1907-й в еврейской судьбе

Александр Вишневецкий

Статья была напечатана 20 сентября 2007 года в газете "Новости Недели", в приложении "Еврейский Камертон" .

Наше дело преследует три цели: возродить народ, страну и язык… Я призываю всех сомневающихся: идите в страну, и там увидите вы, как заброшенные пустыни руками наших братьев превращены в уголки рая. Побывайте в школах, на улицах колоний, где играют дети, и вы услышите, как звучит наш живой язык. Побывайте в домах, встречайтесь с людьми, проникните в общественную жизнь, и вы почувствуете, что создается нечто новое, своеобразное: еврейская жизнь, еврейские чувствования и мышление».

Иехиэль Членов , сионистский лидер(из выступления на 8 Сионистском Конгрессе)

Ровно сто лет назад завершилась Первая русская революция. Как и в предыдущие 1905-1906 годы этот год сопровождался преследованиями евреев, не получившими за годы революции никаких гражданских прав. Характерное сообщение из центральной газеты того времени (материалы из газет взяты на сайте »Газетная старина») за январь 1907 года: «До сведения полиции дошло, что в обширном владении Кондратьева имеют постоянный приют евреи, не имеющие права жительства в Москве. Полиция произвела обыск и действительно в квартире Мовши Кац обнаружила 5 человек евреев, у которых разрешения на жительство в Москве не было. Все 5 человек высланы немедленно из Москвы, а хозяин квартиры привлекается к ответственности». 28 февраля 1907 года произошел погром в Елизаветграде Херсонской губернии. Вот сообщение Санкт-Петербургского Телеграфного Агентства от 28 февраля 1907 года: « Елизаветград 8,II. Сейчас окончились похороны убитого 24-го февраля главаря дружинников «русского союза» Прохорова. На обратном пути «союзники» начали стрелять, избивать проходящих евреев, разбивать окна еврейских магазинов на главной улице. То же происходило на базаре. Говорят, что есть раненные. Все торговые заведения закрыты. Город охвачен паникой. Улицы словно вымерли. Вызваны войска».  Так ого рода материалов в сообщениях за 1907 год много. Следствиями такой реальности были следующие факты - массовый исход евреев из России, только в Северную Америку за 1907 году переселилось 115 тысяч евреев; на пятом съезде РСДРП с участием 342 делегатов (Лондон, 13.05-1.06.1907 года) около трети делегатов были евреями.

С середины 1907 года н ачинаются решительные действия российских властей, чтобы покончить с русской революцией. 10 мая (даты даны по старому летоисчислению) в речи премьер-министра П.Столыпина на заседании II Государственной Думы следует призыв "Дайте России покой!" И уже 2 июня полицией арестованы члены социал-демократической фракции в Государственной Думе , а 3 июня обнародован манифест Николая II о роспуске Государственной Думы , избранной в конце 1906 г. 4 июня начинаются м ассовые аресты полицией членов РСДРП(б). Третьеиюньский роспуск Думы означал резкое изменение во внутренней политике премьер-министра Столыпина, в том числе, и в еврейском вопросе. Так, 14 сентября 1907 года собрание членов черносотенного Киевского губернского отдела “Союза русского народа” потребовало в письме Столыпину очистить Киевский политехникум от евреев. Резолюция премьера на это письмо была такой: “Наконец, среди грубой брани и требований, вызванных политиканством и интригой, дождался я от “Союза русского народа” мыслей правдивых и серьезных. Безобразный прием евреев в Киевский политехникум уже обратил на себя мое внимание, и я принял соответствующие меры”. Столыпин приказал исключить из политехникума 100 студентов-евреев, выдержавших конкурсные экзамены. Столыпинское правительство не внесло никаких законопроектов по отмене ограничений для евреев, никакого улучшения жизни евреям не принесло, а в ряде моментов ужесточило законодательство в отношении евреев. Сионистское движение, имевшее к тому времени сторонников в России, было запрещено и не имело права создавать легальные организации. Это действие властей было увязано с чрезвычайным положением в стране, объявленном в 1907 году. Вместе с тем, в отличие от революционных лет (1905—1906), в еврейском населении заметно окрепли сионистские настроения. Однако из-за давления властей использовать эти симпатии масс для усиления сионистской работы и распространения сионистских идей не было никакой возможности. Единственное место, оставшееся для пропаганды сионизма — синагога, но для работы там не было подходящих агитаторов. Нужна была печатная агитация, но еврейские массы, не знающие русский язык, нуждались в газете на идиш. На конференции русских сионистов , состоявшемся в Гааге в дни предшествовавшие Восьмому сионистскому конгрессу (август 1907 года) было решено организовать выпуск ежедневной газеты на идиш, но по материальным причинам это сделать не удалось, и поэтому был продолжен выпуск еженедельника "Дос идише фолк" (Еврейский народ). В президиум конференции были избраны: Усышкин (Одесса), доктор Членов (Москва) Темкин (Елизаветград), бывший член 1-й Государственной Думы Розенбаум (Минск) и доктор Вейцман (Манчестер). Поскольку из-за реакции, воцарившейся в России после провала революции 1905 года, там уже нельзя было свободно проводить публичные собрания, свою конференцию российские сионисты устроили в Гааге. На ней Д. Пасманик и Л. Яффе сделали обзор состояния движения. Они отметили, что линия "синтетического сионизма", выработанная ранее сионистами России, сочетавшая два подхода – необходимость политической поддержки великих стран по созданию еврейского государства в Эрец Исраэль и практическое освоение и заселение земли Израиля, не дожидаясь политического решения, является основной в их деятельности. В прениях участвовали М. Усышкин, Е. Членов, В. Жаботинский и другие. Х. Вейцман принимал участие в работе съезда в качестве гостя от английских сионистов.

