Меджибож – колыбель хасидизма                                                                         

 

 Александр Вишневецкий

Статья была напечатана 27 декабря  2007 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон"

    Когда знакомишься с историей и жизнью еврейских  местечек в Восточной Европе,  невольно поражаешься тому огромному вкладу, который внесен этими еврейскими очагами с малочисленным населением,  в общечеловеческую копилку  знаний, достижений   духовной жизни

Но даже из всего этого огромного количества местечек невольно выделяются  наиболее  известные местечки  и люди их прославившие. В этом ряду золотыми буквами может быть вписан Меджибож. Из всех еврейских местечек в Украине  Меджибож заслуж енно принято называть "маленький Эрец - Исраэль" и «колыбелью хасидизма». Здесь жил в 18 столетии  и умер  основатель  учения хасидизма Израиль Бен Элиезер ( за ним закрепилось имя  Бал Шем Тов - авторитетный человек, с иврита, сокращенно Бешт, 1698 -1760). Название Баал Шем использовалось у евреев для мужчин, которые были известны как врачеватели до того времени, когда стали появляться образованные врачи. В арсенале врачевателей были народные средства, начиная от настоев трав, и заклинания, специальные молитвы, заговоры. Судя по имени, присвоенному Израилю Бен Элиезеру он был искусным целителем. При дворе его внука, ребе Боруха, многие годы находился острослов , шутник и создатель поговорок Гирш из Острополя, более известный как Гершеле Острополер. Его имя в еврейской памяти так же свято, как и другие наиболее почитаемые имена. В истории Меджибожа есть и ряд других достойных имен еврейских  проповедников.

 Местечко Меджибож расположено на западе Украины, на дороге между Хмельницкой и Винницкой областями. Оно   удалено от центров и не имеет своей железнодорожной станции. Название местечка происходит от слова «межбужье», имеется в виду, что  местечко расположено между реками Буг и Бужок.

