ЕВРЕИ МИРА ВЕК НАЗАД

           

Домой к списку статей фотографии к статье

 

ЕВРЕИ МИРА ВЕК НАЗАД

                                                                                                                                                                                                             Александр Вишневецкий

 Газета  «Новости недели»  от  10 октября 2013 года,  приложение  « ВРЕМЯ  ЕВРЕЕВ»

Когда знакомишься с нынешним положением Государства Израиль и евреев в мире, то ситуация для нашего народа воспринимается как крайне неблагоприятная. Здесь и угроза покончить с "сионистским образованием" со стороны Ирана, подкрепляемая продвижением этой страны  к созданию ядерного оружия, полнейшая неразбериха в Сирии и вероятность военного конфликта с Израилем, ухудшение отношений с Турцией, колоссальные перемены в арабском мире, несущие угрозу еврейскому государству со всех его границ, исламизация Европы и двойные стандарты Ев­росоюза в отношении Израиля, недру­жественные проявления со стороны руководства США и даже целого ряда еврейских организаций супердержавы. И число такого рода негативных факторов не ограничивается названными.


Но, вглядываясь в прошлое, убеждаешься: такого рода проблемы всегда были у нашего многострадального народа. Рассмотрим, к примеру, события в еврейском мире сто лет назад, в 1913-м - за год до начала Первой мировой войны, когда мало что предвещало эту страшную катастрофу, приведшую к гибели миллионов людей.

РОССИЯ. По всероссийской переписи 1897 года в империи числилось более 5 миллионов евреев, из них 3,5 миллиона проживали в черте оседлости. Для евреев империи наличие черты оседлости и лишение многих гражданских прав сохранялись вплоть до марта 1917 года. 1913-й, как и все предыдущие, был го­дом преследований и притеснений. Слабые надежды появились при начале работы IV Думы (ноябрь 1912-го), но они погасли уже к началу 1913 года. В 1913-м для евреев были введены новые ограничения - деловой активности, возможностей получения образования, прав жительства.

Процесс над Менахемом -Менделем Бейлисом (1874-1934), жителем Киева, приказчиком кирпичного завода, отцом пяти детей, привлек внимание всего мира. Бейлис был арестован летом 1911-го года по обвинению в ритуальном убийстве десятилетнего Андрея Ющинского. Кровавый навет, сфабрикованный в Киеве и поднятый на уровень вопроса государственной важности, два года висел угрозой над головами всего еврейского населения России. Чем ближе было к судебному процессу, тем яснее становилось, что все темные силы, начиная от царедворцев Николая Второго и кончая уличными антисемитами и черносотенцами, единым фронтом выступили против евреев. В противодействие им в Петербурге был организован комитет в защиту Бейлиса. Было отрадно видеть, как энергично противостояло этому страшному навету цивилизованное человечество и подавляющая часть русского народа. Во всем мире были организованы протесты и демонстрации. Суд проходил в Киевском окружном суде, начиная с 11 октября 1913 года. После 32 дней нажима со стороны реакционеров, присяжные, несмотря на сфабрикованные показания и лжесвидетельства, представленные стороной обвинения, признали Бейлиса невиновным и оправдали его. Процесс Бейлиса стал позорным поражением политики русского правительства и царя Николая II.

Что касается экономического положения в России после революции 1905 года, то благодаря наметившемуся подъему, связанному с расширением свобод для производственных организаций, евреи получили новые возможности в борьбе за существование. В польско-литовских провинциях быстрыми темпами развивалась текстильная индустрия, ее центрами стали Лодзь, Белосток и Варшава. Евреи здесь принимали участие не только как предприниматели и рабочие, но и как посредники в создании новых предприятий. Была также организована целая сеть кредитных организаций и кооперативов, которые снабжали купцов и ремесленников дешевыми ссудами, а ремесленников - средствами производства.

За границей, преимущественно в Германии, Франции и Австро-Венгрии, в 1913 году обучалось более семи тысяч еврейских студентов из России. В культурном плане важно отметить завершение выпуска Еврейской энциклопедии на русском языке (16 томов, Петербург, издательство Брокгауз-Эфрон, 1908- 1913). Это издание было составлено подобно американской Еврейской энциклопедии с подробными ответами на многие вопросы и с привлечением к ее созданию лучших еврейских ученых и специалистов в России того времени

РУМЫНИЯ. До Первой мировой войны Румыния и царская Россия имели репутацию самых антисемитских стран Европы. После того, как в 1866 году на румынский престол вступил Кароль I из не­мецкой династии Гогенцоллернов, евреи, проживающие в стране стали рассматриваться как иностранцы и были лишен основных гражданских прав. У евреев были отняты права на заработки от торговли и предприняты меры по запрету заниматься ремеслами. Еврейский народ играл роль "козла отпущения" в непрекращающейся борьбе между правящим классом и крестьянством. Заметное влияние еврейского капитала, участие евреев в торговле и банковском деле, их профессиональный и организационный опыт не позволяли румынским властям полностью исключить евреев из социальной жизни страны или сущест­венно ограничить их участие в ней, поскольку это могло негативно отразиться на экономическом развитии Румынии. Несмотря на дискриминацию, евреи сыграли важную роль в трансформации Румынии из отсталой феодальной страны в государство с современной экономикой.

