Евреем можешь ты не быть, но сионистом быть обязан

Домой к списку статей фотографии к статье

"Евреем можешь ты не быть, но сионистом быть обязан"

Иерусалимский Форум организации "Христиане за Израиль"

Газета»Новости недели» от 4 апреля 2013 года, приложение «Время евреев».

                                                                                                                                   Александр Вишневецкий,
                                                                                                  фото автора


Именно так, перефразируя известные строки Некрасова, можно сформулировать кредо части христиан, убежденных в том, что возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль и возрождение еврейского государства является исполнением пророчеств Священного писания. Христианские сионисты считают: Б-г обещал эту землю Аврааму, Он благословит тех, кто благословит евреев, и проклянёт тех, кто проклинает их. Тем самым любовь Г-спода по отношению к кому-либо проходит через Его любовь к евреям

Недавно лидеры организации "Христиане за Израиль" из двадцати стран мира собрались на форум в Иерусалиме. Они встретились с израильскими политиками и общественными деятелями, чтобы обсудить тему иудейско-христианского диалога в период глобального кризиса. Мне вместе с руководительницей Иерусалимской организации бывших узников гетто и концлагерей Лилией Глазер довелось принять участие в этой встрече. Форум проходил в атмосфере дружбы и взаимопонимания, которые были выражены в выступлениях президента организации "Христиане за Израиль" Виллема Гласхауэра, ее председателя Харольда Эккерта, исполнительного директора Эндрю Такера, вице-президента Фонда Иерусалима Алана Фреймана, телеведущего популярных на Западе передач из Израиля на английском языке Ари Абрамовича, основателя и председателя организации "Шавей Исраэль", помогающей "потерянным коленам" вернуться в Израиль Майкла Фройнда, представителя отделения "Христиане за Израиль" в Голландии Яна ван Дейка, директора организации "Гинени" Беньямина Филиппа, руководителя общественного движения "За достойное будущее" ("Хазит а-Кавод") Александра Бермана.
С основным докладом выступил главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер. Говоря о Холокосте, он не смог сдержаться - голос на мгновение сорвался, на глазах выступили слезы. Рав Мецгер призвал христиан к дружбе и взаимопониманию.
На форуме говорилось о проектах, которые будут осуществляться в 2013 году. Среди основных направлений - способствовать алие из стран бывшего СССР при посредничестве организаций «Эбенэзер» и «Христиане за Израиль»; алие членов племени Бней-Менаше, проживающих на границе Индии с Бирмой и считающих себя потомками колена Менаше - под патронажем организации "Шавей Исраэль" и поддержке международного совета "Эбенэзера". В центре внимания остается организация благотворительных столовых для неимущих, образовательные программы и поддержка пострадавших от террора - при посредничестве организации "Гинени"; помощь пережившим Холокост - от организации "Амха"; установка памятников жертвам Катастрофы на Украине - от организации "Христиане за Израиль"; поддержка организацией «Христианские друзья израильских сообществ» (CFOIC) поселений в Иудее и Самарии. Члены CFOIC считают, что населенные пункты Иудеи и Самарии находятся в самом сердце Эрец-Исраэль, родины еврейского народа, и они должны быть частью Государства Израиль.
В еврейском государстве придают большое значение христианскому движению в поддержку и защиту Израиля. Напомню, что в июле 2012 года в Кнессете состоялось торжественное мероприятие, посвященное деятельности христиан-евангелистов, помогающих людям, пережившим Катастрофу, на котором присутствовали представители более 40 христианских организаций со всего мира. Впервые в стенах Кнессета представители израильского руководства выразили им благодарность за поддержку Израиля, помощь, оказываемую пережившим Холокост. Было выражено твердое намерение укреплять отношения с христианскими организациями, поддерживающими Израиль.
Теология христианского сионизма опирается на книги Даниила и Иезекиля, а также на трактовку Апокалипсиса. Основы её были сформулированы в XIX веке пастором Сайрусом Скоуфилдом (1843-1921). Христианский сионизм зародился в Великобритании в середине XIX века, а концу века минувшего стал значительным движением в США и Европе.
Впрочем, еще в 1621 году Генри Финч, один из видных членов Британской палаты общин, заявил, что евреи вернутся в Палестину, вновь завладев той землёй, которая некогда им принадлежала, и останутся там до Судного дня. Финч утверждал: Г-сподь благословит те народы, которые окажут поддержку евреям.