Первое упоминание  о местечке свидетельствует о нем, как собственности Киевской Руси при князе Святославе в 1146 году. В 1360 году эта  территория перешла в руки литовцев. С 1500 года Меджибож  контролируется поляками, они в 1511 году начали работы по построению каменной  крепости и укреплений.  Эти меры сделали Меджибож одним из сильнейших военных объектов в регионе. С момента построения крепости в Меджибоже постоянно находился военный гарнизон. Первые сведения о евреях в Меджибоже имеются от 1517 года. В 1571 году по переписи  в местечке было записано 95 русских, 35 евреев и 30 поляков.  Местечко получило право беспошлинной торговли со стороны польских королей в 1593 году, что повышало его  значение, способствовало дальнейшему развитию и притоку еврейского населения. Его  смешанное население состояло в ту пору из поляков, евреев, украинцев, армян, греков, немцев и других. Ярмарки в Меджибоже посещались коммерсантами из Польши, Германии и Италии. В 1649 г. во время очередного набега казаков Богдана Хмельницкого Меджибож был захвачен отрядом полковника Данилы Нечая и сожжен, а евреи убиты. Еврейская историческая песня отмечает, что несколько тысяч  евреев были убиты казаками в этом году в Меджибоже и окрестностях. Казацкие  погромы продолжались и позднее  в 1651, 1653, 1664 годах. В 1661 году, когда местечко еще входило в состав Польши, там уже вновь  жило несколько еврейских семей, и уже были две еврейские гостиницы, где останавливались люди из других местечек и городов. В 1678 году только 275 евреев были по переписи в Меджибоже и его окрестностях.  Между 1672 и 1699 годами  Меджибож находился в руках турок. Затем, до 1793 года Меджибож находился под польским контролем, а позднее вошел в состав Российской империи. В 18 веке местечко стало центром хасидизма, и основатель этого движения, рабби Израиль бен Элиезер, жил  в Меджибоже. После его смерти в 1760 году  могила рабби  стала местом паломничества. В 1765 году в Меджибоже уже проживало около 2000 евреев, и население продолжало расти.  С 1788 по 1812 гг. роль лидера хасидов в Меджибоже взял на себя внук Бешта, рабби Борух. Он создал здесь богатейший хасидский двор, не уступавший дворам польских магнатов. С рождения (1772 г.) и до 18 лет здесь жил правнук Бешта — впоследствии знаменитый рабби Нахман, родоначальник и глава брацлавских  хасидов. В 1847 г. в местечке проживало 1719 евреев. В 1897 году еврейское население Меджибожа достигло 6 тысяч человек. В Меджибоже были две крупные синагоги и  многочисленные более  мелкие. Меджибож имел также два еврейских кладбища. На  старинном еврейском кладбище  находилась могила Баал Шем Това и других известных евреев.  В первой мировой войне, Меджибож был центром военных действий,  благодаря гарнизону в  замке. После революции 1917 года Меджибож был оккупирован германскими и венгерскими войсками до конца первой  мировой войны (1918 год). В ходе гражданской войны на Украине Меджибож была ареной многочисленных погромов. В городе  власть многократно переходила из рук большевиков или белых  в руки  украинских националистов и  поляков. В этих погромах разрушался экономический уклад, и сильно пострадало еврейское население. Начиная с 1922 года, с завершением гражданской войны, экономика района улучшилось. До середины 20-х  годов двадцатого  столетия  существовали 10 синагог и молитвенных домов. Среди них была синагога, построенная в 16 веке (разрушена в 50-е годы двадцатого столетия). В 1926 г. здесь жили 4614 евреев. К концу 20-х годов в советские времена большинство синагог были закрыты, еврейские организации распущены, в результате  Меджибож фактически  превратился в  деревню. Правда, взамен  начала функционировать  еврейская школа с преподаванием на идиш, вместо запрещенного иврита. Был даже еврейский колхоз, в котором дела шли более успешно  по сравнению с другими хозяйствами. Были построены дороги и другие объекты инфраструктуры, открыты школы, проведено электричество. Довоенный Меджибож был небогатым еврейским  местечком, как и многие другие маленькие и заброшенные местечки Украины. Меджибож был  захвачен нацистами 8 июля 1941 года и  был освобожден советскими войсками 24 марта 1944 года. В годы войны Меджибож был важным пунктом  автомобильной дороги по пути  из  Германии  к Виннице, которая стала местом штаб-квартиры, откуда Гитлер  лично руководил войной между 1942 и 1943 годами. Еврейское гетто было создано в Меджибоже и Летичеве, чтобы помочь организации дорожного строительства. Из-за строительства автомобильной дороги в  Меджибоже  евреи здесь  прожили несколько  дольше, чем в большинстве окружающих общин, где подразделения СС осуществили уничтожение  всего еврейского  населения вскоре после захвата этих территорий нацистами. Однако когда проект дороги был завершен летом 1942 года, подразделения СС произвели ликвидацию  всех евреев в гетто в период с 21 августа 1942 года и 31 октября 1942 года. Установлено, что в это время 2558 евреев были убиты, их расстреливали в оврагах к западу от города. Имеется  памятник этим погибшим.  С крушением  Советского Союза Меджибож превратился в туристский центр, притягательный для евреев - хасидов со всего мира. Одна синагога функционирует сегодня. Деревянные синагоги  были снесены во время Второй мировой войны для использования в качестве дров в еврейском гетто. Нынче вся улица в местечке, ведущая к синагоге выкуплена хасидами и названа в честь Баал Шем Това. Даже таблички на домах с номерами оформлены на иврите. На севере местечка находится древнее еврейское кладбище, которое стало  главным туристическим центром для хасидов – паломников к  могиле Баал Шем Това. Согласно легенде, это кладбище осталось нетронутым и хорошо сохранившийся во время Второй мировой войны, поскольку местное население помнило о Баал Шем Тове, осуществлявшем исцеления, и они боялись его мощной магической силы даже из его могилы. Другие надгробия в этом кладбище стоит посетить, как произведения искусства и исторические памятники еврейского присутствия здесь. Самая старая могила в этом кладбище датируется 1555 годом.  Имеется новое еврейское кладбище, на котором похоронены евреи от начала 19 столетия до  наших времен. Нынешнее население Меджибожа около  4600 человек.