К этому времени значительно возрастала роль евреев США, бывших жителей Российской империи, покинувших ее из-за погромов и преследований, по защите гражданских прав евреев, оставшихся в России. Американский еврейский комитет, основанный в 1906 году, добивался международной поддержки русских евреев. 27 января 1907 года комитетом была принята резолюция, в которой было сказано: «Для предотвращения зверских убийств евреев в России нет более эффективного средства, чем просвещение народов западного мира в отношении реального положения дел в России, которое до сего времени систематически скрывалось или искажалось правительством России; именно поэтому должна быть создана пресс-служба, собирающая и распространяющая достоверную информацию о происходящем в этой стране». В том же 1907 году Американский еврейский комитет предпринял первый политический шаг в Вашингтоне, выступив против нарушения положений договора 1832 года между Россией и США. Русское консульство в США регулярно отказывало американским евреям во въездных визах в Россию, и комитет в сотрудничестве с некоторыми лидерами в Конгрессе начал борьбу за отмену договора 1832 года. Эта борьба длилась пять лет и закончилась победой комитета.

Одним из важнейших событий еврейской жизни того времени был 8 сионистский конгресс , проходивший 14-21 августа 1907 года, в нем участвовало около 400 делегатов и примерно половина из них была из России. Место для его проведения было выбрано с расчетом привлечь к еврейскому вопросу внимание великих держав, так как в то самое время (август 1907 года) в Гааге проводилась Вторая мирная конференция, обсуждавшая вопросы ограничения вооружения. Однако надежды заинтересовать великие державы бедами евреев закончились неудачей. Центральным вопросом, который предстояло обсудить на сионистском конгрессе, была практическая работа в Палестине. И как на прежних конгрессах, основные резолюции носили отпечаток взглядов российских сионистов. В центре внимания оказались споры между сторонниками практического и политического сионизма. Сторонники политического сионизма настаивали на том, чтобы практическая работа в Эрец-Исраэль была начата лишь после получения политических гарантий о возможности создания еврейского государства в Эрэц Исраэль, их противники утверждали, что без значительной поселенческой деятельности мало надежды на получение поддержки от великих держав. Хаим Вейцман сформулировал в своем выступлении концепцию "синтетического сионизма", которая нашла широкий отклик среди делегатов: ".... Мы должны сказать народу, что он достигнет своей цели лишь в том случае, если уже сегодня начнет освоение принадлежащей ему страны. ...Политический сионизм требует работы во всех областях, требует практической работы для достижения политической цели». С той поры в сионистском движении укоренился термин "синтетический сионизм" как обозначение сплава двух направлений, политического и практического. Вейцман утверждал, что политическая работа должна сопровождаться реальным освоением земель в Эрец-Исраэль, возрождением языка иврит, приобщением к еврейской истории и к вечным ценностям еврейства. С аргументацией сторонников школы синтетического сионизма согласовывалась и речь Членова, который за три недели до этого побывал в качестве представителя сионистского правления на праздновании 25-летия со дня основания поселения Ришон ле-Цион, он привез от участников празднования приветствие конгрессу. О состоянии национального воспитания в Эрец-Исраэль докладывал д-р Шмарьяху Левин. Он заявил, что в новых поселениях страны, начала развиваться сеть национальных школ, где языком преподавания стал иврит, и у детей иврит превратился в живой разговорный язык. Далее он коснулся развития нового ишува и недавно прибывшего из России контингента, образовавшего зачатки городского сословия и рабочего класса (то была Вторая алия, начавшаяся с 1904 года). Нахум Соколов говорил о национальном воспитании в диаспоре и предложил, чтобы конгресс провозгласил иврит официальным языком сионистского движения и его органов. В прениях по докладу руководства выступил один из организаторов движения Поалей Цион Шломо Капланский. В августе 1907 года, во время работы Восьмого сионистского конгресса в Гааге, собралась первая всемирная конференция Поалей Цион, где был основан Всемирный еврейский социалистический союз Поалей Цион. В своем выступлении он подчеркнул необходимость проявления забот о поселениях. В помощи сионистов нуждаются бедняки - трудящиеся, способные превратить Палестину в еврейскую страну. Впервые в конгрессе приняли участие и представители палестинских еврейских рабочих: от партии «Поалей Цион» (рабочие Сиона) Ицхак Бен - Цви (будущий президент Государства Израиль) и Исраэль Шохат, от партии «Хапоэль хацаир» (молодой труженик ) — Иосеф Аронович и Элиэзер Шохат (брат Исраэля Шохата), все четверо — халуцим (пионеры Второй алии из России). Обе рабочие партии в Эрец-Исраэль выступали за проведение практической работы в стране. Среди решений 8 конгресса было признание иврита официальным языком сионистского движения, его руководящих органов, конгрессов и съездов. Сионистским организациям предоставлялось право наряду с ивритом пользоваться и другими языками для популяризации своих идей.