В XVIII веке движение христиан-сионистов стало разрастаться после присоединения к нему ряда европейских писателей, политиков и теологов. Наиболее известным среди них был монах из Брюсселя Томас Ньютон. Он осуждал враждебные действия по отношению к евреям в Европе того времени. В XIX веке развитие христианского сионизма продолжилось. Наиболее видным представителем этого течения в тот период был Энтони Эшли Купер, 7-й граф Шефтсбери. В 1839 году он опубликовал статью под заголовком "Государство и возрождение евреев". В ней он призывал иудеев возвратиться в Палестину с тем, чтобы, по его словам, завладеть землями Галилеи и Иудеи. В своих мемуарах Шефтсбери отмечал, что все свидетельства возвращения евреев в Палестину являются истинными. Именно он первым выдвинул лозунг "Земля без народа - народу без земли" и занимался агитацией в этом направлении в течение 57 лет. Его призыв нашел положительный отклик у политиков, журналистов и христианских деятелей как в Великобритании, так и в США.
Пик влияния Шефтсбери приходится на 1838 год, когда ему удалось убедить правительство своей страны открыть консульство в Иерусалиме, которое явилось первой официальной миссией Великобритании на территории Палестины. Вслед за этим последовало назначения еврея Михаэля Залмана Александера англиканским пастырем в Иерусалиме. Движение христиан-сионистов имело видного теоретика в лице Чарльза Генри Черчилля, который был британским комиссаром в Дамаске. Он в 1841 году направил письмо Мозесу Монтефиоре, в котором говорил о своей уверенности в том, что создание государства евреев в Палестине вполне осуществимо при соблюдении двух условий: евреи должны взять инициативу в свои руки и действовать, а европейские государства - их поддержать. Англо-ирландский богослов Джон Нельсон Дарби (1800-1881) написал книги "Другое рождение христиан" и «Великая радость», которые пронизывала мысль о возвращении евреев и создании их государства. Дарби продолжал свою деятельность в течение 60 лет, совершив несколько поездок в США, в ходе которых заложил в этой стране основу христианского сионизма. У него появилось несколько учеников из числа христианских богословов, в том числе Дуайт Мооди, Билли Сандей, Джеймс Брукс, Гарри Эйрунсайдз и Сайрус Скоуфилд.
В начале XX века это движение продолжало развиваться. Английский премьер-министр Дэвид Ллойд-Джордж был последовательным приверженцем христианского сионизма, как и его министр иностранных дел лорд Джеймс Артур Бальфур. Именно датированное 2 ноября 1917 года письмо главы британского МИД к представителю британской еврейской общины лорду Уолтеру Ротшильду для передачи Сионистской федерации Великобритании ("Декларация Бальфура") стало первым официальным документом на правительственном уровне, в котором отмечалось, что руководство Великобритании с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине "национального очага" для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели.
Ныне, когда говорят об организациях, поддерживающих Израиль в Европе и Америке, обычно начинают с еврейских. Но, вопреки логике, вовсе не 100 процентов из них на стороне Израиля, хотя большинство в той или иной степени его поддерживают. Понятно, что и не все христианские организации являются сторонниками Израиля (левые из них - определенно нет).
Многовековая история взаимоотношений евреев и христиан полна свидетельств о преследованиях церковью еврейского народа. Страшным итогом этой политики стало то, что в период Холокоста большинство христианского духовенства Европы не противодействовало геноциду еврейского народа. Вспомним стремление многих христиан Германии, Польши, Балтии "свести счеты" с иудеями во время Второй мировой войны. США, многие страны Центральной и Южной Америки, нейтральная в годы войны Швейцария отказались принимать евреев, которые пытались спасти свои жизни. В эти страшные годы христианское население Европы, включая Ватикан, располагая достаточной информацией о массовом уничтожении евреев, хранило молчание. Их голоса и противостояние геноциду могли бы остановить Холокост, но этого не случилось...
Мы, бывшие узники гетто, хорошо запомнили надписи на пряжках поясов нацистских солдат "С нами бог!". Именем Б-га прикрывалась страшная человеконенавистническая политика и практика уничтожения евреев, которую вели нацисты - в подавляющем большинстве христиане.