 
 Меджибож был центром еврейской духовной  культуры в Украине на протяжении нескольких столетий. Многие виднейшие раввины жил здесь от 17 до 20 веков. Важно  отметить раввина Юэля Сиркеса (1561-1640), известной фигуры в иудаизме того время. Он жил в Меджибоже с 1604 по 1612 годы. Что касается прославившего  местечко Баал Шем Това, то он родился в селе Окоп на Подолье примерно в 1698 – 1700 годах и  жил в Меджибоже  с 1742 года до своей смерти в 1760 году. В Меджибоже Баал Шем Тов был известен как врачеватель и целитель как евреев и неевреев.  При жизни Баал Шем Това в местечке имела место  обстановка    мистицизма  и  всеобщего   поклонения ему. Его убежденность    в  своей святости,  беспрекословное подчинение его приказам, шумные,  восторженные, доводящие  до  экстаза  молитвы, поклонение  хасидов,  наблюдавших воочию творимые  Бештом чудеса – все это при жизни ребе  и даже сейчас привлекает в Меджибож массу паломников. Деятельность Баал Шем Това привела к созданию хасидского (благочестивого, с иврита) движения, развитого его учениками.      Некоторые из них также жили  в Меджибоже, но большинство из них совершало  поездки, иногда на значительные расстояния, чтобы посетить ребе. Хасидизм во многом основан на Кабале, но Баал Шем Тов упростил подход к этому учению и сделал его доступным для простых людей Он подчеркивал глубокую важность и значимость молитв, любовь к Богу и любовь  к простому народу. Он считал, что даже если человек  не наделен способностью или возможностью изучать  Тору, то  можно достичь большой духовной высоты самой верой в Б – га, а не просиживая целыми днями за молитвами. Изучение Торы не единственный способ быть ближе к Б - гу, но это не означает, что изучение Торы является ненужным или излишним. В этой связи Баал Шем Тов подчеркивал важное значение тесной связи с ребе, большим знатоком Торы, которые будут выступать в роли духовного наставника и руководителя (цадика) для простых людей. Кроме того, следует также отметить, что, хотя хасидизм  представляется несложным, это очень сложная система мыслей. Многие крупные хасидские произведения были написаны на очень высоком уровне людьми, которые достигли вершин в изучении Торы. Подход Баал Шем Това  можно рассматривать в качестве нового для иудаизма, его учение -  важная веха в иудаизме. На момент его смерти движение хасидов  включало примерно до 10 тысяч последователей, а после его смерти оно охватило   значительную часть европейских евреев. Баал Шем Тов не записывал  свое учение, и сегодня мы знаем его только через труды его учеников.

В число известных хасидских  лидеров из Меджибожа входит  раввин Борух (1757-1811), сын дочери Баал Шем Това. Ребе  Борух умел внушить к себе уважение, его неистовые молитвы по преданию создавали впечатление, будто он  объят пламенем,  а  его голос потрясал собравшихся до глубины души. Ребе  Борух был одним из наиболее влиятельнейших проповедников своего времени. До смерти Баал Шем Това  он  много  разъезжал по Подолии,  беседовал  с  евреями, творил чудеса,   оказывал  покровительство,  а   хасиды  платили   ему любовью  и одаряли  его  многочисленными подношениями.  Когда  же после  смерти  Бешта ребе  Борух  вернулся в  Меджибож, слава  его деда благоприятствовала ему, и он стал большим богатеем. У него был богатый двор, он разъезжал в великолепной карете, его обслуживали  десятки слуг и  поваров. Поток паломников никогда не прекращался, и ребе принимал их в большом зале.  При дворе ребе часто устраивались пиры.   Многие из учеников его деда и большие хасидские лидеры того времени, регулярно посещали раввина Боруха, в том числе раввин Шнеур Залман из Ляд (основатель Хабад - Любавичского движения), Чернобыльский Магид, Магид из Мезрича и другие.   Характер у Боруха был крутой и с основателем "хабада", ребе Шнеуром Залманом из Ляд и цадиком Леви-Ицхоком из Бердичева, которые посещали Меджибож, он всю жизнь  пребывал в конфликте.

 Как и Баал Шем Тов, ребе Борух был поклонником приподнятого настроения, веселья, и такое состояние он стремился поддержать у хасидов. В то же время,  Борух часто впадал в мрачное уныние и сердечное смятение. В попытке избавить  раввина Боруха от меланхолии, его последователи пригласили Гершале Острополера к нему, как шута.  Гершале похоронен на старом еврейском кладбище в Меджибоже.

Рабби Нахман Браславский (1772-1810), также внук Баал Шем Това, родился в Меджибоже. Он  духовный  лидер  хасидской общины, основатель движения брацлавских хасидов, автор сказочных историй.

 Другой хасидский лидер, весьма уважаемый в народе, раввин Авраам Иегошуа Хешел из Апт (1748-1825), прозванный  " Аптер Ров» жил  в Меджибоже от 1813 года до своей смерти в 1825 году. Аптер Ров также похоронен на старом еврейском кладбище. Из его  семьи пошла раввинская династия,  которой потомки  работали в Меджибоже в 20 веке.

