ЖУРНАЛ «ЕВРЕИ ЕВРАЗИИ» № 3 Сентябрь - Декабрь 2004 ОБЩИНЫ
Александр Вишневецкий
Добровольный исход и принудительное изгнание стали спутниками
еврейской жизни, начиная с известного по библейскому рассказу исхода из Египта.
Исходы евреев повторялись многократно на протяжении двухтысячелетней истории
после разрушения Храма и Иерусалима римлянами. Глубокий след в исторической
памяти еврейского народа оставило изгнание из Испании и Португалии в период
разгула инквизиции. Несмотря на ужасающие гонения и погромы, евреи вновь и вновь
воссоздавали свои национальные очаги, а те страны, которые они вынужденно
покидали, сами проигрывали в экономическом и культурном развитии. Новые регионы,
куда устремлялся еврейский исход, преображались. Наглядно проявилась эта
закономерность в исходе евреев Российской империи, начавшемся с погромов 80-х
годов XIX столетия. В общей сложности, с 1882 года по 1914 год Россию покинуло 3
млн. евреев (из 6 млн. проживающих в Империи на момент начала исхода), большая
часть из них оказалась в США, маленькая часть попала на территорию нынешнего
Израиля. Последний исход евреев произошел с распадом советской империи, и он
привел к массовой алие в Израиль, куда прибыло более 1 млн. русскоязычных евреев
и теперь уже Израиль на себе почувствовал, сколь благотворно повлияла эта алия
на культуру и экономику. Конечно, изложенное выше отлично известно читателям.
Представляется интересным другое – причины алии и ее невиданные относительные
масштабы на периферии бывшей советской империи. Возможно ли сохранение еврейских
национальных очагов в новых странах, возникших в результате развала СССР, или же
они окажутся свободными от евреев после столь длительного пребывания в них? В
Центральной Азии наиболее драматично сложилась ситуация в Таджикистане. Если по
переписи 1989 года в стране проживало 14800 евреев, то сейчас осталось несколько
сот человек. Из-за гражданской войны уже к 1993 году в стране оставалось не
более 1000 евреев. О практически полном исчезновении еврейской общины
свидетельствуют намерения таджикских властей снести последнюю синагогу,
построенную более 100 лет назад в центре Душанбе, невзирая на протесты раввина
общины Абдурахманова и главного раввина Центральной Азии Абе Давида Гуревича. Не
менее остро вопрос стоит в Туркмении, где в 1989 году проживало две с половиной
тысячи евреев, а сейчас осталось не более нескольких сот человек. Режим Ниязова
в немалой степени виновен в ликвидации общины. В авторитарной Туркмении не
допускается наличие светской и религиозной общественной жизни национальных
меньшинств. Отмена двойного гражданства, шовинистическая политика властей
ускоряют исход немногочисленного еврейского населения из Туркмении. Уже сейчас
можно смело утверждать, что в этих двух странах еврейская жизнь подошла к концу.
В трех странах Центральной Азии – Узбекистане, Казахстане, Киргизии – власти
вполне лояльно относятся к евреям, еврейское население не ущемлено в своих
национальных правах. Но, тем не менее, и здесь исход евреев в силу ряда причин
имеет колоссальный объем. В Киргизии из 6000 евреев по переписи 1989 года сейчас
осталось менее 1500 человек. Уже к 1993 году более 3000 евреев покинули эту
страну. Сказалась и экономическая ситуация, и кровавые конфликты между киргизами
и узбеками в Ошской области. С 1999 года начались столкновения с отрядами
Исламского движения Узбекистана, бойцы которого пытались через территорию
Киргизии пробиться к себе на родину. Все это, как и новое законодательство,
ограничивающее зоны распространения русского языка, не способствуют сохранению
еврейской жизни в Киргизии. Драматично складывается и судьба евреев в
Узбекистане. Согласно данным переписи, вероятно, заниженным, 1989 года, на
территории Узбекистанской ССР проживали 95000 евреев. Сегодня их не более 12000.
Только алия в Израиль из Узбекистана составила более 70000 человек, а общая
численность евреев, покинувших страну, по оценкам демографов, составляет не
менее 120–130 тысяч. Во многом исход евреев из страны вызван нестабильной
политической ситуацией, временами выходящей из-под контроля властей. Памятны
погромы турок-месхетинцев в Ферганской долине в 1989 году и армян с евреями в
Андижане в 1990 году. С 1995 года в Узбекистане, а позже в Киргизии и
Таджикистане начинает действовать радикальное движение «Хизб ат-Тахрир», активно
использующая в своей пропаганде антисемитскую и антиизраильскую риторику. В
листовках этой и похожих группировок евреи обвиняются во всех бедах Центральной
Азии и всего исламского мира, главными врагами всех мусульман называются Израиль
и США, где власть тоже якобы захвачена евреями. Евреем радикальные исламисты
называют и ненавистного им узбекского президента Ислама Каримова. Наиболее
радикальное Исламское движение Узбекистана с 1999 года осуществило несколько
масштабных террористических актов в Ташкенте и других городах Узбекистана.