Тем не менее к началу Первой мировой войны подавляющая часть еврейского населения Румынии была лишена гражданства, действовали ограничения в доступе к ряду профессий и торговле, евреи также были лишены права на образование в государственных учебных заведениях. При этом в румынской армии служили 23 тысячи евреев, то есть примерно 10 процентов всего еврейского населения. Результаты подобной политики не замедлили сказаться: десятки тысяч евреев, преимущественно квалифици­рованных специалистов, выехали из Румынии. По переписи 1899 года еврейское население страны составляло 299632 человека, а в 1912-м их число сократилось до 239967, что соответствовало 3,4 процента от численности всего населения Румынии.

ПОЛЬША. По данным 1897 года, евреев в Польше было 1 миллион 316 тысяч, в 1908-м - 1 миллион 716 тысяч. В городах численность евреев доходила до 40 процентов от численности горожан. Ежегодный прирост еврейского населения был свыше трех процентов, а поляков - около 2,5 процентов. Противо­действие еврейскому экономическому и культурному подъему с осени 1912 года выразилось в компании экономического бойкота, в попытках вытеснения евреев из всех отраслей производственной жизни. В экономике евреи более всего были связаны с торговлей и промышленностью, именно в этих областях возникло стремление польской знати вытеснить евреев, хотя их участие в этих отраслях и деятельности банков наиболее способствовало подъему Польши.

Переход промышленности и торговли в польские руки составлял основную задачу националистов в Польше. Бойкот еврейских банков и магазинов распространился в 1913-м по всей территории страны и нанес значительный материальный и моральный ущерб двум миллионам евреев. Их стали обвинять в попытках создать 'вторую еврейскую страну". Дескать, у них есть своя пресса и театр на их народном языке, они онемечивают Польшу со своим "жаргоном". Антисемитские настроения выражались лозунга­ми типа "Не могут быть две нации на Висле!". О масштабах бойкота еврейской торговли свидетельствуют официальные данные: так, из 40 городов и местечек Варшавской губернии бойкотом было охвачено 38 Руководителями движения против участия евреев в экономике и торговле выступали ксендзы, поме­щики, адвокаты, доктора и даже чиновники.

Поляков призывали не покупать товары в еврейских магазинах и Открывать свои торговые предприятия. Тем не менее количество польских магазинов продолжало оставаться существенно мень­шим, чем еврейских: по стране на 2111 еврейских магазина приходилось всего 366 польских; после объявления бойкота возникли польские магазины в 21 пункте, другие, прежде существовавшие, стали  развивать более энергичную деятельность. Но оптовая торговля оставалась по прежнему всецело в ев­рейских руках.

Из-за бойкота еврейская эмиграция выросла. В составе эмиграционного потока значительно увели­чилось участие торговцев (до 17 процентов), тогда как прежде эмигрировали почти исключительно ре­месленники. Чем дальше, тем резче становился тон в полемике против евреев, тем большее число людей и органов печати стало примыкать к антисемитам. Так, в пропагандистских целях обращалось внимание на то, что на многих еврейских фабриках отдается предпочтение еврейским работникам перед польскими. От 1 июля 1912-го до 30 апреля 1913-го из Польши эмигрировало 150 тысяч евреев. Энер­гичная, мужественная борьба против этого бойкота со стороны евреев всего мира стала одной из важнейших еврейских национальных задач.

БАЛКАНЫ. Частые погромы, убийства и массовый исход евреев стал*! сопутствующим результатом Балкано-турецкой войны. Осенью 1912 года Болгария, Сербия и Греция начали совместно военные операции против Турции с целью захвата и раздела между собой ее европейской части. Накануне войны в областях Турции на Балканах насчитывалось 200 тысяч евреев, из них - до 45 тысяч в Болгарии, в Сербии и Греции примерно по 7 тысяч. В армейских операциях против Турции участвовало свыше пяти тысяч еврейских солдат. Что касается турецкой армии, то евреев там было меньше, поскольку действовал запрет на участие немусульман в военных действиях. Тем не менее трагичность ситуации состояла в том, что еврейские потомки изгнанников из Испании противостояли друг другу.