У сионистов России имелось полное основание быть довольными резолюциями Восьмого конгресса в Гааге, отразившими их позицию в отношении практической работы в Палестине и признавшими принцип «синтетического сионизма». На восьмом Сионистском конгрессе 1907 года было решено также продолжать покупать и осваивать новые земли, поддержать усилия по созданию поселений. Для этой цели было создано «Палестинское бюро для приобретения и освоения новых земель», которое возглавил экономист и социолог Артур Руппин (1876-1943) , он стал затем ключевой фигурой практической деятельности сионистских поселений Палестины. В 1907 году он был направлен Давидом Вольфсоном, президентом Всемирной сионистской организации, изучить состояние еврейского ишува в Палестине и возможности для развития сельского хозяйства и промышленности. Руппин представил исполнительному комитету сионистской организации подробный доклад и предложил ряд мер в рамках разработанной им программы для трудовых поселений в Эрец-Исраэль, по итогам увиденного им в Палестине в течение шести месяцев пребывания там весной и летом 1907 года. Еврейская община в Палестине составила к тому времени 80000 человек.

Ниже в сжатой и переработанной форме изложено содержание его доклада. В 1907 году, согласно отчету Руппина, еврейское население Палестины состояло из трех различных слоев. Первый слой несколько тысяч евреев - сефардов, которые жили в стране на протяжении столетий, нравы и образ жизни которых близок к местным арабам, говорящих также по-арабски. Они не получали денежной поддержки от евреев мира и вели трудную жизнь мелких торговцев и ремесленников. Евреи Марокко, Персии и Йемена, которые приехали в Палестину в те годы, также могут быть отнесены к этой группе. Второй слой состоял из религиозных ашкеназийских евреев преклонного возраста, которые прибывали в Палестину в течение последних ста лет. Они уезжали в Палестину почти исключительно, чтобы умереть на Святой земле. В Европе существовала разветвленная сеть для сбора средств по поддержке этих евреев в Палестине. Эти люди сосредоточены в Иерусалиме, но их также можно найти в Тверии и Хевроне. В этом слое нет экономической жизни, не существует никакой связи с внешним миром и крайне трудно внедрить новое содержание существования в этой группе населения.

В Иерусалиме в дополнение к названным двум слоям еврейского населения, находилось в то время изрядное количество людей из Персии, Йемена, Марокко и Средней Азии (бухарские евреи), которые зарабатывают на жизнь своим трудом. К этому слою также относятся молодые евреи современного типа из Восточной Европы, которые приехали в Палестину под влиянием сионистских идей. Бухарские евреи наиболее состоятельные в этой группе со своими домами в Иерусалиме. Иммигранты из Йемена, являются важным элементом для Палестины, они могут, в силу ограниченных их потребностей успешно конкурировать с дешевой рабочей силой из арабов. Они привыкли к тяжелому физическому труду и могут быть легко преобразованы в сельскохозяйственных рабочих. В Иерусалиме сосредоточены наиболее важные образовательные институты. Есть большие больницы, школы, Академия художеств и прикладного искусства " Бецалель " основанная профессором Борисом Шацем в 1906 году , Национальная библиотека. Евреи составляют шестьдесят- семьдесят процентов населения Иерусалима. Но, на то время евреи в Иерусалиме не обладали экономической властью, хотя все большее число евреев обращалось к труду и торговле. Евреи, проживающие в Иерусалиме, в большинстве общались на иврите и идиш. В Хайфе среди 2000 евреев было 1800 сефардов и 200 ашкеназских евреев. Некоторые богатые российские евреи основали здесь нефтяные и мыльные фабрики, которые обеспечивают занятость большого числа евреев. Открытие железной дороги из Хайфы на Дамаск улучшает деятельность порта Хайфы и экономическую жизнь города. Третий слой евреев, в то время получил наибольшее развитие в Яффо, чье еврейское население 8000 человек делится поровну между ашкеназами и сефардами, не получающими никакой внешней финансовой поддержки. Яффо стала центром современной еврейской жизни в Палестине, здесь находились в то время зачатки современного промышленного развития. Существовала большая автомастерская, в которой было занято около 100 еврейских рабочих. Евреи также принимали участие в экспорте и импорте, но их роль в этой деятельности оставляла желать лучшего. Близость еврейских колоний Петах Тиквы, Ришон ле-Циона и Реховота благоприятно воздействует на город, так как колонисты продают свою продукцию в Яффо, и в свою очередь делают покупки в городе. Но, по большей части евреи в Яффе вели борьбу за существование. Большое значение в Яффе приобрела созданная в то время гимназия, которая приняла иврит в качестве языка обучения и способствовала распространению иврита среди еврейского населения.