Несколько раз боевики этого движения пытались развязать партизанскую войну в
труднодоступных районах. Безусловно, это заставляет евреев покидать республику.
Особо хотелось бы выделить здесь этнических бухарских евреев, которые проживали
на территории Узбекистана в течение ряда столетий. По переписи 1989 года их
проживало в Узбекистане 26000 человек, сейчас их численность вряд ли превышает
3000 человек. В Казахстане по переписи 1989 года было 19900 евреев. К 1993 году
их численность составила 12500 человек. Скорей всего, к настоящему времени
евреев в стране около 10000 человек. Причем, из пяти стран Центральной Азии
здесь самая благоприятная политическая и экономическая ситуация. Огромную роль
для еврейского населения страны играет финансовая поддержка со стороны
президента Евроазиатского еврейского конгресса, бизнесмена и филантропа
Александра Машкевича, а также подчеркнуто толерантная позиция властей. К
проблемам, связанным с политической нестабильностью, среди факторов,
способствующих исходу евреев из центрально-азиатского региона, следует добавить
отсутствие работы, низкий уровень жизни, воссоединение семей, неуверенность в
будущем, проблемы языка, связанные с трудоустройством, надежда на
востребованность в странах прибытия. Свою роль сыграла и деятельностью
международных и израильских структур. Благодаря «Сохнуту», отправка в Израиль и
обучение ивриту осуществляются бесплатно. Очень популярными были программы
«НААЛЕ» для подростков, позволившие в первую очередь отправить учеников 9–10
классов, а следом за ними через какое-то время уезжали и их родители. Для части
молодежи такую же роль сыграли религиозные образовательные программы. Помогли и
специальные программы подготовки специалистов для разных отраслей, проводимые на
местах, способствующие более быстрому нахождению работы в Израиле. Энтузиазм
людей первом этапе алии вызывали успехи Израиля, до этого скрываемые советской
пропагандой. Для евреев Центральной Азии большим и наглядным уроком была
гражданская война в Таджикистане, достигшая максимального накала в 1992-1993
годах. В небывало трудных и опасных условиях сотрудники израильских посольств из
Москвы и Ташкента прилетали в окруженный со всех сторон и охраняемый российскими
войсками аэропорт Душанбе. Все наземные транспортные коммуникации через
Узбекистан были тогда прерваны из-за страха перед переносом военных действий на
территорию Узбекистана из Таджикистана. Из аэропорта Душанбе на военных
бронетранспортерах России представители Израиля ездили по городу, собирая евреев
для их отправки через Москву в Израиль. В моей памяти с тех пор остался рассказ
Бен Циона Иегошуа, первого руководителя Израильского культурного центра в
Ташкенте. Он – писатель, иранский еврей по происхождению, прекрасно владеющий
фарси, оказался очень полезным в актах спасения евреев Таджикистана, благодаря
тому, что и таджики и бухарские евреи говорят на разновидностях фарси. Вспоминаю
реакцию людей, которым я переводил с иврита рассказ Бен Циона во время своей
лекции в Израильском культурном Центре. Ведь тогда создавалось впечатление, что
такие кровавые события могут произойти и в других странах Центральной Азии, и
готовность Израиля спасать евреев ценой любого риска вызывала восхищение,
особенно с учетом уроков Катастрофы. Знаю по личному опыту, сколь велика была
роль в алие и еврейских общинных культурных центров, особенно в период
максимальных объем репатриации, в 1989 – 1992 годах, когда израильские и
международные еврейские структуры еще не функционировали в Центральной Азии.
Отдельного внимания заслуживает и вопрос о национальном составе еврейского
исхода. Ограничусь только одним примером, о котором мне рассказывали сотрудники
израильского посольства. На консульский прием пришла семья из нескольких
десятков человек, приехавшая из глухого узбекского кишлака, с целью получения
разрешения на дальнейшую алию в Израиль. Младшее поколение семьи даже не знает
русского языка. Родоначальница семьи, нынче бабушка – еврейская девушка-сирота,
попав в кишлак как эвакуированная в годы войны, вышла там замуж. Все поколения
этой семьи имеют право на алию в Израиль. Это, конечно, уникальный случай, но в
целом среди ныне уезжающих смешанные семьи доминируют. Важным следствием
масштабного исхода и демографических тенденций последних десятилетий является и
возрастной состав еврейских общин, где уже сейчас молодежи практически не
осталось и, следовательно, возрождение стало невыполнимой проблемой даже в
случае изменения в лучшую сторону политической и социальной ситуации. Такова
общая картина. Если задаться вопросом, что же дальше будет с еврейскими общинами
в Центральной Азии, боюсь, ответ будет пессимистичный. Как это ни печально,
будущего здесь у них нет. К сожалению, кроме Казахстана, возможности дальнейшего
развития или хотя бы сохранения еврейских общин в Центральной Азии уже, скорее
всего, утеряны.
|