Ныне, впервые после разгрома нацистской Германии, возникла угроза повторения Катастрофы, связанная с открытыми высказываниями и намерениями радикальных иранских лидеров и их союзников. Реакция западной цивилизации и христианства в целом на эту страшную угрозу мало отличается от той, которая имела место в аналогичной ситуации до Второй мировой войны. Вместо полной экономической и политической блокады Ирана, а, в случае необходимости, и военного решения проблемы, ведутся лишь переговоры и обсуждения.
Но и для самой западной цивилизации не меньшую угрозу несет демографическое освоение Европы и США мусульманскими пришельцами, ориентированными в большинстве своем на радикальные исламские идеи ненависти и нетерпимости к народам западных стран. У евреев остается не так много надежд на то, что уроки Катастрофы приведут к взаимодействию с христианами перед лицом общей угрозы. Не исключено, как это имело место и раньше в еврейской истории, нам придется рассчитывать в основном на самих себя.
Уроки Второй мировой, разгром нацистской Германии, Нюренбергский процесс, суд над Эйхманом и множество других разоблачений нацизма, четко выраженная послевоенная антинацистская политика Германии во многом изменили взаимоотношения христиан и евреев. Среди христиан крепнет движение людей, изменивших отношение к еврейскому народу, признавших уникальную мировую роль иудаизма.
Осознав вину своих единоверцев, ныне, в условиях нарастания антисемитизма и антисионизма, они открыто встали на сторону Израиля и еврейского народа. На их взаимоотношения с нами влияет также террор исламских фанатиков и враждебное отношение как к христианам, так и к евреям в некоторых мусульманских государствах. У иудео-христианской цивилизации есть единственный выход: совместно противостоять этим угрозам. Сегодня поддержка, по крайней мере, значительной части христиан является одной из наиболее важных реалий после двух тысяч лет вражды к евреям, преследований и погромов.
Самые последовательные сторонники и борцы за благополучие и безопасность Израиля - миллионы христиан- евангелистов, сионистов в полном смысле слова. Для этих христианских организаций не миссионерство, а политическая, моральная и экономическая поддержка Израиля является сутью деятельности. Они считают, что Израиль должен сохранить за собой полный контроль над Иерусалимом, они против ликвидации большинства израильских поселений на территориях и создания арабского палестинского государства в сердце Эрец Исраэль. Христиане-евангелисты не только осознают свои корни в иудейской вере, но и на практике способствуют возвращению евреев на историческую родину. С помощью пожертвований они поддерживают репатриацию евреев в Израиль, помогают еврейским общинам в Восточной Европе, финансируют работу бесплатных столовых в Украине и Беларуси, оказывают гуманитарную помощь, осуществляют социальные проекты в Израиле. На нашем сайте вы найдете разнообразную информацию на эту тему.
Только в Германии около 25 миллионов христиан-евангелистов, немало их и в других странах - США, Швейцарии, Финляндии, Англии, государствах Азии. Моральная и материальная поддержка христианами-евангелистами Израиля и евреев весьма ощутима.
В Голландии в 1979 году была создана организация "Христиане за Израиль", призванная через церковь вести разъяснительную работу среди христиан, содействовать еврейскому народу и Государству Израиль. Ныне организация стала международной, в нее входят христиане сорока стран Европы, Африки, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Австралии. Это мощное движение сплотило сотни тысяч христиан по всему миру.
Особо важным является то, что эта организация объединяет христиан независимо от направления их веры, будь то католики, протестанты или православные. В нынешней международной обстановке, когда нарастают проявления антиизраилизма и антисемитизма, "Христиане за Израиль" призывает христиан мира покаяться за преследование иудеев церковью на протяжении многих столетий, к борьбе с антисемитизмом во всех его формах и проявлениях, к молитвам за мир для еврейского государства и всячески способствовать еврейскому народу во всех его деяниях. Члены этой международной организации признают, что союз Б-га с народом Израиля вечен и что возвращение еврейского народа на Землю Израиля является исполнением библейского пророчества. Учитывая все нарастающую враждебную пропаганду и попытки изоляции еврейского государства в международном сообществе, организация подчеркивает: евреи не одни!
- "Христиане за Израиль" является международной сетью христиан по всему миру, - говорит председатель организации Харольд Эккерт. - Мы представляем сотни тысяч христиан в более чем сорока странах. Наши цели - загладить вину за ошибки прошлого, построить мосты между Израилем и христианским миром.
