Александр Вишневецкий
Статья напечатана 7 октября 2008 года в газете "Новости недели" приложении "Время НН"
В 1908 году оставалось всего 40 лет до создания государства Израиль. Но мог ли себе кто-то представить тогда, какие страшные испытания предстоят еврейскому народу в эти последующие годы, какой дорогой ценой будет оплачено это выстраданное 2000- летним изгнанием событие. Символичным предупреждением последующих бедствий и катаклизмов стал взрыв огромной разрушительной силы так называемого Тунгусского метеорита 17 июня 1908 года, природа которого до сих пор так и не установлена. С 1904 года началась Вторая алия - новая волна репатриации из Российской империи, большую часть которой составляла молодежь, выражающая таким образом протест против погромов, отсутствия прав, а также поддержку сионистской идеи создания национального очага в Эрец Исраэль. Годы 1905 - 1907 были годами не только первой русской революции, но и национального возрождения у еврейского населения в России. Поражение революции и потеря надежды на изменения в жизни, лишенной каких-либо прав, невозможность изменения своего положения в Российской империи, привели к значительному росту интереса к сионистскому движению. Созданный по линии международного сионистского движения еврейский Национальный фонд в России под руководством доктора И. Членова собрал в 1908 году 70 тысяч рублей, что превысило на 90% то, что удалось собрать за предыдущий год. Это являлось свидетельством роста популярности сионистских идей в России. Годы погромов, начиная с 1881 года, их усиление и преследование евреев в годы первой русской революции привели к тому, что эмиграция евреев из России стремительно нарастала, и за 8 лет с 1900 года составила около полумиллиона человек. Причем, подавляющая часть еврейской эмиграции пришлась на США. Евреи стремились вырваться в первую очередь из «черты оседлости», и из пределов Русской империи, где они были лишены прав и свобод. Сказывалось и тяжелое экономическое положение еврейской бедноты, составлявшей большинство еврейского населения. В целом, с 1881 по 1908 годы эмиграция составила 1 миллион 545 тысяч из общего количества евреев в империи - 5 миллионов 190 тысяч. Из них в США прибыло 1,25 миллиона человек. Характерно, что эмиграция евреев превысила их естественный прирост. Усилившаяся реакция в Российской империи после революции 1905-1907 годов вынудила президента всемирной сионистской организации Давида Вольфсона прибыть в конце июня 1908 года в Петербург. Здесь состоялись его встречи с главой правительства России П.А.Столыпиным и министром иностранных дел России Извольским. Основные вопросы обсуждения были -положение евреев и статус сионистского движения в России. Вследствие столыпинской реакции в начале 1908 года имели место многочисленные аресты сионистов. Из-за арестов и преследований проведение встреч, использование пропагандистских материалов в условиях реакции стало затруднительным и даже невозможным. Отсюда и желание Вольфсона на фоне роста авторитета и веса в мире сионистской организации повлиять на развитие сионистского движения и способствовать улучшению положения евреев в России. Царизм опасался выступлений еврейских масс, помня - их участие в революции, действия еврейской самообороны, борьбу с черносотенцами. Поэтому Столыпин с одной стороны не возражал против деятельности сионистов, направленной на создание национального очага в Эрец Исраэль, но выступал против какой-либо деятельности сионистов вне этой задачи. Как оказалось в дальнейшем, даже обещание его, данное Вольфсону, не препятствовать сионистам в вопросе национального очага было пустыми словами. Немало надежд возлагалось на приход к власти в Турции (в июле 1908 года) младотурков. Новую политическую обстановку, сложившуюся в Османской империи (частью которой была в то время Эрец - Исраэль) в результате младотурецкой революции, и вытекающие из этой обстановки новые задачи сионистское движение надеялось использовать. Им верилось, что младотурки предоставят евреям в Палестине возможность создания национального очага, тем более что ряд еврейских активистов в Турции активно участвовали в движении младотурков. Однако эти надежды быстро рассеялись, оказалось, что младотурки проводят в вопросе национальных меньшинств ту же политику, что и их предшественники. Мало того, в Яффо в марте 1908 года произошел еврейский погром, накануне праздника Пурим, спровоцированный турецкими властями города, распускавшими слухи о заговоре евреев против мусульман. В погроме против евреев приняло участие арабское население города. Рост еврейских сельскохозяйственных поселений и завоевание рабочих мест евреями в конкуренции с арабами также немало способствовали еврейскому погрому в Яффо. Были тяжело ранены 13 человек, несколько человек из них затем умерло, имели место ограбления и поджоги. Несмотря на это, налаживалась и укреплялась жизнь еврейского ишува Израиля. Так, в 1908 году была открыта гимназия в Иерусалиме. Обучение здесь уже