Трагичной оказалась ситуация и для всего еврейского населения Балкан, когда противостоящие Турции силы захватили большинство турецких владений на полуострове. Евреев на территории, ранее подконтрольной Турции, народы Балкан рассматривали как союзников турок. Вследствие этого еврейское население пострадало, имели место погромы и грабежи. Больше всего досталось еврейской общине Салоник, попавшей под контроль Греции, насчитывающей 70 тысяч человек. Помимо погромов здесь имели место и убийства евреев. В июле 1913 года на Балканах вновь вспыхнула война из-за споров о разделе отвоеванных у Турции территорий. На этот раз Сербия, Греция и присоединившаяся к ним Румыния выступили против Болгарии и отняли у нее большую часть бывших турецких территорий. В августе 1913 года в Бухаресте был подписан мирный договор. Турция в результате потеряла 100 тысяч евреев, Греции досталось из них 80 тысяч (за счет Салоник), Сербии - 10 тысяч, Румынии - несколько тысяч. Положение бывших турецких евреев в Греции стало гораздо хуже: теперь в стране насчитывалось 87 тысяч евреев вместо имеющихся ранее 7 тысяч. Хуже всего оказалось положение бывших турецких подданных в Румынии, где всегда имело место бесправие евреев.

США. Рост еврейского населения в Соединенных Штатах шел очень быстрыми темпами. Отток евреев из России, Румынии, Польши за два последних десятилетия XIX столетия составил свыше одного миллиона человек, а за 13 лет в новом XX веке - еще около 1,5 миллиона человек. В итоге к началу Первой мировой войны в США проживало свыше 3 миллионов евреев. Это был крупнейший еврейский центр после Российской империи. Борьба против антисемитизма стала одной из важнейших националь­ных задач для евреев в США. Американские евреи требовали от Николаям положить конец преследованиям евреев. Между усиливающимся американским еврейством и царским правительством возникла тяжба из-за того, что евреи - граждане США, попадая в Россию по делам торговли или личным, лишались своих прав и свобод и рассматривались как местные евреи на время пребывания в России. И это несмотря на то, что, согласно договору между США и Россией от 1832 года, права и свободы всех граждан США на территории России, как и граждан России на территории США должны были соблюдаться. Причина такого поведения России состояла в том, что власти опасались возвращения части Эмигрировавших евреев с паспортами граждан США и необходимостью в этом случае признания за ними всех гражданских прав и свобод в России.

В связи с этим под давлением общественности (и не только еврейской!) 1 января 1913 года договор 1832 года был в США аннулирован. Но возникла новая проблема, связанная с огромным притоком эмигрантов в США, с прибытием ежегодно около миллиона человек. Из них с 1 июля 1912 года по 1 июля 1913 года число эмигрантов- евреев составило 105 тысяч, причем 74 тысячи прибыли из России. Правда, евреев считали желательными эмигрантами, ведь они обычно приезжали на постоянное жительство в США, в отличие от приезжающих временно представителей других национальностей (поляков, итальянцев, венгров), чтобы подзаработать. Экономические соображения вынудили США ужесточить контроль за эмиграцией, что сказалось также на возможности эмиграции евреев. В 1913 году были приняты ряд мер против массовой эмиграции, в частности, оговаривался допуск в США только грамотных людей, с хорошим физическим и духовным здоровьем. На этот закон президентом в 1913 году было наложено временное вето, мотивированное тем, что США с самого начала своего существова­ния соблюдали принцип свободы эмиграции. В 1914 году эта тема отпала из-за войны США с Мексикой и затем - с началом Первой мировой войны.

В течение 1913 года евреи США принимали активное участие в движении протеста против польского бойкота, против кровавых наветов, в борьбе за свободную эмиграцию, против российских и румынских преследований евреев.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. Заметным происшествием года в Западной Европе в отношении евреев было изгнание еврейских студентов. Начавшись в Пруссии, этот процесс сначала распространился в Гер­мании, затем дух преследования и исключения распространился на Швейцарию и Францию. В еврейских интеллигентных кругах приходили все больше и больше к убеждению, что Америка остается главным местом для еврейской студенческой молодежи В Австрии отношения между еврейскими и христианскими студентами приняли такие формы вражды, что вспыхивали стычки между ними. Преимущественно в Австрии и особенно в Галиции в 1913 году дали себя сильно знать российские веяния - польский бойкот и дело Бейлиса.