В 2013 году эта международная организация планирует увеличить финансирование репатриации и гуманитарных проектов в Израиле. В 2012 году на эти цели было собрано 2 миллиона долларов США. С 1990- го оказана помощь более 100 тысячам репатриантов из стран бывшего Советского Союза, Эфиопии, Индии. В Израиле помощь выражалась в реализации образовательных проектов для еврейских и арабских детей, создании благотворительных столовых в Иерусалиме и Бейт- Шемеше, поддержке, укреплении еврейской общины Иерусалима, поддержке поселений в Иудее и Самарии и уцелевших в Холокосте. Голландские христиане вместе с Фондом Иерусалима участвовали в восстановлении мельницы Монтефиори. В Украине совместно с местными партнерами они закладывают памятники жертвам Холокоста. Во многих христианских общинах в январе каждого года отмечают День памяти жертв Холокоста. Ежегодно организуются международная делегация христиан, которые присоединяются к Маршу живых в Освенциме. С 1980 года более десяти тысяч христиан из этой организации посетили Израиль. "Христиане за Израиль" отстаивают интересы Израиля перед руководством Европейского Союза в Брюсселе, отражают интересы еврейского государства в телевизионных программах и радиопередачах в Европе и Африке, издают книги, газеты, DVD-диски, организуют конференции, веб-сайты. С помощью этих информационных средств христиан знакомят с историей еврейского народа, с современным Израилем. Планируется публикация серии статей в израильских и еврейских изданиях, показывающих и разъясняющих деятельность этой организации в разных странах. Издано несколько книг на многих языках, доносящих правду об Израиле народам мира.
Партнер "Христиан за Израиль" - международная организация "Эбенэзер" со штаб-квартирой в Гамбурге, ставит своей целью помощь еврейскому народу в возвращении в Израиль во исполнение библейских пророчеств. Ее гуманитарные программы направлены на практической помощи и поддержки нуждающихся в еврейских общинах государств бывшего СССР, Израиля и других стран.
Большую и важную работу по укреплению связей с международными христианскими организациями проводит Всеизраильская Ассоциация "Уцелевшие в концлагерях и гетто" во главе с председателем Совета Гитой Койфман. В частности, за год существования клуба Иерусалимской организации бывших узников концлагерей и гетто, входящей в эту Ассоциацию, у нас побывали множество христианских делегаций и представителей из США, Германии, Голландии, Украины, Польши, Китая, Швейцарии, Израиля. Четыре группы бывших узников (около двадцати человек) побывали в Швейцарии, где были тепло приняты в семьях, школах, христианских молельных домах. Мы уезжали из Швейцарии с чувством огромной благодарности организаторам этих поездок, особенно - семье Бредли и Марианы Антолович.
В гостях у нас побывала группа молодежи под руководством Харольда Эккерта из Германии. Обе стороны выразили пожелание проводить такие встречи регулярно. Были у нас в гостях и проявили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве представители организации "Эбенезер".
Не могу не упомянуть нашего замечательного друга и спонсора - Майкла Давида Эванса, автора 38 книг и журналиста ведущих американских газет, представляющего крупнейшую Международную Иерусалимскую христианскую коалицию (в нее входят 300 организаций, объединяющих более 10 миллионов христиан-сионистов), не только оказавшего помощь в ремонте и оборудовании нашего клуба, но и посетившего его с делегацией из США, стран Латинской Америки, Австралии, Канады.
Мы благодарны международным христианским организациям мира, имеющих представительства в Израиле ("Христиане - друзья Израиля", "Ради Сиона" и другие) за моральную и материальную поддержку. Неоценимую помощь в ремонте квартир бывших узников оказали христиане-евангелисты из организации "Саксонские друзья Израиля".
Некоторым членам нашего клуба довелось совместно с представителями христиан-сионистов посетить бывших узников концлагерей и гетто, прикованных к постели и не покидающих своих квартир, поддержать их морально и материально. Большую помощь и поддержку в этом плане оказывает нам христианка Инга Буш из Германии, вот уже четверть века живущая в Иерусалиме, супруги Марианна и Бредли Антолович из Швейцарии и другие.
На встречах в нашем клубе христианские гости проявляют большой интерес к теме Холокоста. Ведь только у нас они имеют возможность услышать рассказы уцелевших в Катастрофе - тем более, что представители нашего (увы!) уходящего поколения являются последними свидетелями Холокоста
.