 В Меджибоже столкнулись  два принципиально различных раввинских направления, хасидов  и тех, кто был их противниками, митнагдим. В целом, обе группы придерживались одного и того же того учения, но лидеры хасидов считали себя поддерживающими  особую связь с Б - гом, и у их последователей  был культ преданности  их духовному наставнику, ребе. Митнагдим предпочитали углубленное изучение Талмуда и не признавали религиозного  восторга и  чудодейства хасидских руководителей,  ни   авторитета  цадиков   и бессмысленного поклонения толпы их деяниям. Большинство людей местечка    к 19 столетию уже не было хасидами, а стали  заядлыми митнагдим, поскольку хасидизм отошел от важных принципов, выработанных Бал Шем Товом.  Появление митнагдим в главном центре хасидизма было обусловлено тем, что разбогатевшие хасидские руководители к 19 столетию потеряли тесную связь с народом, с его интересами. Они начали вести себя так, что  оттолкнули от себя простой народ, жили в роскоши, окружили себя многочисленной свитой и прислугой. Начиналась это падение авторитета хасидских лидеров с ребе Боруха. Семен Дубнов  в "Истории хасидского раскола"  пишет о том,   что   "вообще,  Борух  представляет   собою   первообраз  позднейшего украинского цадика,  со  всеми  непривлекательными  чертами этого типа. Внук Бешта, восседавший  на  престоле  своего  славного  деда, в его  резиденции, воплощал уже собою  грядущее  вырождение  хасидизма". Раввины митнагдим, проживавшие в Меджибоже,  также похоронены здесь.

Верующие евреи,  и в первую очередь хасиды, превратили  местечко в святое  и каждым летом они  приходили и приезжали из Галиции и Румынии к могиле Баал Шем Това, Аптера и других цадиков, которые похоронены там, на старом еврейском кладбище. Но все они не забывали также посетить могилу великого еврейского шутника и создателя поговорок Гершале Острополера. На его могиле многие оставляли листочки, как у стены плача в Иерусалиме с просьбами, чтобы он о них заботился. И не удивительно, что его имя осталось в народе наряду с именами великих хасидских праведников. Он стал олицетворением еврейского юмора и шуток, в которых всегда отстаивал интересы народа. Известно имя его прадеда, раби Шимшона из Острополя, который был раввином в Подолии. Когда  озверелые казаки Богдана Хмельницкого ворвались в  Острополь, раби Шимшон собрал евреев в синагоге, и все они погибли во имя веры.  Что касается Гершале, то он  хорошо разбирался    в  религиозных   книгах,   знал премудрости каббалы. В то же время его острый ум  и наблюдательность  приводили к тому, что он замечал недостатки и промахи  общественной жизни и отдельных личностей и подвергал их критике и высмеиванию. Особенно доставалось богачам. Он нажил себе многих врагов и был гоним из одного местечка в другое, пока не оказался во дворе ребе Боруха. О его появлении у Боруха рассказывается в книге анекдотов про Гершеле Острополера, отобраных и переведеных с  идиш писателем  Хаимом Бейдером, следующим образом:  «Приехав поздно ночью в Меджибож, Гершеле сразу  пошел к ребе. Тот сидел и, понурив голову, думал. Гершеле подбежал к столу, схватил свечку, нагнулся и стал словно бы что-то искать, а ребе удивленно спрашивает:

     - Что вы тут ищете, человече?

     - Ваш нос, ребе, -  ответил Гершеле. - Вы  его так сильно повесили, что наверняка уже потеряли...

     Ребе засмеялся, а Гершеле стал придворным шутом».

Появление такой фигуры как Гершале Острополер соответствовало самому подходу хасидизма, утвержденному Баал Шем Товом, с его отказом от самобичевания, от тоскливого  и бесконечного проведения времени в однообразных молитвах. Наличие шута, способного развеселить людей шуткой, острыми словами повышало эмоциональное состояние людей, будило в них жизненные силы. Это было особенно важно в условиях, когда еще не изгладилась память от страшных казацких погромов, когда погибли многие еврейские общины.   Гершале воспринимался, как  мудрец, понимающий людей, читающий их мысли, видящий их достоинства и недостатки, как   маг  и чудодей. Хасидское бытие с его ожиданием  мистических  откровений  и  чудес создавало идеальные  условия  для  появления такого человека, каким был Гершале.

 Он  был одним из первых еврейских шутов, вошедших в историю, имя которого нам известно. Если вспомнить еврейскую историю средних веков, то уже с 13- 14 столетия в Германии профессия шута у евреев была весьма распространена, юмор всегда высоко ценился в еврейской среде.  Шутки и высказывания Гершале  приобрели легендарный смысл в еврейских и даже в нееврейских общинах.  Бытует мнение, что Гершале вымышленный, фольклорный  персонаж, но это  не так. Возможно, что какие шутки или высказывания приписывают ему, но его слава и память о нем заслуженная.

Еще одно имя, которое мы соотносим с этим местечком – это Миха Йосеф Бердичевский, писатель. Он родился 17 августа 1865 года в Меджибоже. Миха Йосеф Бердичевский был потомком хасидских раввинов и сыном раввина. Писал он на иврите и идиш, он известен тем, что полностью отошел от хасидизма, его произведения  способствовали переходу евреев Восточной Европы к Гаскале и  возрождению.

к списку статей фотографии к статье

 

Hosted by uCoz