СИОНИЗМ И ИЗРАИЛЬ. Последний перед началом мировой войны 11 сионистский конгресс прошел в Вене в августе 1913 года, он закрепил переход от политического сионизма к практическому. Реальная работа в Эрец-Исраэль рассматривалась на конгрессе как цель для укрепления еврейского присутствия в стране. Публицист Нахум Соколов на этом конгрессе в обзоре исторического момента дал новый ответ на национальную проблему. Он считал, что галуту необходим живой объединяющий центр, каковым должен стать Эрец-Исраэль. Конгресс много внимания посвятил вопросу о национальном воспитании, об установке господства иврита в школах, в литературе и в обществе в целом. С во­одушевлением был принят проект М.Усышкина о создании в Иерусалиме национального университета.

Реализацией идей практического сионизма стала новая волна евреев, прибывающих в Палестину (1904-1914 го­ды), связанная с серией кровопролитных погромов в российской черте оседлости. Эту эмиграцию называли "вторая алия", она состояла в основном из еврейской молодежи из партии "Поалей Цион". Участники второй алии начали последовательно осуществлять повсеместно принцип еврейского труда, не зависящего от арабов. В этот же период возникают первые политические образования евреев в Палестине, появляется светская пресса на иврите, возникает система школьного и профессионального образования на этом языке. Появляется прообраз кибуцов - коммуна Дгания, первый еврейский город нового времени - Тель-Авив.

По мере возрастания численности евреев реакция арабов на соседей становилась все острее. Многие из этой алии прошли школу революционной борьбы и отрядов еврейской самообороны против черносотенных погромов в России. Мелкие стычки на бытовой почве постепенно разрастались, обе стороны формировали организованные группировки. Каждый еврейский город, район, мошав и квуца (кооперативные и коллективные поселения, соответственно) столкнулись с необходимостью защитить себя. В то время оборона была необходима в основном против местных арабских грабителей, отдельных лиц и организованных банд. Зарнукский инцидент 1913 года считается одним из первых жестких столкновений между еврейскими поселенцами и арабским населением. В столкновении, стоившем жизни двум евреям и одному арабу, сошлись жители Реховота и соседнего арабского поселения Зарнука. Все началось с того, что члены организации еврейской самообороны "а-Шомер" помешали двум арабским подросткам воровать урожай с виноградника на территории Ришон ле-Циона. Завязалась массовая драка, за которой последовали акты мести.

В Хайфе в 1913 году было построено здание первого в Эрец-Исраэль технического учебного заведения (будущий Технион), что потребовало значительных материальных затрат. Внес свой вклад известный торговец чаем из России Зеэв Высоцкий (лидер движения "Ховевей Цион"), выделили деньги евреи-бизнесмены и сионистские общества из США. Компания "Эзра" ("Помощь") из Германии, также предоставившая средства, поставила условие: преподавание должно вестись на немецком. Из-за этого вспыхнул спор, перешедший затем в широкое обсуждение важной темы: на каком языке вести преподавание во всех учебных заведениях. Возникли массовые акции протеста с требованием ис­пользовать в качестве языка общения иврит. "Война языков" 1913 года дала толчок для перехода на иврит в качестве официального языка Эрец-Исраэль во всех сферах, в том числе в еврейском образовании. В феврале 1914 года "война языков" закончилась победой сторонников иврита. Что касается занятий в Технионе, то из-за мировой войны они начались только в 1924 году.

В 1913-м полторы тысячи учащихся иерусалимских школ выехали в поселение Моца, что неподалеку от въезда в Иерусалим, и сажали деревья в честь праздника Ту би-Шват, провозглашенного Новым годом деревьев.

За 1900-1914 годы еврейское насе­ление Эрец-Исраэль увеличилось с 30 тысяч человек до 100 тысяч. В Иерусалиме к 1913 году проживало 60 тысяч евреев, 20 тысяч христиан и 15 тысяч мусульман.

                                                                                                              ▲▲▲

Прошло сто лет. В Польше нынче осталось всего от 4 до 10 тысяч евреев. Несмотря на это, по уровню антисемитизма эта страна устойчиво занимает одно из первых мест в мире. Этот феномен "антисемитизма в отсутствие евреев" сохранился и в Румынии, даже не принесшей извинений за преступления против еврейского народ а во Второй мировой войне. С массовым исходом еврейского населения из распавшегося СССР острота антисемитизма резко снизилась в России. Но на примере "дела учителя Фарбера", о котором писали "Новости недели", видно, что эта проблема не изжита и там.

Сейчас, век спустя, мало кто будет отрицать, что при всей сложности нынешней ситуации наличие еврейского государства на карте мира существенно изменило в лучшую сторону положение евреев, где бы они ни жили.