городах Узбекистана. Несколько раз боевики этого движения пытались развязать партизанскую войну в труднодоступных районах. Безусловно, это заставляет евреев покидать республику. Особо хотелось бы выделить здесь этнических бухарских евреев, которые проживали на территории Узбекистана в течение ряда столетий. По переписи 1989 года их проживало в Узбекистане 26000 человек, сейчас их численность вряд ли превышает 3000 человек. В Казахстане по переписи 1989 года было 19900 евреев. К 1993 году их численность составила 12500 человек. Скорей всего, к настоящему времени евреев в стране около 10000 человек. Причем, из пяти стран Центральной Азии здесь самая благоприятная политическая и экономическая ситуация. Огромную роль для еврейского населения страны играет финансовая поддержка со стороны президента Евроазиатского еврейского конгресса, бизнесмена и филантропа Александра Машкевича, а также подчеркнуто толерантная позиция властей. К проблемам, связанным с политической нестабильностью, среди факторов, способствующих исходу евреев из центрально-азиатского региона, следует добавить отсутствие работы, низкий уровень жизни, воссоединение семей, неуверенность в будущем, проблемы языка, связанные с трудоустройством, надежда на востребованность в странах прибытия. Свою роль сыграла и деятельностью международных и израильских структур. Благодаря «Сохнуту», отправка в Израиль и обучение ивриту осуществляются бесплатно. Очень популярными были программы «НААЛЕ» для подростков, позволившие в первую очередь отправить учеников 9–10 классов, а следом за ними через какое-то время уезжали и их родители. Для части молодежи такую же роль сыграли религиозные образовательные программы. Помогли и специальные программы подготовки специалистов для разных отраслей, проводимые на местах, способствующие более быстрому нахождению работы в Израиле. Энтузиазм людей первом этапе алии вызывали успехи Израиля, до этого скрываемые советской пропагандой. Для евреев Центральной Азии большим и наглядным уроком была гражданская война в Таджикистане, достигшая максимального накала в 1992-1993 годах. В небывало трудных и опасных условиях сотрудники израильских посольств из Москвы и Ташкента прилетали в окруженный со всех сторон и охраняемый российскими войсками аэропорт Душанбе. Все наземные транспортные коммуникации через Узбекистан были тогда прерваны из-за страха перед переносом военных действий на территорию Узбекистана из Таджикистана. Из аэропорта Душанбе на военных бронетранспортерах России представители Израиля ездили по городу, собирая евреев для их отправки через Москву в Израиль. В моей памяти с тех пор остался рассказ Бен Циона Иегошуа, первого руководителя Израильского культурного центра в Ташкенте. Он – писатель, иранский еврей по происхождению, прекрасно владеющий фарси, оказался очень полезным в актах спасения евреев Таджикистана, благодаря тому, что и таджики и бухарские евреи говорят на разновидностях фарси. Вспоминаю реакцию людей, которым я переводил с иврита рассказ Бен Циона во время своей лекции в Израильском культурном Центре. Ведь тогда создавалось впечатление, что такие кровавые события могут произойти и в других странах Центральной Азии, и готовность Израиля спасать евреев ценой любого риска вызывала восхищение, особенно с учетом уроков Катастрофы. Знаю по личному опыту, сколь велика была роль в алие и еврейских общинных культурных центров, особенно в период максимальных объем репатриации, в 1989 – 1992 годах, когда израильские и международные еврейские структуры еще не функционировали в Центральной Азии. Отдельного внимания заслуживает и вопрос о национальном составе еврейского исхода. Ограничусь только одним примером, о котором мне рассказывали сотрудники израильского посольства. На консульский прием пришла семья из нескольких десятков человек, приехавшая из глухого узбекского кишлака, с целью получения разрешения на дальнейшую алию в Израиль. Младшее поколение семьи даже не знает русского языка. Родоначальница семьи, нынче бабушка – еврейская девушка-сирота, попав в кишлак как эвакуированная в годы войны, вышла там замуж. Все поколения этой семьи имеют право на алию в Израиль. Это, конечно, уникальный случай, но в целом среди ныне уезжающих смешанные семьи доминируют. Важным следствием масштабного исхода и демографических тенденций последних десятилетий является и возрастной состав еврейских общин, где уже сейчас молодежи практически не осталось и, следовательно, возрождение стало невыполнимой проблемой даже в случае изменения в лучшую сторону политической и социальной ситуации. Такова общая картина. Если задаться вопросом, что же дальше будет с еврейскими общинами в Центральной Азии, боюсь, ответ будет пессимистичный. Как это ни печально, будущего здесь у них нет. К сожалению, кроме Казахстана, возможности дальнейшего развития или хотя бы сохранения еврейских общин в Центральной Азии уже, скорее всего, утеряны.

На главную

 к списку статей

 

 

 

 

 


Hosted by uCoz