велось на иврите, хотя не хватало ни опыта, ни учебников, ни полноценных знаний языка, да и сам вновь создаваемый современный иврит тогда еще нуждался во многих словах и терминах, которых не было в лошн кодеш (святом языке). Это побудило Бен - Иегуду Элиезера перейти от еженедельника на иврите «Га - цви» в 1908 году к изданию газеты с аналогичным названием. К этому времени иврит признавался уже как официальный язык сионистского движения, его руководящих органов, конгрессов и съездов. Вменялось обязательное владение ивритом со стороны сионистов. Но, по переписи 1897 года, почти 97 % евреев Российской империи (около 5 млн. человек) считало родным языком идиш. Идиш также был тогда родным языком преобладавшего большинства евреев в Европе и большинства выходцев из Европы и их потомков в Северной и Южной Америке. К этим факторам надо прибавить успехи развития культуры на языке идиш, новой литературы на этом языке и позже, с конца века, использование языка идиш еврейским рабочим движением (Бунд), как орудия агитации и пропаганды. К этому времени евреи стали ощущать себя как единая нация и, естественно, возник вопрос о национальном языке. Предметом спора в вопросе о национальном языке стали иврит, возрождаемый сионистами из древнееврейского языка и идиш (язык германской группы, «жаргон», язык " еврейской улицы"). К началу двадцатого столетия вопрос выбора языка надо было решать. На конференции деятелей еврейской культуры и литературы, проходившей 30 августа – 3 сентября 1908 года в Черновцах (провинция Буковина и ее столица Черновцы входили тогда в Австрию), в острой дискуссии была приняла резолюция, провозгласившая идиш наряду с ивритом национальным языком еврейского народа. Сейчас по истечению ста лет с момента Черновицкой конференции мы можем с горечью констатировать, что идиш практически завершает свое существование. Его участь была решена кровавой и трагической первой половиной 20 столетия совместными действиями двух палачей и их режимов - Гитлеровским режимом фашистской Германии и Сталинским режимом СССР. Гибель шести миллионов европейских евреев в Катастрофе и уничтожение еврейской культуры на идиш с ее выдающимися носителями в СССР и создание Израиля с государственным языком иврит способствовали обеспечению ивриту во всем еврейском мире признания и быстрого развития. Примечательно, что в Польше именно в 1908 году начала выходить крупная ежедневная газета на языке идиш «Хайнт» (Сегодня). В этой газете печатались многие известнейшие еврейские писатели и журналисты от И.Л.Переца и Шолом Алехема до Ш.Аша и Д.-Э.Номберга. Газета «Хайнт» открыто боролась против антисемитской политики Российской империи (куда входила Польша в то время), боролась за права и развитие еврейского населения Польши. Газета просуществовала до начала Второй мировой войны, которая как известно началась с нападения фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 года. Возвращаясь к событиям 1908 года необходимо отметить, что росло не только ашкеназийское еврейство Израиля, но и число евреев - сефардов из арабских стран. Так, в 1908 году в Иерусалиме проживало около 2500 йеменских евреев, большинство из них было занято тяжелым физическим трудом на строительстве, в каменоломнях. В 1908 году по инициативе Всемирного еврейского конгресса было создано Еврейское бюро "Управление Страны Израиля" возглавляемое А.Рупином для руководства поселенческой работой сионистов в Эрец-Исраэль; бюро этого управления открылось в том же году в Яффо. Целью создания этого органа было осуществление плана развития поселенческого движения в Эрец-Исраэль: приобретение земли и всесторонняя помощь поселениям, и бюро немало сделало в этом направлении. Вопрос о том, что может существовать другая территория, кроме Эрец-Исраэль, пригодная для образования еврейского государства, начиная с 1908 года больше, никогда не поднимался, конечной целью движения сионистов стало создания еврейского государства на территории Эрец-Исраэль. Не прекращались и дипломатические усилия Всемирной Сионистской организации по международному признанию необходимости заселения евреями и развития Эрец – Исраэля. Весьма популярными личностями этого года стали два лица еврейского происхождения, выходцы из Российской империи: Илья Мечников, получивший Нобелевскую премию в 1908 году по физиологии и медицине и его ученик Владимир Хавкин, удостоенный в этом же году высшей награды Парижской академии наук и премии Ливерпульской медицинской школы в Англии за выдающиеся достижения в спасении человечества от эпидемии холеры. Хавкиным к тому времени был создан целый ряд вакцин против инфекционных заболеваний. Лауреатами Нобелевских премий 1908 года стали еще два еврея: Пауль Эрлих из Германии - один из основоположников иммунологии и химиотерапии и Габриэль Липпман – физик из Франции, получивший Нобелевскую премию за работы по цветной и объемной фотографии. Липпман также заложил основы теории электрона и сделал целый ряд важных открытий в области физики.
|