Еврейские колонии были основаны в последние тридцать лет, предшествующие 1907 году, для создания сельскохозяйственной базы: часть создана молодыми людьми из Восточной Европы, в результате их энтузиазма и трудолюбия, но без опыта и экономических ресурсов, другие по программе колонизации барона Ротшильда, выделившего для этого огромные суммы. В работе колоний были допущены ошибки. Одна из ошибок в том, что люди, которые должны были стать фермерами, не располагают достаточной информацией о сельском хозяйстве. Необходимо дать поселенцам время на предварительное обучение в этой стране. М ожно представить два метода сельскохозяйственной колонизации - работу под руководством администратора, но без принятия ответственности, или дать поселенцам решать самим все вопросы по своему усмотрению. О шибкой было ориентировать многие колонии на производство одной культуры, это либо виноград, или апельсины, или зерно. Как следствие, часть времени года они обречены на бездействие. Теперь эти ошибки пытаются устранить через повышение самостоятельности и независимости колонистов, ограничения вмешательства администраторов. Например, винные подвалы Ришон ле-Циона, которые сначала были под контролем администрации, находятся на попечении комитета колонистов. Существует уже 25 еврейских колоний. Имеет место склонность молодежи некоторых колоний мигрировать из страны. Причина в том, что они не видят будущего для себя в этой стране, из-за невозможности найти подходящую работу. Если они покидают эти земли, то это навсегда. В отличие от жалких арабских деревень, с их хижинами из глины, еврейские колонии, с их широкими улицами, каменными домами, красными каменными кровлями выглядят как настоящие оазисы культуры. Еврейские колонисты внесли огромный вклад в техническое совершенствование сельского хозяйства в стране. Они были особенно активны в работе на плантациях апельсинов, миндаля и олив. Существует живая духовная деятельность в колониях, и еврейское самосознание находит здесь выражение сильнее, чем в городах. Иврит все больше популярен в качестве языка повседневного использования. Именно из колоний язык перемещается в город, где он уже играет важную роль.

Ч то можно еще сделать в Палестине? Что касается городов, ответить не сложно. Необходимо ликвидировать систему финансовой поддержки, которая по-прежнему обеспечивает часть евреев, путем замещения ее работой. Не видно перспективы повышения уровня жизни. Рынок слишком мал, евреи заняты в импорте и экспорте, который почти полностью связан с сельскохозяйственной продукцией (зерно и кунжут), но здесь лишь сравнительно небольшое число евреев может зарабатывать на жизнь. В озведение и оснащение фабрик требует больших инвестиций, а отсутствие угля и железа в Палестине ставит определенные препятствия на пути развития тяжелой промышленности. К ак первый шаг на пути улучшения экономического положения евреев в Палестине рекомендуется внедрение малых предприятий, что особенно желательно в Иерусалиме, в котором содержится две трети еврейского населения Палестины. По колониям необходимо не ограничиваться только плантациями, а заняться также выращиванием зерновых культур. Если каждая колония займется культивированием пшеницы, а также насаждениями и производством кормов для скота, еврейский рабочий может работать здесь круглый год. Большое значение имеет проблема привлечения женщин к сельскохозяйственным работам. Из-за отсутствия кормов трудно держать скот. В итоге нет ни молока, ни масла в еврейских колониях. Нельзя забывать о необходимости сети дорог и о расширении колоний. Большинство евреев, которые приезжают в Палестину, не располагают собственными средствами, и именно наиболее трудолюбивые элементы, которые могут работать, должны пройти путь от статуса работника до независимого фермера, арендатора или собственника. Таким людям надо дать участки земли, и с помощью кредитов обеспечить первые запасы и все необходимое для строительства дома. Они больше не будут нуждаться в инструкциях о том, как им работать на земле, и ответственность полностью ляжет на них. Такова была далеко не полная картина еврейской жизни 1907 года.

к списку статей

фотографии к статье

 

Hosted by uCoz